Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

Беккет родился 13 апреля 1906 г. в Дублине, в протестантской семье среднего достатка. С детства интересовался литературой и театром. Во время учебы в Тринити-колледже основной сферой интереса Беккета стала не английская, а французская литература. Это и определило его дальнейшую творческую жизнь.

Первым литературным опытом Беккета стало большое критическое исследование «Данте…Бруно, Вико…Джойс» (1929). Долгое время художественные произведения писателя не публиковались, так как автор не мог найти издателя.

Уже во французский период творчества Беккета была опубликована трилогия «Моллой», «Мэлон умирает», «Безымянный» (1951-1953), в которой окончательно определились контуры «нового романа», основоположником которого Беккет позже был безоговорочно признан. В нём теряют своё содержание привычные категории пространства и времени, исчезает хронология, бытие рассыпается на бесконечный ряд отдельных мгновений, воспроизводимых автором в произвольном порядке. Переход на французский язык помог перенести эксперименты со структурой романа в его лексический строй: словесные конструкции теряют свою логичность и конкретность; смысл разрушается, разбирается на составные части, складываясь в новую, совершенно непривычную цельность.

Эти же эксперименты были продолжены Беккетом в драматургии, где, в силу видовых особенностей театрального искусства, прозвучали особенно радикально. Мировую известность принесла Беккету его первая пьеса – «В ожидании Годо», написанная в конце 1940-х и поставленная в Париже в 1953 году режиссёром Р. Бленом. В этой пьесе особенно ярко проявилась характерная беккетовская символика: сочетание места действия – дороги (казалось бы, олицетворяющей движение) с предельной статикой. Так дорога в эстетике Беккета приобретает совершенно новый смысл: вечного остановленного мгновения, загадочного и непостижимого пути к смерти.

Сразу после премьеры Беккет стал считаться признанным классиком и основоположником нового эстетического направления – абсурдизма. Те же новые эстетические принципы, проблематика, авторская техника разрабатывались Беккетом и в его последующих пьесах: «Эндшпиль» (1957), «Последняя лента Крэппа» (1958), «Счастливые дни» (1961), «Игра» (1963), «Приход и уход» (1966), «Не я» (1973), «Долой всё странное» (1979), «Качи-кач» (1981), «Огайская импровизация» (1981).

Нобелевская премия по литературе была присуждена писателю в 1969 году «за совокупность новаторских произведений в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом». (Цит. по: Шабалина, Т. Беккет, Сэмюэл / Татьяна Шабалина. – Текст : электронный // Энциклопедия Кругосвет : универсальная научно-популярная энциклопедия / главный редактор А. В. Добровольский. – 1997 – 2024. – URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BEKKET_SEMYUEL.html (дата обращения : 19.02.2024)).

Пьесы С. Беккета неоднократно ставились и в российском театре. Так, в 2005 году Михаил Бычков в театре имени Пушкина (Москва) ставит пьесу «Счастливые дни». За роль в этом спектакле Вера Алентова получила премию «Хрустальная Турандот» (2006).

В 2014 году спектакль «Беккет. Пьесы» был поставлен в ТЮЗе имени А. А. Брянцева (Санкт-Петербург) и номинирован на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в 2016 году. Режиссёр спектакля Дмитрий Волкострелов: «Важно понимать, что Беккет – это человек, который изменил европейский театр, но до нас его творчество дошло поздно – в постсоветское время. Это было знакомство с автором в своеобразном экспресс-режиме: как мне кажется, российский театр не смог до конца его понять и осмыслить. Поэтому у нас возникают такие сложности с любым проявлением современного театра. Сегодня мы знаем из Беккета две-три основные пьесы, но важно помнить, что Беккет не перестал писать после этих нескольких, по факту ранних пьес, развивая свой метод и язык. На материале девяти коротких, очень разных, но при этом очень похожих, отражающихся друг в друге пьес, написанных в период с 1965 по 1983 годы для театра, радио и телевидения, нам интересно углубиться в сценическое исследование текстов Беккета, которые сегодня в России малоизвестны. Мы попробуем стать немного ближе к этому, столь важному для театра автору, стать ближе к театру, к искусству и жизни в беккетовском понимании».

В ноябре 2023 года в московском театре «Мост» сценарист, режиссёр и хореограф Владимир Беляйкин в спектакле «В ожидании Беккета» представил «фантастический сюр. В этой постановке удивительно всё: камерная сцена театра раздвинулась до вселенских размеров, а философские и теологические идеи Самюэля Беккета и Фёдора Достоевского смешались в невообразимую массу. Это своеобразная постановка-эксперимент из области театра абсурда. В спектакле нет логики, есть только чувства».

В обзоре представлен сборник пьес и рассказов: Беккет, С. Изгнанник : пьесы и рассказы : перевод с английского и французского / С. Беккет ; предисловие М. Кореневой ; составление М. Кореневой и И. Дюшена. – Москва : Известия, 1989. – 219, [5] с. : фото. – (Библиотека журнала «Иностранная литература» / ответственный редактор библиотеки «ИЛ» В. Перехватов). – Текст : непосредственный (инвентарные номера для заказа в читальный зал: A698675, A698315).