Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Накануне государственного праздника – Дня народного единства – в Саратовском университете состоялась Всероссийская научно-методическая конференция «Российская государственность и её развитие в историко-политическом и социокультурном измерениях: векторы исследования, подходы к преподаванию».  В её работе принимали участие представители различных социально-гуманитарных школ и направлений – политологи, историки, культурологи, социологи, философы из российских вузов и научных организаций.

Модератор пленарного заседания, доцент кафедры истории России и археологии, начальник Учебного управления СГУ С.В. Удалов назвал предпосылки проведения конференции на базе Саратовского университета. Основы российской государственности преподают третий год во всех вузах страны, в том числе в СГУ. Курс разрабатывался в рамках проекта «ДНК России», он внедрён в учебные планы вузов по поручению Президента России.

С.В. Удалов,
доцент кафедры истории России и археологии, начальник Учебного управления СГУ:

«Сейчас мы находимся на этапе, когда необходимо глубоко переосмыслить цели, задачи и практическую эффективность учебной программы. Ранее мы уже неоднократно поднимали эти вопросы на различных дискуссионных площадках. Однако новые вызовы в системе высшего образования, в частности переход на обновлённую модель и внедрение социально-гуманитарного ядра, требуют консолидировать усилия экспертов разного профиля».

С.В. Удалов считает, что проблема развития и становления российской государственности носит общегуманитарный характер:

«Когда мы анализируем этот многогранный феномен, то имеем в виду не только политические институты и правовые механизмы. Прежде всего это люди – именно они образуют живой организм государства».

Участников конференции приветствовал проректор по научной работе и цифровому развитию А.А. Короновский. Алексей Александрович отметил, что дискуссия в рамках форума не ограничивается методиками преподавания дисциплины:

«Наша совместная работа предполагает рассмотрение фундаментальных мировоззренческих вопросов. Классическое университетское образование всегда стремилось к формированию у выпускников целостной картины мира и гражданской позиции. В этом контексте курс "Основы российской государственности" играет системообразующую роль».

Профессор кафедры истории и теории политики МГУ имени М.В. Ломоносова, исполнительный директор Российского общества политологов И.И. Кузнецов подчеркнул актуальность обновления содержания курса и системной переподготовки преподавателей:

«Наша цель – не только дать набор общих понятий из учебника и упростить программу, мы должны научить студента работать со сложным материалом и решать сложные задачи».

Своим видением темы поделился и.о. ректора Северного (Арктического) федерального университета М.В. Данилов:

«Российская государственность заслуживает, чтобы каждый из нас проявлял заботу о ней.  Здесь выделяются два аспекта: укрепление её значимости и продвижение в общественном сознании. Главная задача дисциплины, которая входит в социально-гуманитарное ядро, – это формирование национальной идентичности и осознание себя частью многонациональной страны».

Профессор кафедры конституционного и муниципального права СГУ С.А. Куликова обозначила правовые аспекты сохранения и защиты исторической памяти:

«Защита исторической памяти выходит за рамки исключительно юридических механизмов. В первую очередь, это миссия гражданского общества – научного и академического. Ярким примером системной работы в этой сфере – деятельность Российского исторического общества, которое отвечает за правдивость и преемственность исторического знания»

На конференции с докладами выступили ведущие эксперты в области общественных наук. Свои научные и методические исследования представили профессор СГУ Н.И. Шестов, директор Института гуманитарных технологий Финансового университета Е.В. Бродовская, а также профессор С.А. Панкратов и доцент Л.С. Панкратова из Волгоградского государственного университета.

Работа секционных заседаний строилась на обсуждении вопросов методики преподавания дисциплины; рассмотрении институциональных и ценностных оснований российской государственности в истории и современности; политических и правовых аспектов её развития; молодёжной политики и патриотического воспитания в России.

Мероприятие проводилось в рамках реализации федерального проекта «Мы вместе» национального проекта «Молодёжь и дети».