20-21 ноября на базе Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Москва) состоялась Международная научная конференция «Образовательное пространство СНГ: проблемы, решения и перспективы» в рамках IV Международной конференции «В целях устойчивого развития цивилизации: сотрудничество, наука, образование, технологии. Путь стран СНГ к 17 ЦУР: комплексный подход» и Форума «Международное образование в многополярном мире. Национальные стратегии достижения ЦУР: лучшие практики стран СНГ».
Заместитель директора Педагогического института СГУ по организационной работе, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Екатерина Николаевна Горина приняла участие в работе секции «Инклюзивное образование в высшей школе: вызовы и возможности» и представила доклад на тему «Лаборатория инклюзивного обучения как ресурс формирования инклюзивной культуры в вузе». В своем выступлении Екатерина Николаевна через опыт работы Саратовского государственного университета обосновала, что вузы сегодня выступают не только как образовательные учреждения, но и как агенты социальных изменений, ответственные за формирование ценностных ориентаций будущих специалистов в различных сферах деятельности. Ключевым условием успешной инклюзии является наличие инклюзивной культуры – и это не просто отсутствие барьеров, а проактивная среда, характеризующаяся системой ценностей, убеждений и практик, основанных на уважении к разнообразию, эмпатии, готовностью к сотрудничеству и созданию поддерживающей среды для всех без исключения.
Программа научного собрания была чрезвычайно насыщенной: состоялись Заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ и пленарная сессия. Особенно ценным стало участие в работе секции научно-педагогических работников «Образовательное пространство СНГ: проблемы, решения и перспективы», где мы детально обсудили вопросы равного доступа к качественному образованию, подготовки кадров с необходимыми компетенциями и стабильной нормативной базы.
Опыт и модель работы Лаборатории инклюзивного обучения отражает результаты исследовательской повестки Научного центра РАО в СГУ и представлен в деятельности многих структурных подразделений Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.