Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

СПЕЦСЕМИНАР
Ю.Н. Борисова

Русская литература и журналистика XVIII – ХIХ веков.
Русская театральная словесность

В руководстве спецсеминаром участвуют преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы В.В. Биткинова, А.В. Зюзин.

Исследовательская направленность спецсеминара:

Русская драматургия и театр XVIII–XIX вв.; поэтика произведений русской драматургии XVIII–XIX вв.; сценическая история пьес: от первых постановок до театральных экспериментов ХХI в.; театральная критика и журналистика XVIII–XXI вв.; художественная и мемуарная проза о театре; русская словесность, культура и история от Петра до Пушкина; литературно-художественное, мемуарное, эпистолярное, критическое наследие, журналистская деятельность русских писателей XVIII – начала XIX в.; русская культура XVIII – начала XIX в. в произведениях искусства XIX – XXI вв. (реминисценции произведений XVIII – начала XIX в. в литературе последующих веков; исторические произведения, театральные постановки, киноверсии исторических сюжетов, современные медиа-проекты, популяризирующие русскую культуру XVIII – XIX вв.).

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Образ идеальной женщины в журнале Н. И. Новикова «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета»
«Театр» Басты (Вас. Вакуленко): скоморошья традиция в русской рэп поэзии
Книги о Г.Р. Державине в серии ЖЗЛ
Загадочный мир театра в «Записках покойника» М. Булгакова
Повесть А.И. Куприна «Яма» в экранных версиях
«Игра в бисер» Игоря Волгина: драматургия телепередачи и современный зритель телеканала «Россия – Культура»
Театральные образы в цикле исторических миниатюр В. Сосноры «15»
Современные сценические интерпретации комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль": театральная практика, интервью с создателями, отражение в СМИ
Комикс как современный способ подачи исторического материала (на примере декабристского цикла в журнале «Дилетант»)

 

СПЕЦСЕМИНАР
А.И. Ванюкова, А.А. Гапоненкова

Литературная классика и журналистика Серебряного века
(конец ХIX – начало ХХ века)

Исследовательская направленность спецсеминара:

Русская эпика Серебряного века (очерк, рассказ, повесть, роман) в её классических выражениях: например, «После бала», «Хаджи Мурат» Л. Толстого, «Студент», «Невеста» А. Чехова, «Лёгкое дыхание», «Чаша жизни» И. Бунина, «Двадцать шесть и одна», «По Руси» М. Горького, «Красота», «Мелкий бес» Ф. Сологуба, «Петербург» А. Белого, «Голубая звезда» Б. Зайцева и др.; вершинные достижения русской драмы Серебряного века: «Чайка» – «Вишневый сад» А. Чехова, «На дне», «Дети солнца» М.Горького, «Жизнь человека», «Собачий вальс» Л. Андреева, «Живой труп» Л. Толстого; русские писатели на страницах ведущих литературных журналов Серебряного века: «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Нива», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон».

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Посвящения в любовной лирике С.А. Есенина
Повесть «Перед восходом солнца» М.М. Зощенко: авторская концепция и структура книги
Тема безумия в повести А.П. Чехова «Палата № 6» (к вопросу о реальном комментарии)
Костюмные образы в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Диалог в повести А.П. Чехова «Дуэль»
Автобиографические мотивы в повести М.Булгакова «Тайному другу»
Литературный отдел журнала «Русский современник» (1924 г.)
Образы праведников в повести А.П.Чехова «В овраге»
Ф.М. Достоевский в 1865 г. (общение с сестрами Корвин-Круковскими) 

 

СПЕЦСЕМИНАР
Л.Е. Герасимовой

Новейшая русская проза в информационном контексте современности

В руководстве спецсеминаром участвует преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Г.М. Алтынбаева

Исследовательская направленность спецсеминара:

Русский роман второй половины ХХ –XXI вв.; жизнь и творчество А.И. Солженицына; постмодернистские стратегии в литературе и СМИ; телевизионные римейки, ток-шоу и т.д.; взаимодействие высокой и массовой литературы; духовные и эстетические искания «новых реалистов» и «тридцатилетних»; православные традиции в литературе и публицистике.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Отклики на 100-летие А.И. Солженицына в современном медиапространстве
Что читают герои Солженицына
А.И. Солженицын-киносценарист
Поэтическая роль вещи в «Колымских рассказах» В.Т. Шаламова
Особенности поздней прозы Василя Быкова
Игра в произведении М. Петросян «Дом, в котором...»
Кинематографичность прозы Гузель Яхиной
Журналистское расследование как прием сюжетосложения в романе Р. Сенчина «Зона затопления»
Творческая деятельность Сергея Довлатова во время работы в журнале «Костер» (к вопросу об автобиографизме)
Трансформация мифа о Медее в современной русской литературе
Мифолого-фольклорный пласт в повестях Ч.Т.Айтматова 1970-х годов
«Эзопов язык» в повести А. и Б. Стругацких «Трудно быть богом»
Жанр рецензии (review of books) в современной зарубежной периодической печати 2000-х гг.
Медиапространство и журналистские технологии в прозе В. Пелевина

 

СПЕЦСЕМИНАР
Т.И. Дроновой

Русский роман первой половины ХХ века: текст и контекст (журнальный, философский, эстетический)

Исследовательская направленность спецсеминара:

Творчество Д. Мережковского, В. Брюсова, А. Белого, М. Булгакова, М. Алданова, А. Платонова, Б. Пильняка, Ю. Тынянова, А. Толстого, М. Шолохова и других писателей в русле интегративных процессов (диалога модернизма и реализма; синтеза искусств, жанровой диффузии в романном повествовании); нравственно-философская проблематика произведений, рассматриваемых в социокультурном пространстве современности и контексте «большого времени»; участие писателей в литературно-критической, публицистической и журнальной деятельности. (для журналистов)

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Функции хронотопов в романах В.А. Каверина 1930-х – 1950-х годов
Формы выражения авторского сознания  в романах А.С. Грина
Формы репрезентации и функции музыкального кода в малой прозе 1910 – 1930-х годов
Функции поэтических цитат в рассказах И.А. Бунина 1920-1940-х годов
Образ театра в «Театральном романе» М.А. Булгакова
Театрализация повествования в романе Ю. Олеши «Три Толстяка»
Нравственно-философская проблематика поздних романов Г. Газданова
Формально-содержательные особенности орнаментальных полей в романе «Голый год» и «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка
Функции интертекстуальных связей в романе Л. Д. Ржевского «Две строчки времени»

 

СПЕЦСЕМИНАР
И.Ю. Иванюшиной

Поэтические системы ХХ – XXI веков

Исследовательская направленность спецсеминара:

Групповые стратегии, индивидуальные поэтические системы и идиостили символистов (А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта, З. Гиппиус), футуристов (В. Хлебникова, В. Маяковского, И. Северянина, Е. Гуро, А. Крученых, Д. Бурлюка), акмеистов (А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева, М. Зенкевича, В. Нарбута), имажинистов (С. Есенина, В. Шершеневича, А. Мариенгофа), обэриутов (Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Н. Заболоцкого); публицистика  и журнально-издательская деятельность поэтов серебряного века; традиции серебряного века в русской поэзии второй половины ХХ в. (А. Тарковский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский,  Е. Евтушенко, Д. Самойлов, И. Бродский, Е. Рейн, А. Кушнер, В. Соснора, бардовская поэзия (А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.); новейшая русская поэзия: традиции и современность. Новые формы бытования поэтического текста. Рэп-поэзия. Интернет-поэзия. Визуальная поэзия.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

От «Снежной маски» к «Песне судьбы»: эволюция центральных образов А. Блока
Мотив безумия в поэзии футуристов (В. Маяковский и Т. Чурилин)
Гипербола и гротеск в поэзии и публицистике В.В. Маяковского
Поэтика и функции сновидений в лирике М. Волошина
Типы и функции повторов в сборнике М.И. Цветаевой «Ремесло»
Когнитивный конфликт героев в поэме И. А. Бродского «Горбунов и Горчаков»: рациональное и эмоциональное
Мотивы дома и бездомности в лирике А. А. Тарковского
Мотив дома в творчестве Арсения и Андрея Тарковских
Инфантильно-ювенильный дискурс в ранней лирике поэтов-шестидесятников (1953-1968)
Экзистенциальные мотивы в лирике А. Цветкова
Городской текст в рэп-поэзии М. Фёдорова

 

СПЕЦСЕМИНАР
И.В. Кабановой

Английская и американская проза ХХ-XXI вв.

Исследовательская направленность спецсеминара:

Семинар занимается изучением прозаических жанров (роман, повесть, новелла, документальные жанры) в литературах Англии и США  с 1890-х гг. до наших дней. Основные подходы - жанровая теория, теория экранизации, современные теории модернизма и постмодернизма. Студенты осваивают национальную литературную традицию, приобретают навыки профессионального чтения художественной и критической литературы, литературоведческого письма. В конце первого года работы в семинаре, после цикла практических занятий происходит выбор темы диплома, и в дальнейшем с каждым годом увеличивается пропорция индивидуальной исследовательской работы. На третьем курсе пишется курсовая теоретического характера для овладения теоретическими подходами к избранной теме. Четвертый курс посвящен созданию текста выпускной квалификационной работы.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Поток сознания в романе В. Вулф «Волны»
«Игра престолов»: от книги к фильму
Жанр литературного портрета в творчестве Т. Капоте
Американские ценности в новелле С. Кинга «Побег из Шоушенка»
Холокост в романе Мартина Эмиса «Зона интересов»
Проблема памяти  в романе Джулиана Барнса «Предчувствие конца»
Аллюзии в романе Стивена Кинга «Сердца в Атлантиде»

 

СПЕЦСЕМИНАР
Е.В. Киреевой

Фольклор – литература – народная культура: традиционное и новое

В руководстве спецсеминаром участвует преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы Л.Г. Горбунова.

Исследовательская направленность спецсеминара:

Проблемы духовной и материальной культуры; народная культура: история и современность; фольклор народов Поволжья; фольклорное и православное краеведение; вопросы этнографии; пост-фольклор (фольклор Нового времени); традиционные и новые прозаические жанры фольклора; проблемы взаимодействия литературы и фольклора на протяжении XI – XXI вв.; древнерусская литература и фольклор; литературная песня ХVIII – XXI вв.; культурный феномен бардовской песни; фольклор и фольклористика Саратовской Поволжья; фольклор и СМИ.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Свадебный обряд и лирика Саратовского Поволжья в трудах фольклористов XIX-XXI вв. и записях студентов СГУ
Фольклор в культуре современного села
Предания о Петре I в Саратовской, Вологодской и Архангельской областях
Мотив эсхатологической катастрофы в нарративах городского фольклора (по печатным, электронным источникам и расширенным материалам архивов – личного и УЛ «Кабинет фольклора имени проф. Т.М. Акимовой»)
Семейный фольклор
Прозвищный фольклор: прошлое и современность (по материалам печатных источников и архивов – УЛ «Кабинет фольклора имени Т.А. Акимовой» и личного)
Песенный мир разных слоев населения в «Евгении Онегине Пушкина
Рассказы о чудесах в Вавиловом доле (по печатным и архивным материалам)

 

СПЕЦСЕМИНАР
Б.А. Минц

Русская поэзия метрополии и эмиграции (1920-1950 гг.) в контексте литературной традиции

Исследовательская направленность спецсеминара:

Постсимволизм как филологическая проблема. Постсимволизм в поэзии; поэзия русской метрополии и эмиграции первой и второй волны в общекультурном и литературном контексте. Фольклорно-мифологические контуры русской пореволюционной поэзии. Традиции русской классической лирики и прозы в русской поэзии XX века. Творчество М. Волошина, М. Кузмина, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Нарбута, М. Зенкевича, В. Маяковского, В. Хлебникова, В. Шершеневича, С. Есенина, Н. Клюева, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Г. Адамовича, Г. Иванова, В. Ходасевича, М. Цветаевой, поэтов «военного призыва» и др. в контексте литературной традиции.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Кабацкие мотивы лирики А. Блока и С. Есенина
Мифопоэтика в поэмах Н.А. Клюева (на материале поэм «Погорельщина», «Плач о Сергее Есенине», «Песнь о Великой матери»)
Проблемы изучения «Поэмы без героя» Анны Ахматовой в школе
«Крымский текст» русской литературы (на материале «Солнца мёртвых» И. Шмелёва, лирики М. Волошина и О. Мандельштама)
Цикл Марины Цветаевой «Ахматовой» (1916) на фоне диалога двух поэтов
Образ Федры в драме и лирике Марины Цветаевой в контексте изучения творчества Цветаевой в школе
Пушкинская тема в лирике Давида Самойлова

 

СПЕЦСЕМИНАР
В.Ю. Михайлина

Литературный текст в антропологической и кросс-культурной перспективе

Исследовательская направленность спецсеминара:

Социо-культурная прагматика литературного текста. Литературный текст как провокация, позволяющая читателю (слушателю, зрителю) поупражняться в создании собственных проективных реальностей. Режимы читательской вовлеченности и механизмы воздействия на читателя; прагматические аспекты конкретных образных рядов и тематических полей («детская перспектива» и образ ребенка; образ «другого» и режимы экстраполяции, и т.д.); литература и миф. Символические коды в системе литературного текста. Гуманитарная мифология и художественная литература. Оккультная составляющая европейских символических кодов новейшего времени; опыты комментированного художественного перевода англоязычной прозы и драматургии.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Уильям Батлер Йейтс как медийная фигура 1890-х годов
Эстетика примитивизма в «Автобиографии Элис Б. Токлас» Гертруды Стайн
Конструирование маскулинности в сборнике рассказов «В наше время» Э. Хемингуэя
Образ маргинального подростка как инструмент социальной критики в фильме С. Кубрика «Заводной апельсин»
Способы конструирования образа автора в автобиографии Джона Лайдона «Роттен: Ирландцам, черным и собакам вход воспрещён»
Сравнительный анализ концепта «расширение сознания» в ситуации производства текстов «Голый завтрак» Уильяма Берроуза и «Электропрохладительный кислотный тест» Тома Вулфа
Микроисторические подходы в романе   Грэма Свифта «Waterland»

 

СПЕЦСЕМИНАР
Н.В. Мокиной

Проблематика и поэтика русской литературы XIX – начала ХХ веков

Исследовательская направленность спецсеминара:

Научная работа студентов связана с исследованием проблематики и поэтики произведений прозаиков и поэтов XIX – начала ХХ веков (Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, И. Гончарова, Достоевского, Чехова, а также писателей Серебряного века – А. Блока, Ф. Сологуба, З. Гиппиус и др.). Студенты занимаются анализом жанрового своеобразия произведений русских писателей, системы опорных мотивов и образов, символики, интертекстуальных связей и их функций.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Мотив веселья в лирике А. С. Пушкина 1815-1836 гг.: источники, семантика, динамика
Поэтика повестей И. С. Тургенева 1850-хгг. и проблемы изучения творчества писателя в школе
«Символизация реального» в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" и проблемы изучения романа в школе
Проблемы семьи в повестях А.П. Чехова «Жена» и «Три года»
Художественные особенности повестей А.И. Куприна «Молох» и «Поединок»
Функции предметных деталей в цикле очерков М. Горького «По Руси»
Литературные сказки Ф. Сологуба: источники, проблематика, поэтика
Поэтика повестей А. Грина 1920-х гг. и проблемы изучения творчества писателя в школе
Проблемы искусства и образ писателя в романе В.В. Набокова «Истинная жизнь Севастьяна Найта»

 

СПЕЦСЕМИНАР
Н.В. Новиковой

А.П. Чехов, беллетристика и публицистика его времени

Исследовательская направленность спецсеминара:

Художественный мир Чехова: проблематика, поэтика, преемственные связи и переклички (Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Островский, Л. Толстой, Гл. Успенский, Лейкин и др.); чеховская картина мира в восприятии младших современников писателя (Гарин-Михайловский, Бунин, Зайцев, Лазаревский, Шмелёв, Билибин, Петров-Водкин и др.); чеховские произведения в контексте периодических изданий (юмористические журналы, «Новое время», «Северный вестник», «Русская мысль» и др.); рецепция чеховского творчества в литературной критике; эпистолярное наследие Чехова и мемуары о нём как источники изучения личности и творчества писателя.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

От «Безотцовщины» к «Степи»: «тоскующий человек» А.П. Чехова
А.П. Чехов – театральный критик
А.П. Чехов в мемуарах и беллетристике А.С. Лазарева-Грузинского и Н.М. Ежова
Сны и сновидцы в беллетристике писателей чеховского круга
Пьеса «Вишнёвый сад» в контексте чеховской прозы
Беллетристика в журнале М.М. и Ф.М. Достоевских «Эпоха»
«Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского: «опознание» произведения и его «генезис»
Мир детства в мемуаристике, эпистолярии и в прозе Л. Толстого
Повесть «Фальшивый купон» в контексте нравственно-философских исканий Л.Н. Толстого 1880-х – 1900-х годов
«Детство» Л. Толстого и «Детские годы Багрова-внука»: элементы художнического сходства и различия
«Фальшивый купон» Л. Толстого: «опознание» текста в свете скафтымовской методологии

 

СПЕЦСЕМИНАР
Е.Г. Трубецковой

Эстетические поиски русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв.

Исследовательская направленность спецсеминара:

Анализ художественного времени и пространства в произведениях писателей ХХ-ХХI вв. (М. Булгакова, В. Набокова, С. Кржижановского, Г. Газданова, Б. Пастернака, Е. Водолазкина, Д. Рубиной, Г. Яхиной и др.); визуальная поэтика русской литературы: «новое зрение» модернизма и авангарда; литература и медицина (философские проблемы, связанные с изображением болезни, образы врачей, оптика болезни в романах М. Булгакова, В. Вересаева, А. Солженицына, в рассказах Ю. Олеши, В. Набокова, в стихотворениях А. Тарковского, Б. Слуцкого, Б. Пастернака и др.); журналистская деятельность писателей (М. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова, С. Довлатова, В. Аксенова и др.); театральная журналистика (анализ сценических интерпретаций произведений классической и современной литературы в репертуаре саратовских театров, изучение истории отечественной театральной журналистики, создание собственной рецензии); образ журналиста в художественных произведениях отечественной литературы.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Визуальная поэтика романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
Проблемы перевода художественного текста на язык кинематографа: «Камера обскура» В. Набокова и «Смех в темноте» Т. Ричардсона
Вещный мир романа А. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»
Особенности поэтики заглавия романа Е. Водолазкина «Авиатор»
Сценические интерпретации и кинематографические версии драматургии и прозы М. Булгакова

 

СПЕЦСЕМИНАР
А.Л. Фокеева

Проблемы взаимодействия различных художественных систем: литература и фольклор, литература и киноискусство

Исследовательская направленность спецсеминара:

Творчество В.И. Даля, Д.В. Григоровича, А.Ф. Писемского, П.И. Мельникова-Печерского и других писателей в контексте литературно-фольклорных связей; этнографическая проза как тип повествования (путевые очерки С.В. Максимова, П.И. Якушкина); очеркистика 1860-х годов в ее фольклорно-этнографической специфике (Н.В. Успенский, В.А. Слепцов, Ф.М. Решетников, А.И. Левитов); экранизация русской классики как литературоведческая проблема.

Формы работы: лекции, коллоквиумы, дискуссии, представление курсовых и проспектов выпускных квалификационных работ (ВКР); чтение и обсуждение докладов и реферативных сообщений; индивидуальная работа со студентами.

Примерные темы:

Уральский фольклор в произведениях П.П. Бажова
Народнопоэтические начала в рассказах и повестях Н.С. Лескова
А.Ф. Писемский – этнограф и фольклорист
Этнографическая проза С.В. Максимова
А.А. Потехин как этнограф и драматург
Литературные сказки В.И. Даля: фольклорные традиции и новаторство
Н.В. Гоголь и кинематограф  (проблемы экранизации литературного произведения)