Skip to main content Skip to search

Вагапова
Альфия
Равилевна

Доцент
Образование: 
ПИСГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2000 г., Химия
СарИПКРО, 2003 г., Педагог-психолог системы образования
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат психологических наук (19.00.05 – Социальная психология), Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества, 2007 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре психологии образования, Министерство образования России, 2012 г.
Научные интересы: 
Личностное и профессиональное самоопределение в юношеском возрасте
Социальные представления
Семейная психология и семейное консультирование
Общий стаж: 
28 лет
Стаж по специальности: 
16 лет
Работа в университете: 
Ассистент, кафедра психологии образования, с 2006 по 2007
Доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, с 2008 по н.в.
Трудовая биография: 

Участие в программах и конкурсах научных проектов

  • «Субъективное благополучие и социальная идентичность региональной молодежи в разных условиях социализации: соотношение, влияние, взаимосвязь», научно-исследовательский проект, поддержанный Министерством образования Саратовской области по программе «Волжские земли в истории и культуре России-2007»;
  • Научно-исследовательский проект «Социально-политические и культурно-исторические представления и их влияние на формирование образа России у молодежи», проект РГНФ № 06-06-02027а;
  • РГНФ научно-исследовательский проект «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант №11-06-00716 а);
  • ФЦП Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение №14.B37.21.1009 «Социально-психологический анализ процессов социализации и адаптации личности в условиях динамично развивающегося общества».
  • РГНФ научно-исследовательский проект «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ» (№14-06-00250). 

  • РГНФ научно-исследовательский проект «Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества» (грант № 15-06-10624а)

Преподаваемые дисциплины: 
Психология
Психология семьи и семейного консультирования (с практикумом)
Основные научные публикации: 

Монографии

1. Шамионов Р. М., Гарбер И. Е., Бочарова Е. Е., Голованова А. А., Вагапова А. Р., Фадеева Т. Ю., Арендачук И. В., Акименко А. К., Кленова М. А. Позитивная психология личности. Монография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. 200 с. ISBN 978-5-292-04452-9

2.Григорьева М.В., Вагапова А.Р., Тарасова Л.Е., Кащеева А.В., Малышев И.В., Ткачева М.С., Хуторянская Т.В., Черняева Т.Н. Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества. Монография.  Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 124 с. ISBN 978-5-292-04380-5

Публикации в журналах из перечня ВАК

1. Вагапова А.Р. Особенности родительской позиции в семьях разного типа / А.Р. Вагапова, А.Ю. Маркелова //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 2. С. 170-175.

2. Вагапова А.Р. Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ / Р.М. Шамионов, М.В, Григорьева, Е.Е. Бочарова, Т.Б. Бескова, А.Р. Вагапова, Л.Е. Тарасова, Н.В. Усова // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. №3. С. 130-141

3. Вагапова А.Р. Представление о профессионально важных качествах социального педагога у студентов с разным уровнем развития эмпатических способностей / А.Р. Вагапова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 3. С. 261-267.

4. Вагапова А.Р. Предпочитаемые формы досуга студенческой молодежи / А.Р. Вагапова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 2. С. 164-168.

5. Вагапова А.Р. Соотношение субъективного благополучия и социально-политических представлений этнических групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4. С. 330-335.

6. Вагапова А.Р. Еськина Е.С. Адаптационная готовность учащихся средней школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4. С. 350-355.

7. Вагапова А.Р. Социально-политические представления и оценка качества жизни в этнических группах // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 3. С. 241-246.

8. Вагапова А.Р. Адаптационная готовность учащихся начальной школы и среднего звена в оценках участников образовательного процесса // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 1. С. 77-82.

9. Вагапова А.Р. Формирование представлений у молодежи о материнстве и отцовстве // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 2. С. 31-35.

10. Вагапова А.Р. Адаптационная готовность личности первоклассника в зависимости от условий обучения // Психология обучения. 2015. № 11. С. 25-31.

11. Вагапова А.Р. Отношение к социально-политическим явлениям и удовлетворенность жизнью у представителей различных этнических групп // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4. С. 318-322

12. Вагапова А.Р. Представления о благополучии и их влияние на эмоционально-оценочное отношение к другим // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 3-1. С. 66-71.

13. Вагапова А.Р. Этногрупповые представления о благополучии и эмоционально-оценочное отношение к другим // Психология обучения. 2014. № 12. С. 143-150.

14. Вагапова А.Р. Роль семейных факторов в развитии адаптационных способностей выпускника школы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 12 (32). С. 7.

15. Вагапова А.Р. Изучение трендов социализации с позиции диахронического подхода  // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) . 2013. № 9 (29). С. 59

16. Шамионов Р.М., Вагапова (Тугушева) А.Р. Представления о социальной успешности и самоопределении молодежи // Психологическая наука и образование. 2009. № 3.

17. Вагапова (Тугушева) А.Р. Влияние представлений  о социальной успешности на профессионально-личностное самоопределение // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Акмеология образования: Научно-метод. журнал. Кострома:  Изд-во Костр. ун-та, 2006. Т.12, №4,  С.75-79.

 

Основные учебно-методические публикации

1. Вагапова А.Р. Диагностика адаптационной готовности младших школьников: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2016. – 110 с. ISBN 978-5-9758-1577-4 

2. Вагапова А.Р. Учебно-методическое сопровождение практик бакалавров профиля «Психология образования» (учебно-методическое пособие для студентов психологических специальностей). Саратов: Изд-во «Научная книга», 2015. – 67 с.  ISBN 978-5-9758-1576-7

3. Вагапова А.Р. Роль семейных факторов в развитии адаптационных способностей выпускника школы. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2013. – 62 с. ISBN 978-5-9758-1507-1

 

Участие и организация конференций: 
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная ин-теграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области кор-рекционной педагогики и психологии», Саратов, Россия, 2020 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения – 2020: междисциплинарные проблемы современной психологии», Саратов, Россия, 2020 г.
II Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежь и общество: География социализации молодежи», Санкт-Петербург, Россия, 2015 г.
7- я Российская конференция по экологической психологии , Москва, Россия, 2015 г.
Международная научно-практическая конференция «Современные тенденции развития отечественного художественного образования» , Саратов, Россия, 2015 г.
Международная научно-практическая конференция «Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся» , Саратов, Россия, 2015 г.
IV Международная научная конференция «Изменяющийся мир: общество, государство, личность» , Саратов, Россия, 2015 г.
Международная научная конференция «Запад на Востоке, Восток на Западе: кросс-культурные отношения, взаимовосприятия и историческая память» , Саратов, Россия, 2015 г.
Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование» , Саратов, Россия, 2015 г.
Всероссийская конференция «Система реабилитации лиц с ОВЗ: научные подходы и практическая реализация» , Саратов, Россия, 2015 г.
Повышение квалификации: 
"Социокультурные факторы и проблемы современного образования", Институт дополнительного профессионального образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского", 2018 г.
"Использование электронной информационно-образовательной среды СГУ в образовательном процессе", ФГБОУ ВО "СГУ имени Н.Г. Чернышевского", 2016 г.
"Этнокультурные проблемы региона в условиях риска", Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, 2016 г.
"Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования", Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, 2015 г.
"Социальное партнерство российских вузов и работодателей как фактор снижения рисков трудоустройства выпускников", Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, 2014 г.
"Социокультурные вопросы подготовки научно-педагогических работников: риски реализации ФГОС", Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, 2013 г.