Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Преподаватели и студенты Педагогического института работали с одарёнными школьниками в рамках смены «ВсОШ по русскому языку: от муниципального этапа к региональному».

Научный руководитель интенсива - старший преподаватель М.И. Кабанова.

М.И. Кабанова
научный руководитель смены, старший преподаватель кафедры русской филологии на базе МОУ «ГЭЛ»

Такие смены мы проводим не впервые и всегда выстраиваем программу так, чтобы ученики познакомились с разными языками, почувствовали, что язык - это живой организм с богатым прошлым, настоящим и будущим, подумали, насколько сильны системные связи между его элементами

Насыщенная программа включала мастер-классы по китайскому и французскому языкам в ДТДиМ имени О.П. Табакова, знакомство со шрифтом Луи Брайля, которое организовал старший преподаватель А.А. Фисенко, удивительный экскурс в возможности и свойства языка от доцента М.В. Золотарёва, в ходе которого школьники вдруг поняли, что могут писать и говорить по-турецки, чего до занятия никогда не делали.
Интенсив предполагал и обучение ребят алгоритмам решения олимпиадных задач, связанных со знанием разных разделов языкознания. Так, задачи по разделу «Морфология» решала вместе с юными филологами доцент Д.А. Алексеева, дала основы перевода с древнерусского и старославянского языков и полезные материалы для решения подобной задачи на региональном этапе доцент С.А. Семеновская.

Пары для ребят проводили и доценты Института филологии и журналистики – составители задач и члены жюри муниципального и регионального этапов ВсОШ: доцент А.Н. Жандарова предложила алгоритм решения задач, связанных со словообразованием, тема занятия доцента Е.И. Рогожиной «Анатомия слов: словообразовательные и морфемные словари, проекты и корпусные инструменты».

Расширению филологического кругозора уделяется на интенсиве особое внимание, поэтому в смену включены занятия доцента Н. И. Иголкиной о психолингвистике и фоносемантике, ассистента С.Д. Романовой о топонимах и годонимах, О.О. Пищальниковой о восприятии творчества Ф.М. Достоевского в Японии. Юные филологи прочувствовали и то, как сложно «добывать» информацию при проведении ассоциативного эксперимента в «полевых» условиях опроса случайных прохожих на Проспекте имени П.А. Столыпина и обработке полученных данных.

В организации смены активное участие принимали и студенты СГУ. Очень запомнился участникам интенсива квест, организованный второкурсниками Института филологии и журналистики под руководством доцента А.В. Раевой и познакомивший в игровой форме с разными словарями. Третьекурсники-филологи факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Педагогического института провели «Олимпиадный марафон»: каждый студент подготовил олимпиадную задачу регионального этапа ВсОШ и прокомментировал её решение. Второкурсники-филологи факультета гуманитарных дисциплин, русского и иностранных языков Педагогического института В. Ермолаева и К. Дёмина организовали досуг ребят и работали в смене вожатыми: в Галактике проходили творческие встречи, вечерние мероприятия.

Филологи принимали участие и в других интересных мероприятиях, организованных для развития одарённых детей, например, в «Географическом диктанте». В смене проходил конкурс переводчиков с древнерусского и старославянского языков, а завершилась она олимпиадой, одно из заданий которой - создать текст, по объёму соответствующий произнесённому за 60 секунд монологу о Галактике. Адресата, жанр, стиль выбирал сам участник.

Программа смены для ребят 8-9 классов из Саратова, Энгельса, Балашовского, Балаковского, Аткарского районов разнообразна и помогает школьникам в короткий срок подготовиться к олимпиаде и развить филологический кругозор.