Skip to main content Skip to search

Ткачева
Мария
Сергеевна

Доцент
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат психологических наук, Характерологические и социально-психологические условия формирования помехоустойчивости спортсменов, 2003 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре психологии образования, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2008 г.
Научные интересы: 
Психология системы образования и образовательного процесса
взаимодействие участников образовательных отношений
Психология спорта
Общий стаж: 
22 года
Стаж по специальности: 
22 года
Трудовая биография: 

Образование:

1994 — 1999: Факультет гуманитарных и социальных наук СГУ (с присуждением квалификации «Психолог. Преподаватель по специальности Психология».

2006: Повышение квалификации по программе «Современные педагогические технологии» (ИДПО СГУ)

Преподаваемые дисциплины: 
Психология педагогической деятельности
Психологическая служба в образовании
Теория учебной деятельности
Психологическая структура учебной деятельности
Основные научные публикации: 

Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК:

Ткачева М. С. Особенности стереотипных представлений о школьниках у студентов разных педагогических специальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 2. С. 178-186. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-2-178-186

Ткачева М.С. Страховские чтения -2018: международная научная конференция. Известия Саратовского университета. Серия. Акмеология образования.  Психология развития. 2018. Т.7.  Вып.3 (27). С. 299. ISSN 2304-9790 (print)  ISSN 2541-9013 (online)

Ткачева М.С. Взаимодействие участников образовательного процесса в условиях субъектно-личностного подхода// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018 Т.7. Вып. 2(26). С.110-118. ISSN 2304-9790 (print)  ISSN 2541-9013 (online)

Ткачева М.С. Особенности социально-психологических стереотипов у  студентов педагогических специальностей // Психология обучения. 2014. № 11. С. 63 – 73.

Ткачева М.С. Помеховлияния в педагогической деятельности и особенности их переживания у студентов-практикантов // Психология обучения, 2013, № 9. – С. 75 – 83.

Статьи в изданиях РИНЦ:

Ткачева М.С. Особенности стереотипных представлений у студентов педагогических специальностей // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева, М. С. Ткачева [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2020. – Вып. 28 –  442 с. С.314-319.

Ткачева М.С. Особенности субъектной позиции студентов-практикантов в образовательном процессе // Экопсихологические исследования – 5: сборник научных статей. / Редакторы-составители: С.Ю. Жданова, М.О. Мдивани, В.И. Панов. — Пермь: ОТ и ДО, 2018. — С. 212–219.

Ткачева М.С. Особенности мотивации занимающихся спортом школьников по отношению к урокам физической культуры//Страховские Чтения-2018: Материалы международной научно-практической конференции: сб. науч. тр. / Под редакцией М.С. Ткачевой (отв. ред.), М.В. Григорьевой, Р.М. Шамионова. – Мбайт. [Электронное издание] С. 313-317

Ткачева М.С. Помехоустойчивость спортсмена к действию социогенных помеховлияний//Психология спорта: актуальные вызовы и путь развития: Мат. Науч.-практ.конф. с международ.участием. Москва, 17 мая 2018./Под ред С.И.Филимонова, А.Э.Страдзе, И.И.Столова). –М.: ООО Буки «Веди», 2018. – 240 с. – С. 89-94. 

Ткачева М.С. Формирование навыков самоанализа педагогической деятельности у студентов-практикантов // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение / Материалы V Международной научной конференции.  Электронное издание.  – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 945 – 950.

Ткачева М.С.  Помехоустойчивость как личностный фактор адаптации подростков в условиях организованноых занятий спортом/ Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества /М.В. Григорьева, А. Р. Вагапова,  Л. Е. Тарасова [и др]; под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. -124 с. – С. 56-74. ISBN 978-5-292-04380-5.

Ткачева М.С. Формирование рефлексивных способностей у студентов в процессе изучения психологии как один из путей гуманизации образовательного процесса // Гуманизация образовательного пространства. Материалы международной научной конференции. Электронное издание. – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 361 – 365.

Ткачева М.С. Социально-психологические стереотипы у педагогов как фактор социокультурной интеграции обучающихся // Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Электронное издание. – М.: Издательство «Перо», 2015. – С. 520 – 528.

Ткачева М.С. Формирование навыков самоанализа педагогической деятельности у студентов-практикантов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. № 2.

Ткачева М.С. Особенности социально-психологических стереотипов студентов – будущих педагогов о школьниках // Известия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 2013. № 1.

Ткачева М.С. Особенности эмоциональных психических состояний студентов-практикантов на уроках // Известия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 2013. № 2.

Ткачева М.С. Психические состояния как критерии помехоустойчивости спортсмена // Известия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 2012. № 1.

Ткачева М.С. Личностное развитие спортсмена как условие роста соревновательной помехоустойчивости // Известия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 2012. № 3.

Ткачева М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта // Известия Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Серия «Акмеология образования. Психология развития», 2012. № 4.

Монографии:

Адаптационная готовность личности в современных условиях развивающегося общества (колл. монография) – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. – 124 с.: ил. – ISBN 978-5-292-04380-5 (в соавторстве с Григорьевой М.В., Вагаповой А.Р., Тарасовой Л.Е., Кащеевой А.В., Малышевым И.В., Хуторянской Т.В., Черняевой Т.Н.)

Учебные и учебно-методические пособия:

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч.пособие для вузов. 2-е изд.,перереаб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2020.- 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9

 

Ткачева М.С. Возрастная психология: Уч.пособие для среднего проф.обр. 2-е изд.,перереаб и доп. М: Изд-во Юрайт, 2020.- 202 с. ISBN 978-5-534-00142-6

Возрастная психология/Учеб.пособ. для СПО Хилько М.Е., Ткачева М.С./ 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Юрайт», 2019. – 202 с.ISBN 978-5-534-00142-6

Возрастная психология/Учеб.пособ. для вузов/Хилько М.Е., Ткачева М.С./ 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Юрайт», 2019. – 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9

Возрастная психология/Учеб.пособ. для вузов/ Хилько М.Е., Ткачева М.С./ 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во «Юрайт», 2018. – 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9

Григорьева М.В., Ткачева М.С. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2017. 202 с. ISBN 978-5-9758-1672-6

Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: учеб.пособ. для СПО. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. 202 с. ISBN 978-5-534-00142-6

Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. 201 с. ISBN 978-5-534-00141-9

Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология: краткий курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 200 с. – ISBN 978-5-9916-2826-6

Милехин А.В., Страхов В.И., Ткачева М.С. Спортивная моторика – Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – 96 с. – ISSN 1727-5849

 
 

 

Участие и организация конференций: 
Международная конференция гуманитарных факультетов СГУ: «Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления», Саратов, Россия, 2021 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства – 2021: цифровизация образовательной среды», Саратов, Россия, 2021 г.
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Страховские чтения — 2020: междисциплинарные проблемы современной психологии», Саратов, Россия, 2020 г., статус участия - секретарь программного комитета.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов,Россия, 2020 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА», Саратов, 2019 г.
Международная научная конференция «Страховские Чтения - 2019: Позитивная психология личности и группы» , Саратов, Россия, 2019 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, Россия, 2018 г.
VI Международная научная конференция «Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления», Саратов, Россия, 2018 г.
Международная научно-практическая конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция-2018» , Саратов, Россия, 2018 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2018: научные идеи И. В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике» , Саратов, 2018 г., статус участия - член оргкомитета.
Повышение квалификации: 
Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании», ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г.
Современные образовательные технологии в профессиональном образовании, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018 г.
«English Language» , LSC Stanton, Лондон, Великобритания, 2016 г.
«Аппаратно-программные комплексы на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС). Обучение навыкам саморегуляции на основе метода ФБУ с использованием программ «НПФ Амалтея» , ООО НПФ «Амалтея, г. Санкт-Петербург, на базе СОИРО, 2015 г.
«General English Course», Erin School of English, Дублин, Ирландия, 2015 г.
«Современные технологии образовательного процесса» , Институт дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, 2013 г.