Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
16.02.2024 / 11:35
Текст:  Е. Б. Салькова
Фото:  Е. Д. Серова, Е. Б. Салькова

Иэн [Мензис] Бэнкс родился в 1954 году в шотландской области Файф, изучал английскую литературу, философию и психологию в университете города Стерлинга (позже читал там несколько курсов). Бэнкс вызвал широкий и неоднозначный общественный интерес после публикации первого романа «Осиная фабрика» в 1984 году.

Уже первые опубликованные романы Бэнкса — «Осиная фабрика», «Шаги по стеклу» (Walking on Glass, 1985) и «Мост» (The Bridge, 1986) — дают ясное представление об уникальном почерке автора. Его отличает склонность к смешению фантастических и реалистических мотивов, почти маниакальное увлечение мельчайшими подробностями, сочетание сарказма и какой-то глубинной искренности. Мир, окружающий героев Бэнкса, может быть предельно беден на события, как в «Фабрике», или перегружен чудесами, оставленными без объяснения, как в «Мосте», но для развития внутреннего сюжета это ровным счётом ничего не значит. Фантазия — вот главный двигатель любой истории, и ей не нужны костыли. Галлюцинация, сознательная ложь, мистификация, грёза — именно они определяют жизненную стратегию персонажей Бэнкса. В интервью, которое Иэн Бенкс дал Кену Ливингстону в сентябре 2009 года, он называет роман «Осиная фабрика» мейнстримным, отмечая, что долго колебался, прежде чем попробовать себя в жанре, не имеющем отношения к научной фантастике. Тем не менее, в историю современной литературы Бэнкс вошёл как автор реалистических произведений, таких как «Шаги по стеклу», «Мост», «Канал грёз», «Улица отчаянья», «Воронья дорога» и других.

Первый научно-фантастический роман Бэнкса, «Вспомни о Флебе», вышел в свет в 1987 году. Этот роман стал первым в цикле «Культура», куда вошли романы и рассказы: «Культура, дары приносящая» (A Gift from the Culture, 1987), «Игрок» (The Playerof Games, 1988), «Последнее слово техники» (The State of the Art, 1989), «Выбор оружия» (Use ofWeapons, 1990), «Преемник» (Descendant, 1991), «Эксцессия» (Excession, 1996), «Инверсии» (Inversions, 1998),«Взгляд с наветренной стороны» (Look to Windward, 2000), «Материя» (Matter, 2008), «Несущественная деталь» (Surface Detail, 2010), «Водородная соната» (The Hydrogen Sonata, 2012).

Бэнкс продолжал писать как реалистическую литературу (под именем Иэн Бэнкс), так и научную фантастику (под именем Иэн М. Бэнкс).

Сегодня книги Иэна Бэнкса признаны одними из самых сильных, новаторских и увлекательных книг, принадлежащих перу писателей этого поколения: газета «Гардиан» назвала Бэнкса «стандартом, с которым сравнивают всю остальную научную фантастику». Уильям Гибсон, автор «Страны призраков», самой продаваемой книги согласно «Нью-Йорк таймс», назвал Бэнкса «феноменом».

В обзоре представлен сборник романов Иэна Бэнкса, написанных вне жанра научной фантастики: Бэнкс, И. Осиная Фабрика ; Шаги по стеклу ; Мост : романы / И. Бэнкс ; перевод с английского А. Гузмана, Е. Петровой, Г. Корчагина. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2004. – 762, [6] с. – ISBN 5-352-00812-6. – Текст : непосредственный (инвентарный номер для заказа в читальный зал: A694548).

Дополнительную литературу о творчестве И. Бэнкса (в частности, статьи-рецензии различных авторов, опубликованные в журнале «Мир фантастики») можно заказать на МБА.