Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

СПЕЦСЕМИНАР
В.В. Прозорова

Автор и адресат в литературе и журналистике

В руководстве семинаром участвуют преподаватели кафедры общего литературоведения и журналистики С. В. Артёменко, Т. А. Волоконская, О. Н. Дегтярёва, К.М. Захаров.

Исследовательская направленность спецсеминара:

При всей широте самостоятельных исследовательских инициатив, с которыми выступают сами участники семинара, преимущественное внимание уделяется таким филологическим и медиалогическим направлениям как автор и интерактивные ресурсы литературного и журналистского текста, проблема автора и читателя-адресата в русской словесности и журналистике, поэтика русской драматургии от Гоголя до Чехова, природа основных разновидностей современных СМИ, творческая индивидуальность журналиста, история медиакритики в России и др.

Формы работы: выполнение «реферата об исследовательских намерениях»; представление развёрнутых плана курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР); курсовые исследования, из которых вырастает ВКР; оппонентские выступления; регулярное участие в семинарских дискуссиях, экспертных обсуждениях актуальных вопросов современности, факультетских конференциях молодых ученых и мн. др.

Примерные темы:

Н.В. Гоголь о природе хлестаковщины.
Герои-мечтатели в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
Трансформация пушкинских мотивов в рассказе А.П. Чехова «После театра»
Рассказ А.П. Чехова «Рыбья любовь»: опыт литературоведческого анализа
Природа конфликта в пьесе-шутке А.П. Чехова «Предложение»
Мир искусства в ранней прозе А.П. Чехова
Влюблённые неудачники в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
Актуализация литературной классики в телепередаче «Игра в бисер»
Программа «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым
Популяризация науки в современной российской журналистике
Проблема адресата в современных социальных медиа.    

 

СПЕЦСЕМИНАР
Е.Г. Елиной

Литература и журналистика России ХХ–ХХI веков

В руководстве спецсеминаром участвуют преподаватели кафедры общего литературоведения и журналистики  Л.С. Борисова, И.В. Бибина, М.В. Ерохина, А.В. Раева, Р.И. Павленко, И.С. Похазникова, Е.И. Сягина.

Исследовательская направленность спецсеминара:

Соотношение литературы и журналистики. Автор и аудитория в литературе и журналистике. Творческая индивидуальность и жанры в литературе и журналистике. История русской литературы, журналистики, публицистики в постсоветские десятилетия и в современности. Формы и методы преподавания литературы в школе.

Формы работы: лекции, дискуссии, обсуждение студенческих и аспирантских докладов, защита курсовых работ, индивидуальная работа со студентами.                         

Примерные темы:

Детство в стихах поэтов 1960-х годов
Вещный мир в романе В. Набокова «Другие берега»
Литературный квиз в студенческой среде: опыт разработки и проведения
Автор и читатель в прозе А. Варламова
Формы и функции пародии в прозе И. Шипнигова
Жанры литературной критики во второй половине 1920-х годов

Психологизм очерков В. Пескова в «Комсомольской правде»
Игровые приемы в современных СМИ
«Котлован» А. Платонова и газетная публицистика 1930- х годов
Жанр интервью в подкастах Яндекса
Жанр расследования в современной интернет-журналистике
Письмо в редакцию на страницах газет и журналов 1920-х годов

Проблемы школьного преподавания литературы в «Литературной газете»
Карта путешествий героя как способ визуализация текста
Читательский дневник: от пересказа к рецензии
Методы преподавания современной поэзии в школе: времена года
Школа и школьники на страницах литературных произведений 1920-30-х годов
Школа в восприятии советских газет послереволюционной эпохи

 

СПЕЦСЕМИНАР
 И.А. Книгина

Судьбы русской литературы и журналистики  конца ХIХ–ХХ столетий

В руководстве спецсеминаром участвует преподаватель кафедры общего литературоведения и журналистики Ю.Н. Аникеева.

Исследовательская направленность спецсеминара: 

Изучение и истолкование сложных и противоречивых судеб русских писателей, литературных критиков и журналистов на протяжении более ста лет. Исследование неизвестных или забытых имен в истории литературы, литературной критики и журналистики. Литература и журналистика. Теория и практика современных СМИ. Малоизученные или вовсе не прописанные в науке страницы русской литературы и журналистики.   

Формы работы: лекции, дискуссии, обсуждение студенческих и аспирантских докладов, защита курсовых работ, круглые столы по теме семинара. 

Примерные темы:

Художественно-публицистическое наследие Л.Э. Разгона
Личность и творчество С.А. Есенина в мемуарах и историко-литературных исследованиях (1920–1940-е годы)
Журнал «Тропинка» в детской периодической печати начала ХХ века
Поэтическое творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой в оценках журнальной литературной критики 1910-х годов
События русско-турецкой войны 1877–1878 годов в освещении литераторов-современников
Леонид Егорович Оболенский – поэт и беллетрист
Проблемы жизни и культуры в интервью Ольги Кучкиной с современниками
 

СПЕЦСЕМИНАР 
 А.Н. ЗОРИНА

Текст – сцена – экран. Смысловое пространство авторского высказывания

Исследовательская направленность спецсеминара: 

Спецсеминар для студентов-филологов и журналистов использует междисциплинарный подход в анализе контекстов художественного и публицистического высказывания. Знаковые явления литературы, тележурналистики, театра и кино разных эпох и стран анализируются в широком социокультурном контексте, который раскрывается в беспристрастном взгляде постсоветского поколения, способного дать объективные (промежуточные) итоги прошедшим эпохам и рядом с ними обнаруживать принципиально новые пути современных уникальных авторов. В каждой теме предполагается сопоставление нескольких точек зрения, соединение нескольких методологий при исследовании «пограничных» текстовых и экранных произведений в литературе или тележурналистике. Различные уровни интертекстуальности – от прямого цитирования до скрытых аллюзий и сложных жанровых контаминаций – предполагают раскрытие творческих стратегий в журналистике, а также взаимосвязь журналистики с литературой и искусством. Еще одно важное традиционное направление – унаследованное от семинара проф. В.В. Прозорова – изучение текстов русской драматургии, пьес Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М.А. Булгакова и вариантов их сценических и критических трактовок.

Формы работы: лекции, дискуссии, обсуждение студенческих и аспирантских докладов, защита курсовых работ, круглые столы по теме семинара.       

Примерные темы: 

Режиссерские телеэксперименты Дмитрия Диброва
Медиакритика российского телевидения 90-х (в оценках «Пресс-клуба» и «Пресс-клуб» в оценках журналистов)
Футурология и экономика будущего в материалах интернет-портала РБК
Документальный фильм-портер на российском ТВ (Программа Кирилла Набутова "Один день"
Документальный фильм как журналистский жанр отечественного ТВ
Троллинг. Границы феномена (на примере журнала «Русский Репортёр»)
Вестерн и истерн. Жанровая мифология в советской медиакритике 1960-1970-х годов
Аксиология национальной истории в антикварных телешоу канала HISTORY (США) 2010-х годов

 

СПЕЦСЕМИНАР  
А.А. СУВОРОВА

Современные медиасистемы: стратегии, эффекты воздействия

В руководстве спецсеминаром участвует преподаватель кафедры общего литературоведения и журналистики К.А. Розанов.

Исследовательская направленность семинара:

Внимание в работе исследовательского коллектива уделяется ряду многоаспектных тем, включающих теоретические и практико-ориентированные стороны теории и bстории журналистики, а также актуальные вопросы международных информационных отношений и правовые основания журналистской деятельности.

Формы работы:

Составление источниковедческой базы  (включая материалы на иностранных языках); выполнение «реферата об исследовательских намерениях»; представление развёрнутого плана курсовых и выпускных квалификационных работ; курсовые исследования, из которых складывается основа выпускной квалификационной работы; подготовка презентаций – ко всем формам семинарских работ; развёрнутые оппонентские выступления; участие в семинарских дискуссиях, факультетских конференциях молодых ученых и творческих проектах ИФиЖ.

Примерные темы:

Научно-просветительские проекты в современных медиасистемах
Международная проблематика в российских и зарубежных информационных источниках (работа с контентом на языке оригинала)
Международные молодёжные медиапроекты (работа с материалами на языке оригинала)
Творческая индивидуальность в медиа и деятельность международных информационных служб (работа с архивами периодических изданий)
Международное гуманитарное право: проблематика и политика изданий
Сравнительный и контент-анализ сетевых, телевизионных, радийных и печатных проектов (отечественные и зарубежные издания)

 

Для студентов заочной формы обучения работают спецсеминары К.М. Захарова, И.В. Бибиной.