В Российской академии образования 2–3 декабря проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Ценности российской молодёжи: семья, патриотизм, профессия». Соорганизаторами мероприятия выступили Институт психологии РАН и Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН.
В конференции приняли участие руководители научных направлений Саратовского научного центра Российской академии образования (РАО) в СГУ:
Е.А. Александрова, профессор, заведующая кафедрой методологии образования;
Р.М. Шамионов, профессор РАО, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития.
Представляя Саратовский университет в качестве члена двух научных советов РАО (по философии образования и методологии педагогических исследований; по проблемам воспитания подрастающего поколения), Е.А. Александрова выступила на двух секциях.
В рамках секции «Ценности молодёжи как фактор конкурентоспособности страны» она впервые представила доклад о стратегиях создания воспитательной среды для формирования у студенческой молодёжи ценности крепкой семьи. К ключевым стратегиям были отнесены: изменения в визуально-информационной среде институтов и университетов, изменения в подготовке будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся.
Подробному анализу второй стратегии был посвящён её доклад «Проблемы и эффективные практики подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся» на секции «Жизнеспособность молодёжи и молодых семей».
Е.А. Александрова отметила: «Формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей – одна из основных задач, которую поставил перед педагогами Президент РФ. Свои выступления я посвятила ценности “крепкая семья” – центральной для нашего исследования в рамках направления “Эффективные практики взаимодействия родителей и молодых педагогов в образовательной организации”».
В рамках секции «Междисциплинарность в решении проблем молодёжи...» с докладом «Ценностные предикторы академической интеграции студенческой молодёжи (комплексный подход)» выступил Р.М. Шамионов.
В докладе были затронуты вопросы социальной и академической интеграции студенческой молодёжи и поднята проблема их несогласованности. Представлены результаты исследования, показавшие прямые и косвенные эффекты ценностей на разные виды интеграции. Установлено, что ценности традиций в сочетании с другими являются предикторами адаптации студентов. По мнению профессора, важнейшими ценностными предикторами академической интеграции выступают ценности достижения, свободы, соблюдения правил и стремления к новизне; социальной интеграции – ценности достижений, преданности группе, влияния и свободы выражения».