Skip to main content Skip to search

Шаров
Алексей
Александрович

Доцент
Образование: 
ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2013 г., "Специальная психология"
ФГБОУ ВПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2015 г., Психолого-педагогическое образование
ФГБОУ ВО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2019 г., 37.06.01 Психологические науки, квалификация "Исследователь.Преподаватель-исследователь."
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат психологических наук (19.00.05 – Социальная психология), Социально-психологические характеристики внутрикафедрального сотрудничества в организации высшего образования, 2019 г.
Научные интересы: 
Психология доверия и сотрудничества
Киберпсихология
Психология девиантного поведения в реальной и виртуальной среде
Адаптационная готовность личности
Общий стаж: 
13 лет
Стаж по специальности: 
7 лет
Работа в университете: 
Документовед, кафедра специальной психологии, с 2014 по 2017
Документовед, Кафедра педагогической психологии и психодиагностики, с 2017 по 2020
Преподаватель, Кафедра педагогической психологии и психодиагностики, с 2018 по 2019
Старший преподаватель, Кафедра педагогической психологии и психодиагностики, с 2019 по 2020
Доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, с 2020 по н.в.
Премии и награды: 
Благодарственное письмо Председателя Саратовской областной думы А.С. Романова за многолетний и добросовестный труд, 2019 г.
Преподаваемые дисциплины: 
Введение в учебный процесс
Девиантология
Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Основные научные публикации: 

 

Монографии

Ю.В. Селиванова, М.Д. Коновалова, А.А. Шаров, О.В. Хмелькова, Е.Б. Щетинина. Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования – Москва: Перо, 2022. – 200 с.  [Электронное издание].ISBN 978-5-00204-882-3

Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, И.В. Арендачук , Е.Е. Бочарова, Н.В. Усова, М.А. Кленова, А.А. Шаров, А.И. Заграничный ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ. Москва: Издательство «Перо», 2020  Мб. [Электронное издание]. ISBN 978-5-00171-619-8.

Статьи, индексируемые в Web of Science и Scopus

Григорьева М. В., Шаров А. А., Заграничный А. И. Радикализация социальной активности молодежи и поиск групп поддержки с использованием цифровых и традиционных средств // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 446-461. doi: 10.32744/pse.2022.5.26

Yu. Selivanova, A. Sharov, M. Konovalova, O. Khmelkova, E. Shchetinina/Correlation of characteristics of personal self-determination among students with disabilities, ICERI2022 Proceedings, pp. 2207-2210. doi:10.21125/iceri.2022.0559 ISBN:978-84-09-45476-1, ISSN:2340-1095.

Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Структура и мотивация социальной активности и ее соотношение с гражданским самосознанием молодежи // Социальная психология и общество. 2022. Том 13. № 1. С. 142–158. doi:10.17759/sps.2022130109

Григорьева М.В., Шаров А.А., Заграничный А.И. Virtual and real interaction in young people and subjective well-being European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, Volume 119 - International Conference «Humanity in the Era of Uncertainty» (ICHEU 2021). С. 94-101. 

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования 2021 – № 3 (51). Режим доступа: https://pnojournal.wordpress.com/archive21/21-03/

Shamionov R.M., Sharov A. Interrelation of aggression and internet addiction / ICERI2018 Proceedings, 11th International Conference of Education, Research and Innovation November 12th-14th, 2018 — Seville, Spain. Рр. 7635-7638. ISBN: 978-84-09-05948-5; ISSN: 2340-1095

Гарбер И.Е., Шаров А.А. Университетская кафедра как объект изучения социальной психологии высшего образования: обзор // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 127–148. DOI: 10.17223/17267080/69/8

Статьи в ведущих рецензируемых журналах ВАК

Селиванова Ю.В., Шаров А.А., Структурная модель личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях жизнедеятельности// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта № 10 (212) – 2022. – С. 159-163. ISSN 2308-1961.

Селиванова Ю.В, Коновалова М.Д., Шаров А.А., Хмелькова О.В. Исследование факторов и механизмов самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022.Т. –10. – № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN522.pdf ISSN 2658-6282

Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Шаров А. А., Хмелькова О. В., Щетинина Е. Б. Диагностика характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №5, https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf (доступ свободный). 

Шаров А.А., Хмелькова О.В. Особенности адаптационной готовности студентов с ОВЗ на 4 курсе обучения в образовательной организации высшего образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2021. – № 7 (197). – С. 464-472.

Коновалова М. Д., Селиванова Ю. В., Хмелькова О. В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б. Соотношение показателей личностного самоопределения и адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2021. - N 201. - С. 211-221.

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования//Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – №4 (84). – С. 84-88.

Шаров А.А. Особенности проявления киберагрессии к контенту по тематике COVID–19 (пилотажное исследование на примере молодежи) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2021. – № 2 (192). – С. 433-437.

Шаров А.А. Особенности киберагрессии как современного феномена девиантной активности молодежи// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2020. – № 6 (184). – С. 486-490.

Хмелькова О.В., Шаров А.А., Суслова О.И. Изучение адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования)//Высшее образование сегодня. – 2020. – № 9. – С.78-84

Шаров А.А. Измерение киберагрессии: разработка русскоязычного аналога опросника CYBA // Изв.Сарат.ун-та. Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т.9. вып.  2(34). С. 119-124

Шаров А.А. Соотношение форм социальной активности и ненормативного поведения молодежи // Научное педагогическое обозрение. – 2020. – № 4. – С.161-166.

Суслова О.И., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (пилотажное исследование) //Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – №5(73). – С. 113-120.

Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf (доступ свободный).

Шаров А. А. Взаимосвязь девиантных практик в киберпространстве (на примере молодежи) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2020. Т. 33. С. 89–98. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.89

Шаров А. А. Методика изучения девиантной активности в реальной и виртуальной среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 1 (29). С. 30–37. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-1-30-37

Шаров А.А. Современные зарубежные методики изучения сотрудничества: социально-психологический контекст // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 95-100.

Шаров А.А. Особенности девиантной активности в реальной и виртуальной средах у представителей молодежных субкультур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.  2019. № 3 (169). С.450-454.

Шаров А. А. Девиантная активность молодежи: особенности и механизм переноса из реальной среды в виртуальную // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2019. Т. 28. С. 103–109. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.28.103

Шаров А.А. Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 3 (51). Т. 1. Режим доступа http://scientific-notes.ru/#new-number

Гарбер И. Е., Шаров А. А. Социальные репрезентации сотрудничества преподавателями университетов // Изв. Сарат.ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 195–199. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-2-195-199.

Шаров А.А. Социально-психологическое изучение феномена сотрудничества в высшей школе: основные направления и проблемы исследования // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN418.pdf

Гарбер И. Е., Шаров А. А. Три определения и три подхода к изучению сотрудничества: в социальной, организационной и педагогической психологии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития.2018. Т. 7, вып. 3 (27). С. 238–244. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-3-238-244

Шаров А. А. Представление о социальной активности студентов вуза // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4 (28). С. 364–367. DOI: https://doi.org/ 10.18500/2304-9790-2018-7-4-364-367

Другие статьи

Шаров А.А., Хмелькова О.В. Адаптационная готовность студентов с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников на 1 курсе обучения (сравнительный контекст) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 07 (60). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/adaptatsionnaya-gotovnost-studento...

 

Публикации студентов, выполненные под руководством Шарова А.А.

Елисеева А.А. Взаимосвязь форм социальной активности студентов с восприятием пандемии COVID-19 // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/04/48289 (дата обращения: 08.04.2022).

Пчелкин Б.К. Особенности проявления кибербуллинга у молодежи // Гуманитарные научные исследования. 2022. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2022/05/49792 (дата обращения: 02.06.2022).

Г                            Грамоты и дипломы студентов (научный руководитель – доц. Шаров А.А.).

Диплом победителя II степени на конкурсе студенческих научно-исследовательских работ «Страховские чтения – 2022: междисциплинарные проблемы педагогики и психологии образования» (Саратов, СГУ,18-19.11.2022г.)

Елисеева А.А., студент ф-т ППиСО 4 курса 431 гр. Взаимосвязь форм социальной активности студентов с восприятием пандемии COVID-19.

Пастушкова Л.В., магистрант ф-т ППиСО 1 курса гр. 132. Социально-психологические аспекты индивидуального и корпоративного наставничества подростков и молодежи из уязвимых групп.

Гран-при на межвузовской студенческой научной конференции «Личность как объект психологического изучения и воздействия» (Саратов, СГЮА, 16.12.2022 г.)

Елисеева А.А., студент ф-т ППиСО 4 курса 431 гр. Особенности социальной активности студенческой молодежи в пандемический период.

Участие и организация конференций: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Страховские чтения — 2022: междисциплинарные проблемы педагогики и психологии образования», Саратов, Россия, 2022 г., статус участия - член оргкомитета.
15th annual International Conference of Education, Research and Innovation, Seville, Spain, 2022 г.
X Международная конференция гуманитарных факультетов СГУ «Гуманитарные науки в новой реальности: проблемы, подходы, ценности», Саратов, Россия, 2022 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства – 2022: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы» , Саратов, Россия, 2022 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения – 2021: современные проблемы социальной психологии личности» , Саратов, Россия, 2021 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху» , Саратов, Россия, 2021 г.
Международная конференция гуманитарных факультетов СГУ: «Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления», Саратов, 2021 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства – 2021: цифровизация образовательной среды» , Саратов, Россия, 2021 г.
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Страховские чтения — 2020: междисциплинарные проблемы современной психологии», Саратов, Россия, 2020 г., статус участия - член оргкомитета.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, Россия, 2020 г.
Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы, Саратов, Россия, 2019 г.
Международная научная конференция «Страховские Чтения - 2019: Позитивная психология личности и группы» , Саратов, Россия, 2019 г.
V Международная научно-практическая конференция «Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения», Екатеринбург, Россия, 2018 г.
IX Международная научно-практическая конференция «Организационная психология: люди и риски» , Саратов, Россия, 2018 г.
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы педагогики, психологии и социальной работы» , Дагестан, Россия, 2018 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2018» , Саратов, Россия, 2018 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2018: научные идеи И. В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике» , Саратов, 2018 г.
Победы в грантах и научных проектах: 
  1. Грант Российского научного фонда (проект № 18-18-00298).
  2. РФФИ, проект «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (№20-013-00534 А).
  3. Диплом победителя 1 степени II Международного конкурса проектов в сфере образования (научно-исследовательский проект «Особенности проявления киберагрессии к контенту по тематике COVID–19» в номинации «Психологические науки», НОО «Наука Плюс», апрель 2021 г.).
Дополнительная информация: 

 

 

Повышение квалификации: 
Профессиональная деятельность профайлера-верификатора, Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки, 2022 г.
Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2021 г.