Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх
18.12.2025 / 12:14
Текст:  Эвелина Лицкова, Ксения Пузик

В среду, 17 декабря, в Клубе абитуриентов Института филологии и журналистики состоялось занятие, посвящённое литературной критике. Лекцию провела Елизавета Игоревна Сягина — кандидат филологических наук, доцент кафедры общего литературоведения и журналистики.

В начале лекции преподаватель предложила обратиться к самому понятию «литературная критика». Школьники узнали, что это род литературно-творческой деятельности, направленной на понимание и оценку по преимуществу современных словесно-художественных произведений.

Преподаватель рассказала о триаде «писатель – критик – читатель». Было отмечено, что литературный критик выступает именно посредником между автором и читательской аудиторией. Его задача – объяснить ещё не известное широкому кругу художественное произведение и сориентировать читателя в современном литературном пространстве. 

Е. И. Сягина подчеркнула, что литературная критика неразрывно связана с литературно-общественным процессом:

В литературно-критической статье есть элементы художественного текста, потому что это отражение творческой индивидуальности критика, но в тоже время там очень силён публицистический элемент. Произведение может становиться поводом для разговора о действительности, а не о самой литературе

Доцент также отметила роль периодических изданий в развитии литературной критики. Е. И. Сягина объяснила, что именно в прессе осуществляется разбор литературных новинок. Абитуриенты узнали, что критические тексты регулярно выходят в свет в таких журналах, как «Новый мир», «Знамя», «Волга» и других.

В основной части лекции преподаватель остановилась на разновидностях литературной критики, выделив три её основных типа: профессиональную, писательскую и читательскую. Е. И. Сягина обратила внимание на то, что в зависимости от того, кто выступает критиком, меняется жанр и стиль критического высказывания.

Затем лектор обратилась к жанровой системе литературной критики. Студенты узнали о литературно-критической статье и её основных разновидностях: монографической, полемической, проблемной, теоретической и юбилейной. Были также рассмотрены такие жанры, как литературный портрет и литературное обозрение.

Значительное внимание было уделено рецензии как наиболее распространённому жанру литературной критики. Е. И. Сягина подробно рассказала о задачах рецензента, а также обозначила различия между рецензией, аннотацией и отзывом.

Когда абитуриенты ознакомились с основными жанрами литературной критики, лектор предложила им попрактиковаться – самостоятельно определить жанр предложенных отрывков.

Лекция дала целостное представление о литературной критике, раскрыла её жанровое многообразие и подчеркнула значение профессионального критического мнения в современной культурной среде.