10–12 декабря в Москве в Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы проходит международная научно-практическая конференция высокого уровня под эгидой ЮНЕСКО «Актуальные проблемы инклюзивного образования в мире: контекст, политика и практика».
СГУ представляют проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова, заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий Е.И. Балакирева.
Масштабный конгресс открыл Министр науки и высшего образования России В.Н. Фальков. Как отметил Валерий Николаевич, задача конференции – предложить миру современный, прогрессивный взгляд на инклюзивность, который подразумевает комплексный подход, направленный на обеспечение равных возможностей для каждого человека в получении качественного образования.
Речь идёт о стремлении к формированию гармоничной, социально ответственной личности, что закреплено в числе национальных целей развития страны, утверждённых Президентом России В.В. Путиным.
В.Н. Фальков,
глава Минобрнауки России
На этих принципах сегодня выстраивается не только молодёжная политика, но и в целом образовательная политика в стране. Сформирована широкая экосистема возможностей для детей и молодёжи. В её основе заложено создание равных условий и обеспечение доступа к качественному образованию для всех. Минобрнауки уделяет данному вопросу пристальное внимание.
Одной из мер по реализации инклюзивного подхода в сфере образования стала сеть ресурсных учебно-методических центров по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая создана на базе университетов и оказывает всесторонние меры поддержки студентам с особыми образовательными потребностями.
Сегодня функционируют 25 таких центров. Их объединяет партнёрская сеть, включающая 685 вузов, в том числе три совместных Славянских университета в Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Эта работа ведётся в рамках госпрограммы «Доступная среда».
В.Н. Фальков отдельно подчеркнул значимость равноправного международного сотрудничества:
Россия открыта для участия в проектах и инициативах, направленных на развитие образования, свободного от двойных стандартов.
На конференции также выступили заместитель главы Минобрнауки России О.В. Петрова, президент РУДН В.М. Филиппов и другие эксперты из более чем 77 государств.
Ольга Викторовна напомнила, что в системе высшего образования обучается около 40 000 студентов с особенностями здоровья:
Ежегодно в вузы России поступают 12 000 таких ребят. И эта цифра ежегодно растёт. За последние годы удалось очень многое сделать – высшая школа доступна для граждан с особенностями. Но, безусловно, нам есть, куда расти, и есть, над чем работать.
Равенство возможностей, индивидуальный подход, создание специальных условий, распространение позитивного опыта и общей осведомлённости граждан о проблемах и задачах инклюзии – ключевые принципы, которые лежат в основе российской модели.
Проректор СГУ О.Е. Нестерова, комментируя работу форума, отметила, что в фокус внимания инклюзии сейчас включены различные группы обучающихся. Это не только лица с ОВЗ, но и пострадавшие во время вооружённых конфликтов, представители коренных народов и этнических меньшинств, одарённые обучающиеся и другие.
11 декабря на секции «Персонифицированное сопровождение одарённых: подходы, практики, вызовы» представила своё исследование заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий Е.И. Балакирева. Екатерина Игоревна раскрыла, как создать развивающие ситуации и минимизировать риски в отношениях наставника и одарённого студента.
Е.И. Балакирева отметила, что в Саратовском университете большое внимание уделяется работе с одарённой молодёжью, так как именно вузовская среда обладает сильнейшим развивающим потенциалом. Наставничество в современных условиях обучения может рассматриваться как одна из форм выявления и развития общей и специальной одарённости студентов.
По словам Екатерины Игоревны, наставники отличаются от обычных преподавателей не только своим мастерством. Это прежде всего энтузиасты, подвижники, способные понять и принять своего ученика.
Минимизировать риски мотивации можно благодаря созданию атмосферы содружества и уважения, доверия и искренности. Любое развитие одарённого студента идёт через подкрепление действиями наставника, минимизировать риски можно благодаря получению удовольствия и удовлетворения от совершаемых действий (исследовательских, учебных, творческих) потенциально и актуально одарёнными студентами.
Итогом конференции станет принятие декларации, отражающей основания для развития инклюзивного образования на современном этапе, а также современные вызовы в этой сфере.
Читайте новости Саратовского университета в MAX. Подписывайтесь на канал Минобрнауки России в MAX.