18-19 ноября в Саратовском университете прошла V Международная научно-практическая конференция «Развитие одарённости в контексте больших вызовов: методология, проекты, технологии».
На конференции эксперты в области образования и учёные со всей страны обсудили теоретические аспекты феномена одарённости, результаты эмпирических исследований, а также презентовали лучшие практики в работе с одарёнными детьми и молодёжью.
Участниками конференции стали учёные из России, Казахстана, Китая, Белоруссии, Малайзии.
На торжественном открытии к участникам обратилась заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий Е.И. Балакирева:
В этом году мы проводим юбилейную пятую конференцию. У этого проекта есть большая история, постоянные партнёры. Весь путь, который проделан за эти годы, связан с постоянным проведением исследований. Была открыта магистерская программа “Педагогика одарённости”, работал Центр поддержки одарённых детей, проводились интересные проекты в сотрудничестве с летней школой для одарённых детей “Созвездие” и Саратовским региональным образовательным центром одарённых детей “Галактика64”. Очень приятно видеть сегодня тех, кто участвовал в этих проектах и вырос за эти 5 лет. Для нас это главный показатель того, что тема важна и с исследовательской, и c практической точки зрения.
Проректор по учебной работе И.Г. Малинский передал слова приветствия гостям конференции от ректора А.Н. Чумаченко и советника при ректорате Е.Г. Елиной.
Педагоги, которые работают с неординарными детьми, имеют большое умение выявить одарённость, не дать ей погаснуть, сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя уверенно и двигался вперёд по предначертанному ему направлению. Хочу высказать слова благодарности всем организаторам конференции и гостям, которые участвуют как очно, так и в онлайн-формате. Направления конференции совершенно разные: творческие, научные, спортивные. Саратовский университет будет поддерживать проекты в этом направлении и поощрять их. Желаю всем успехов!
От Педагогического института участников поздравили с открытием конференции заместитель директора Пединститута Е.Н. Горина и и.о. декана факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков М.А. Исайкина.
Конференция, безусловно, является авторитетной площадкой для обмена опытом, новаторскими идеями, объединяет ведущих учёных, педагогов, психологов, представителей государственных структур и общественных организаций, увлечённых темой одарённости. Задача нашей встречи – не только обсудить актуальные вопросы поддержки одарённых детей и молодёжи, но и предложить эффективные технологии, позволяющие им раскрыть свой потенциал.
В онлайн-формате к участникам обратился проректор Московского городского педагогического университета Р.В. Комаров. Он отметил, что в России образовались центры притяжения единомышленников по тематике одарённости. Среди них – Москва, Иркутск и Саратов.
Заведующая кафедрой психологии Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина Е.И. Медведская в своём видеообращении рассказала о многолетнем и успешном сотрудничестве с Саратовским университетом.
Пленарное заседание продолжилось выступлениями учёных:
-
проректор Российского государственного гидро-метеорологического университета Н.О. Верещагина представила доклад «Управление развитием одарённости обучающихся: образовательная программа и вызовы времени». Наталья Олеговна отметила важность развития проектной деятельности в образовательных программах для успешной реализации собственных проектов выпускников вузов;
-
директор Института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета А.Э. Страдзе выступил с темой «Особенности организационно-методического сопровождения обучения студентов, активно занимающихся спортом, в контексте инклюзивного образования». Александр Эдуардович сделал вывод, что достижение показателей технологического лидерства возможно на основе определённого качества жизни, которое обеспечивается регулярными занятиями спортом и формированием физической культуры;
-
руководитель Центра олимпиадной подготовки программистов имени Н. Л. Андреевой А.Г. Федорова рассказала об образовательных соревнованиях и чемпионатах в информационных технологиях. Доклад был подготовлен совместно со старшим преподавателем кафедры информатики и программирования Е.В. Булавиной. Антонина Гавриловна представила основные результаты учебной деятельности и достижения студентов по итогам работы Центра олимпиадной подготовки программистов имени Н. Л. Андреевой за последние годы;
-
заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий Е.И. Балакирева выступила с темой «Педагогические условия развития актуальной и потенциальной одаренности студентов (на примере СГУ)». Екатерина Игоревна составила список качеств, которыми обладают одарённые студенты, среди них: изобретательность, креативность, перфекционизм, прогнозирование, целеустремлённость.
В завершение встречи старший преподаватель кафедры педагогики и образовательных технологий М.В. Браташова выразила благодарность за участие в конференции директору Института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета А.Э. Страдзе и проректору Российского государственного гидрометеорологического университета Н.О. Верещагиной.
В первый день работали 4 секции, где выступающие представили более 60 докладов по темам:
-
«Теоретико-методологические ориентиры в исследовании одарённости»;
-
«Выявление, поддержка и сопровождение одарённости»;
-
«Образовательные практики в работе с одарёнными детьми в контексте больших вызовов»;
-
«Традиции vs инновации в развитии одарённости».
Во второй день конференции методист Саратовского регионального образовательного центра одарённых детей «Галактика64» Е.В. Тяпкина и доцент кафедры математической теории упругости и биомеханики А.М. Донник организовали открытые лекции об олимпиадной подготовке школьников.
По итогам конференции планируется издание сборника научных материалов с Российским индексом научного цитирования.
Конференция организована кафедрой педагогики и образовательных технологий СГУ совместно с коллегами из Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, Московского городского педагогического университета, Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина.