Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх
Фотография
Рягузова
Елена
Владимировна
Заведующий
  • 410028, г. Саратов, ул. Вольская, 10 а, 12 корпус, 1 этаж, ком. 108
  • rjaguzova@yandex.ru
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Резюме

Академическая и экспертная деятельность

Участие в советах и профессиональных объединениях:

Квалификация

Сведения об образовании:

  • 1980: Психолог. Преподаватель психологии. СГУ, г. Саратов.
  • 2019: Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании. ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского».

Диссертации и учёные степени:

  • 2012: Доктор психологических наук.
  • 2004: Кандидат психологических наук. 19.00.05 – Социальная психология.

Учёное звание:

  • : Доцент.

Идентификаторы в системах наукометрии:

  • РИНЦ: 425517

Опыт работы

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского:

  • - : заведующий, Кафедра психологии личности

Основные научные публикации

      • Рягузова Е.В. Репутация личности как онтологический и социально-психологический феномен. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2017. 192 с. ISBN 978-5-292-04418-5
      • Рягузова Е.В. Архитектоника пространства коллективной памяти // Философские аспекты онтологии культуры: кол. монография: сост. и ред. Е.В. Листвина, О.В. Шиндина. Саратов: Саратовский источник, 2019. – С.7-22. ISBN 978-5-6043808-9-5 Тираж 500.
      • Рягузова Е.В. Социальная психология искусства: полилог с другими и диалог с собой. Научное издание. Саратов: Приволжское изд-во, 2010. -169с.
      • Рягузова Е.В. Социальная психология личностных репрезентаций взаимодействия «Я – Другой». Саратов: Научная книга, 2011. – 304с.
      • Рягузова Е.В. Личность в социокультурном пространстве: психологические детерминанты взаимодействия // Социально-психологические проблемы современного общества: личность, группа, организация: коллективная монография. Глава 2. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2016. С.28-55.
      • Рягузова Е.В. Теория и практика профессионального общения: Психология общения. Саратов: изд-во Саратовского университета. 2019. 80с. ISBN: 978-5-292-04606-6
      • Рягузова Е.В. Психология стресса. Учебное пособие для студентов психологии – Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, 2013. – 88с.: ил.
      • Рягузова, Е. В. Социальная психология репрезентаций взаимодействия "Я - Другой" [Электронный ресурс] / Е. В. Рягузова. - Саратов : [б. и.], 2014. - 199 с. - Б. ц. - http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/844.pdf
      • Рягузова, Е. В. Введение в психодиагностику [Электронный ресурс] / Е. В. Рягузова. - Саратов: [б. и.], 2014. - 92 с. - Б. ц. ID= 1011
      • Рягузова Е.В. Психология искусства: теоретические и прикладные проблемы [Электронный ресурс] / Е. В. Рягузова. - Саратов: [б. и.], 2016. - 161 с. - Б. ц. ID= 1636 (дата размещения: 14.09.2016)
      • Рягузова Е.В. Искусство как постижение себя //Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика, 2009. том 9, выпуск 2. С.73-78.
      • Рягузова Е.В. Конструкт «аутгрупповой Другой» как элемент Я-концепции //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.11, 4(6), 2009. С.1504-1508
      • Рягузова Е.В. Методологический статус Другого: психологический дискурс //Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика, 2010. том 10, выпуск 2. С.73-79.
      • Рягузова Е.В. Искусство как полилог с Другими и диалог с собой // Искусство и образование 2010, №4. С.50-58.
      • Рягузова Е.В. Виды и функции границ в психологических исследованиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика, 2011. том 11, выпуск 1. С.89-94
      • Рягузова Е.В. Субъективные представления современных подростков о герое //Ярославский педагогический вестник. 2011. -№1. – Том II (Психолого-педагогические науки). С.226-229.
      • Рягузова Е.В. Полисемичность образа Героя у современных подростков // Психология обучения. 2011. №12. С.37-47.
      • Рягузова Е.В. Социально-психологический анализ ингруппового и аутгруппового //EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук), 2011, №2. С.194-201.
      • Рягузова Е.В. Социокультурный эталон интерперсональных отношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т.11. Выпуск 4. С.80-84.
      • Рягузова Е.В. Стратегии взаимодействия с ингрупповым Другим //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4(7). – С. 245-249.
      • Рягузова Е.В. Модель личностных репрезентаций взаимодействия «Я – Другой» // Акмеология. 2011. № 3. С.78-83.
      • Ryaguzova Elena «The structure of friendly interactions». Applied and Fundamental Studies : Proceedings of the 1st International Academic Conference. October 27-28, 2012, St. Louis, USA. Publishing House "Science & Innovation Center", 2012. Vol.2. Р.273-278
      • Рягузова Е.В. Личностные репрезентации дружеских взаимодействий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т.12. Выпуск 2. С. 76-80.
      • Рягузова Е.В. Ролевая типизация как социально-психологический механизм формирования эмоционально-ценностного отношения личности к ингрупповомуДругому // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С.67 – 71.
      • Ryaguzova E. The representations of personalinteraction “I - significant Hero” for the modern teenagers // II Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, April 17, 2013 / -с. Westwood, Canada, 2013. Vol. I. p. 614-618.
      • Рягузова Е.В. Детерминанты саморепрезентаций личности Другому // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 2. С.98-103.
      • Рягузова Е.В. Я как другой в интернет-пространстве: от Я-репрезентации к Я-идентификации // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т.2., вып. 2. С.149-154.
      • Рягузова Е.В. Репутация личности как кредит доверия другого // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 71 — 76
      • Ryaguzova E.V. Personal representations of “I – Other” interaction: socio-psychological analysis and empirical study // International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice, 2014. №1. URL: http://www.interpsy.sgu.ru/en/journal/2014/1 (Дата обращения 31.05.2014)
      • Ryaguzova E. V. Representation of “I–Stranger” Interaction as a Communication Risks Predictor //Open Journal of Social Sciences, 2014, N2. P. 120-123.
      • Рягузова Е.В. Герой как культурное означающее // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3. №2. С.120-125
      • Рягузова Е.В. Репутация личности: риски и опасности //Социальная психология и общество, 2014. Том 5. №3. С 5-13
      • Рягузова Е.В. Диссоциация и персонификация репрезентации «Герой» у современных подростков // Известия СГУ. Новая серия. Психология развития и акмеология образования. 2014. Том 3. №3. С.273-276.
      • Ryaguzova Elena. V. "Art as an experience of cognition of the Other and self-cognition" // Journal of Studies in Social Sciences, ISSN 2201-4624, Volume 9, Number 1, 2014, 116-122. http://infinitypress.info/index.php/jsss/article/view/905/409 (дата обращения 19.09.2014)
      • Рягузова Е.В. Изнанка социальной репутации личности // Психология обучения. 2014. №11. С.119-130
      • Рягузова Е.В. Гость как особый статус Другого //Социальная психология и общество. 2015. Т.6. №1. С.5-13.
      • Рягузова Е.В. Репутация Чужака как вид контекстной репутации личности Известия СГУ Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Том 15. Вып.2. С. 48-53.
      • Рягузова Е.В. Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого Другого // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Том. 4. Выпуск №2 (14) С.166-169.
      • Рягузова Е.В. Временной разлом коммуникативных практик травмированной личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика. 2016. №1. С. 55-61
      • Рягузова Социокультурная матрица развития личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Вып.1 (17) С.34-39.
      • Рягузова Е.В. Социо-культурный парадокс (антиномия) различения Я – Другой Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Том 16. №1. С.85-89.
      • Рягузова Е.В. Социокультурные коды и психологические границы соседства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 89–94. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-89-94
      • Рягузова Е. В. Репутация соседа, или Кто живет рядом с нами? // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 134-139. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-134-139.
      • Рягузова Е.В. Когда Чужаком оказываешься ты! // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 221-228. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-221-228.
      • Рягузова Е.В.Адаптационный сценарий иностранных студентов, обучающихся в СГУ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Том 18. Вып.1. С.63-73
      • Рягузова Е.В. Трансформация картины мира и способов категоризации Другого у современного ребенка Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т.7. Вып 3(27). С.228-237. DOI 10.18500/2304-9790-2018-7-3-228-237
      • Рягузова Е. В. Память Другого или другая память: социально-психологический анализ коммеморативных практик // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 61–68. DOI: https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-61-68
      • Рягузова Е. В. Коллективная память и инстанции темпоральности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 138–146. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-138-145
      • Ryaguzova E.V., Kravtcova A.K. Guest as Special Status of Other // Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (TPHD 2018). ). Series:Advances in Social Science, Education and Humanities Research Vоlumе 312. S.386-389. ISBN 978-94-6252-704-1 DOI https://doi.org/10.2991/tphd-18.2019.72
      • Рягузова Е. В. От дара Других к дару Другим: социокультурный аспект одаренности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 180–187. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671- 2020-20-2-180-187
      • Рягузова Е. В. Содержательная трансформация репрезентации «Значимый Другой» в транзитивном обществе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3 (35). С. 241–248. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-241-248
      • Рягузова Е. В., Чинчевич Е. В. Ценностные профили современных студентов и преподавателей: согласованность или разрыв? // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 315–321. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-315-321
      • Рягузова Е.В. Коллективная и семейная память в контексте взаимодействия Я и Другого // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 10, вып. 4 (36). С. 324-330.

Диссертации: научное руководство и консультирование

  • :
  • :

Преподаваемые дисциплины

  • Бакалавриат: История культуры и психология искусства; Введение в психодиагностику; Социальная психология личности и группы; Психология общения; Психология стресса; Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире; Магистратура: Актуальные проблемы теории и практики современной психологии; Качественные и количественные методы исследования в психологии; Введение в кросс-культурную психологию; Психология межкультурной коммуникации; Социальная психология репрезентаций взаимодействия «Я – Другой»; Социальная когнитивная психология; Психология стресса; Аспирантура;

Дополнительная информация

Научные интересы:
Социальная психология личности
Психология социального познания
Качественная методология психологических исследований
Межкультурная коммуникация
Когнитивная и культурная антропология