Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
15.11.2024 / 17:11
Текст:  Виктория Кирсанова, Арина Колобухова, Прохор Костоломов

В среду, 13 ноября, прошла очередная встреча участников Клуба абитуриентов ИФиЖ. Занятие провела доцент кафедры общего литературоведения и журналистики, главный научный сотрудник музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова И.С. Похазникова.

В начале лекции Ирина Сергеевна провела мини-опрос о том, какие виды искусства знают абитуриенты. Они вспомнили музыку, скульптуру, кинематограф. Преподаватель также обсудила со старшеклассниками приемы, которые  роднят эти виды, например, психологизм, описание, художественная деталь и т.д.

И.С. Похазникова рассказала абитуриентам о том, что разные виды искусства взаимодействуют друг с другом. Например, литература обращается к живописи, а живопись – к литературе. Это взаимодействие было продемонстрировано на примере стихотворения Николая Заболоцкого «Портрет», в основе которого лежит картина Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской».

Далее лектор рассказала о том, как со временем появлялись новые виды искусств. Ирина Сергеевна отметила, что научный прогресс способствовал возникновению искусств художественной фотографии, кинематографа, анимации, компьютерной графики и др.

Во второй части занятия Ирина Сергеевна дала определения понятиям «живопись» и «художественная литература», упомянув цитату Симонида Кеосского: «Живопись – молчащая поэзия, а поэзия – звучащая живопись». Старшеклассники узнали о том, что такое экфрасис (описание произведения искусства в литературном тексте) и какие функции он выполняет. В качестве примеров были приведены произведения «Станционный смотритель», «Портрет» и «Мёртвые души».

Далее было уделено внимание иллюстрации – работе художника, выполняемой специально для публикации  художественного произведения или по его мотивам. В качестве примера были упомянуты и продемонстрированы «Айболит» В.Г. Сутеева, «Демон сидящий» и «Царевна-Лебедь» М.А.Врубеля, «Старики-родители на могиле сына» В.Г.Перова.

В конце встречи лектор рассказала будущим студентам о плакате –сравнительно крупном запоминающемся изображении в сопровождении простого и понятного текста, чаще всего несущем агитационный посыл. Во многом благодаря плакатам после революции 1917 года  большая часть населения страны овладела грамотой. Большой вклад в создание плакатов внесли Владимир Маяковский и Осип Брик.