Конфликтные ситуации - неотъемлемый элемент социального взаимодействия, возникающий в различных сферах жизнедеятельности - в образовательном процессе, профессиональной деятельности и межличностных коммуникациях. Современная психологическая наука рассматривает конфликты не как сугубо негативное явление, а как важный социально-психологический феномен, обладающий значительным потенциалом для личностного и коллективного развития. Грамотное управление конфликтными ситуациями позволяет достичь более глубокого взаимопонимания между участниками коммуникации, способствует выработке новых решений и создает условия для перехода межличностных отношений на качественно новый уровень, характеризующийся повышением степени доверия и эффективности сотрудничества.
Указанным аспектам был посвящен тренинг, организованный психологами отдела по воспитательной и социальной работе БИ СГУ с целью развития коммуникативной компетентности и формирования навыков конструктивного взаимодействия среди студентов.
Так, в рамках тренинговых занятий участники узнали о природе конфликтов, их видах и стадиях развития, изучили основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
«В современном мире профессиональный успех напрямую зависит от умения выстраивать диалог, — подчеркнула Т.А. Акулова. — Навыки конструктивного разрешения конфликтов необходимо развивать во время обучения, ведь именно в студенческой среде формируются те модели поведения, которые потом определяют эффективность на рабочем месте».
Особый интерес у студентов вызвала практическая часть. Упражнение «Угадай кто?» не только помогло участникам лучше узнать друг друга, но и способствовало развитию важных навыков эмпатии и наблюдательности. «Было очень трогательно слышать, как одногруппники описывают твои лучшие качества, - поделилась студентка 332 группы психолого-педагогического факультета Марина Бирюкова. - Это помогло нам стать ближе и увидеть друг в друге то, что обычно остается незамеченным».
Особое место в структуре тренинга занимали командные упражнения, такие как «Шарады» и «Рисунок по очереди». В процессе совместного рисования участникам удалось глубже понять особенности индивидуального восприятия и ценность разных точек зрения при совместном творческом процессе. В ходе выполнения упражнения студенты учились согласовывать свои действия, находить баланс между личными идеями и коллективным замыслом, проявлять гибкость мышления и уважение к чужому видению. Аналогичным образом «Шарады» развивали навыки невербальной коммуникации, способность быстро понимать и поддерживать друг друга. Такие упражнения не просто учат работать в команде – они формируют осознание ценности каждого участника и важности совместного вклада в общий результат.
Тренинг завершился упражнениями «Комплимент» и «Подарок», которые помогли участникам в доброжелательной атмосфере выразить взаимную признательность и закрепить позитивный опыт общения. Эти практики сняли возможные напряжения, укрепили доверие в группе и позволили каждому осознать свой личностный рост через искренний обмен теплыми пожеланиями.
Проведенный тренинг «Искусство разрешения конфликтов: от спора к сотрудничеству» не только дал участникам ценные инструменты для конструктивного диалога, но и помог создать в студенческой среде культуру взаимопонимания и уважения. Полученные навыки – умение слушать, находить компромиссы и превращать разногласия в возможности – станут надежной основой как для академической успеваемости, так и для будущей профессиональной реализации выпускников.
наверх