Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

В РГПУ имени А. И. Герцена 18-19 декабря состоялся VI Международный культурно-образовательный форум «Детство: самоценность настоящего», посвященный 100-летию кафедры дошкольной педагогики Института детства. Тематика форума-2025 была связана с ценностями человеческих и профессиональных отношений: сотрудничество, сотворчество, содружество.

С целью обсуждения в профессиональном сообществе проблем формирования новой, междисциплинарной науки о детстве, образовательных практик работы с детством, подготовки педагога к взаимодействию с современным детством в форуме приняли участие более 300 человек из 45 регионов РФ. Саратовский национальный исследовательский университет имени Н.Г. Чернышевского представили директор Педагогического института, доцент кафедры начального языкового и литературного образования Т. Г. Фирсова и доцент кафедры коррекционной педагогики Л. Л. Васильева.

Программа первого дня включила пленарную сессию «Сотрудничество, сотворчество, содружество. Вечные ценности, формируемые в детстве» и Рождественские перекрестки Детства, представляющие артефакты совместного научного творчества, профессионального сотрудничества, детской дружбы и аспирантских содружеств. С титульным докладом о практиках освоения совместимости в педагогическом образовании выступила доктор педагогических наук, академик РАО, директор института педагогики СПбГУ, председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» Е. И. Казакова. Становлению и развитию за столетие деятельности кафедры дошкольного образования было посвящено выступление доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО А. Г. Гогоберидзе. Доктор психологических наук, проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена А. В. Микляева презентовала традиционные и современные механизмы психологического сопровождения детства в Герценовском университете, а Е. И. Изотова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии МГПУ, заведующая лабораторией развития дошкольного образования ЦРО Российской академии образования, раскрыла концептуальное значение дружбы и сотрудничества через призму взросления.

Татьяна Геннадьевна Фирсова
директор Педагогического института, доцент кафедры начального языкового и литературного образования, кандидат филологических наук

Принимаю участие в работе площадок данного форума уже в четвертый раз. И каждый раз убеждаюсь, что важнейшей задачей является поддержка развития и воспитания детей на этапах дошкольного и начального образования. В этом году организаторы погрузили нас в феноменологию дружбы и педагогического взаимодействия. Гипотеза о том, что профессиональное сотрудничество, сотворчество и содружество являются базовыми условиями успешной профессиональной деятельности, нашла свое подтверждение в работе самых разных форматов. В рамках открытого заседания ФУМО большое внимание уделялось понятию «научная семья»: роли Учителя в судьбе его учеников и роли Учеников в развитии идей научной школы Учителя.

Во второй день форума прошли круглые столы, встречи и дискуссионные площадки: «Наши новые научные идеи для Детства», «Наши инновационные практики Детства», «Молодые ученые: первые пробы научного сотворчества»? «Дошкольное детство: что мы узнали о нем за 100 лет и что нам предстоит узнать?», открытое заседание распределенного методического центра по вопросам преподавания отдельных предметов в общеобразовательных организациях и их методического сопровождения. Программа форума для детей была представлена защитой проектов учеников 10–11 классов — участников «Герценовской среды» и исследовательских проектов студентов СПО, квест-игрой «Код Дружбы: новогоднее расследование» и праздничной елкой «Сказка о потерянной дружбе».

Людмила Леонидовна Васильева
доцент кафедры коррекционной педагогики, кандидат педагогических наук

Форум подарил возможность окунуться в деловую программу в атмосфере приближающегося Нового года. Институт детства встретил нас историческим экскурсом в мир игр и игрушек разных эпох, новогодними украшениями, запахом мандаринов. Ощущение праздника обеспечило эмоциональное включение всех участников в обсуждение современных вызовов и актуальных практик детства. Мой доклад «Детство – время равных возможностей: поддержка детей с комплексными нарушениями развития» нес идею о том, что дети с ОВЗ — часть нашего общества, обладающая уникальным потенциалом. Их успех — показатель зрелости цивилизации. Мы в Саратовском государственном университете осуществляем серьезную профессиональную подготовку учителей и педагогов-дефектологов к такой деятельности и оказанию адресной помощи.

Форум проводится с 2019 года при поддержке Министерства просвещения РФ, Российской академии образования, группы компаний «Просвещение».