В сентябре в Саратовском университете стартовал пилотный образовательный проект – Школа технологического лидерства, реализуемый в рамках стратегической академической программы «Приоритет-2030». Он нацелен на выявление и поддержку талантливой молодёжи, проявляющей интерес к современным технологиям и научным исследованиям. Автором идеи создания новой образовательной модели по подготовке будущих лидеров технологической сферы выступила Е.Г. Елина.
8 октября лекцию о разработке робототехнических систем на основе микроконтроллеров прочитал для старшеклассников заведующий кафедрой динамического моделирования и биомедицинской инженерии А.С. Караваев.
В начале встречи будущих учёных-инженеров приветствовал руководитель Школы технологического лидерства, доцент кафедры материаловедения, технологии и управления качеством Д.В. Терин. Денис Владимирович познакомил участников со структурой и образовательными возможностями университета, а также представил насыщенную программу предстоящего образовательного интенсива. Д.В. Терин подчеркнул значимость ранней профессиональной ориентации в современной технологической среде.
Участники погрузились в историю развития цифровой электроники, рассмотрели фундаментальные принципы работы устройств и изучили классификацию современных микропроцессоров. Особое внимание А.С. Караваев уделил архитектуре микроконтроллеров AVR и инструментальной базе для разработки программно-аппаратных комплексов. Их освоение даёт будущим инженерам полезные навыки и значительно упрощает последующее освоение более мощных цифровых устройств DSP и ПЛИС.
А.С. Караваев,
заведующий кафедрой динамического моделирования и биомедицинской инженерии
Современный рынок труда демонстрирует устойчивый спрос на квалифицированных разработчиков цифровых аппаратно-программных систем для обработки и анализа данных, контроля и управления техническими устройствами. Это не только перспективное, но и высокооплачиваемое направление профессиональной деятельности. При этом подготовку кадров для этой отрасли целесообразно начинать уже на школьном этапе.
На практической части занятия школьники познакомились с работой программируемых робототехнических комплексов. Десятиклассники увидели технологическое оборудование фаблаба «Цифровые интегративные биоинженерные системы» и других исследовательских площадок Института физики. Участники изучили робототехнические системы, используемые в научно-исследовательских лабораториях университета.
Одно из направлений образовательной программы Школы технологического лидерства предусматривает последовательное освоение ключевых аспектов цифровой электроники – от базовых принципов работы микроконтроллеров до решения прикладных задач по созданию функциональных устройств.
Образовательный процесс в школе организован в двух форматах.
Для учащихся саратовских школ занятия проводятся раз в две недели на площадках университета. Участники могут погрузиться в академическую среду и использовать современное оборудование лабораторий.
Для школьников из районов обучение организовано на базе регионального центра для одарённых детей «Галактика» при поддержке министерства образования области. Ближайший трёхдневный интенсив в сессионном формате для иногородних школьников запланирован на 29–31 октября.
Занятия в школе проводят ведущие учёные и преподаватели Саратовского университета.
Гибкая модель обучения позволяет обеспечить равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания ученика. К проекту уже присоединились 250 школьников Саратова и области.