Skip to main content Skip to search

Пичугина
Галина
Антоновна

Доцент
Образование: 
Саратовский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт им. К. Федина. Г Саратов, 1986 г., Химия и биология, квалификация "Учитель химии и биологии"
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат педагогических наук, Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения базового курса химии, 2003 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре химии и методике обучения, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2007 г.
Научные интересы: 
Современные педагогические технологии в обучении химии
Совершенствование организации педагогической практики студентов
Общий стаж: 
38 лет
Стаж по специальности: 
38 лет
Работа в университете: 
Ассистент, Кафедра химии и методики обучения, с 1998 по 2002
Старший преподаватель, Кафедра химии и методики обучения, с 2003 по 2007
Доцент, Кафедра химии и методики обучения, с 2007 по 2016
Доцент, Кафедра общей и неорганической химии, с 2016 по н.в.
Трудовая биография: 

С 1986 г. по 1998 г.работала учителем химии и биологии в общеобразовательных школах № 38 и № 78 г. Саратова.

С 1998г.  по 2002 г. обучалась в аспирантуре кафедры химии и методики обучения Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и  работала ассистентом . а затем старшим преподавателем кафедры химии и методики обучения. С 2007 г и по настоящее время работаю доцентом.

Биографический текст: 

Родилась в 1963 году , в семье рабочих. В 1981 г. окончила Новобурассую среднюю школу и поступила в Сараовский государственный педагогиченский институт, который окончила в 1986 с красным дипломом по специальности ”Учитель химии и биологии”. С 1986 года по1989 год работала учителем химии в сш .№38, с 1989 по 1997 год учителем химии и биологии в средней школе №78. В 2002 году закончила аспирантуру по методике преподавания химии под руководством профессора Г.И.Штремплера. В 2003 году в Московском педагогическом государственном университете защитила диссертацию кандидата педагогических наук. В 2007 году присвоено звание доцента.

Основные направления научной деятельности связаны с преобразованием процесса подготовки студентов направления «Педагогическое образование», а также с внедрением интерактивных технологий в организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Под руководством Пичугной Г.А. выполняется научно-педагогическое исследование аспиранта Гнатенко Е.В. по теме «Организация учебной деятельности на основе индивидуализации с учётомстилей учения обучающихся».

Преподаваемые дисциплины: 
Методика преподавания химии (44.03.01, 3 курс)
Методика обучения и воспитания в области химии (44.03.01, 4 курс)
Современные технологии формирования УДД на уроках химии (44.04.01, 1 год обучения)
Методология и методы научного исследования (44.04.01, 1 год обучения)
Основные научные публикации: 
  1. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. М.: Дрофа, 2005. – 96с.
  2. Пичугина Г.А., Чернобельская Г.М. Интеграционный подход к проведению анализа урока химии.// Наука и школа № 6 , 2011  ISSN 1819-463Х (с. 47-51)
  3. Пичугина Г.А. Современные педагогические технологии в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности. Журнал «Гуманитарные науки и образование».2012 № 3 с. 6-11.
  4. Гнатенко Е.В., Пичугина Г.А. Роль и значение индивидуализации процесса обучения. Materiały X Międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Europejska nauka XXI powieką - 2014» Volume 17. Pedagogiczne nauki. : Przemyśl. Nauka i studia - 96 str. С.17-20 ISBN 978-966-8736-05-6
  5. Гнатенко Е.В., Пичугина Г.А., Евдокимова Е.Г. Сущность понятия «стиль учения» в психолого-педагогической литературе".  Журнал: Образование. Наука. Научные кадры. Выпуск 5. Октябрь 2014 ISSN 2073-3305
  6. Гнатенко Е.В., Пичугина Г.А., Евдокимова Е. Г. Модель построения образовательного процесса с учётом стилей. Журнал «Гуманитарные науки и образование». 2015 № 4 (24) С.24-29
  7. Пичугина Г.А. Инновационные подходы к подготовке будущего педагога. журнал: Научное обозрение: гуманитарные исследования № 1. 2016  Изд-во «Наука образования».- М.: 2016 с. 16-21 ISSN 2226-0234
  8. Пичугина Г.А. Системно-деятельностный подход при изучении водорода. Журнал: Химия в школе № 2, 2016 г. Москва с.23-27
  9. Пичугина Г.А, Гнатенко Е.В. Организация индивидуализации обучения с учетом стиля учения обучающихся. Журнал «Новая наука: от идеи к результату». Изд-во ООО «Агенство международных исследований» г. Уфа. - № 1-2  2016. С. 38-41
  10. Пичугина Г.А. Опыт как составляющая профессиональной компетенции студента. «Качественное естественнонаучное образование – основа прогресса и устойчивого развития России» Сб. ст. международного симпозиума 2-3 марта 2016 г. С.105-107
  11. Пичугина Г.А. Инновационные подходы к развитию профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования // Балтийский гуманитарный журнал. Т.6 № 4 (21) 2017 с.374-379 ISSN: 2311-0066
  12. Пичугина Г.А. Методологические основы развития опыта педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Том 6 № 3(20) 2017 г. Изд-во: Некоммерческое Партнерство "Институт направленного образования"(Тольятти) С. 185-189 ISBN 2309-1754
  13. Пичугина Г.А. , Шатская Е . Ф. Развитие смыслообразования на уроках химии в условиях интеграции с литературой // Научное обозрение: гуманитарные исследования. № 3. 2017  Изд-во «Наука образования».- М.: 2017 ISSN 2226-0234 с.  69- 74
  14. Пичугина, Галина Антоновна. Организация педагогической практики студентов-бакалавров [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки «Педагогическое образование», профиль – «Химия» / Г. А. Пичугина ; ФГБОУ ВО "СГУ имени Н. Г. Чернышевского". - Саратов : [б. и.], 2018. - 60 с. : табл. - Библиогр.: с. 43-44 (18 назв.). - Б. ц. УДК 54(072.8)
  15. Пичугина Г.А. , Проблемы в подготовке студентов в контексте компетентно-ориентированного образования. // «Качественное экологическое образование и инновационная деятельность – основа прогресса и устойчивого развития России»: Сб.  ст. межд. Науч.-практич. Конф. 2 марта 2017 г. Саратов. – Саратов: ООО «Амирит», 2017.  – 150 с. ISBN 978-5-9500074-4-6  (с. 82-85)
  16. Пичугина, Г.А. Мотивация в развитии опыта профессиональной деятельности студентов. // «Актуальные проблемы химического и биологического образования: IХ Всероссийская конференция с международным участием»; Москва, 20-21 апреля 2018 года. Сборник материалов. – М.: МПГУ, 2018.-310 с. ISВN 978-5-4263-0609-7 с.277-251
  17. Пичугина, Г.А. Взаимодействие вуза и образовательных организаций как условие практико-ориентированной подготовки будущего педагога. // «Качественное экологическое образование и инновационная деятельность – основа прогресса и устойчивого развития России»: Сб.  ст. междунар. науч.-практ. конф. 2 марта 2017 г. Саратов. – Саратов: ООО «Амирит», 2017.  – 150 с. С.75-78
  18. Пичугина , Г.А. Инновационные  подходы в формировании профессиональных компетенций студентов. // «Качественное экологическое образование и инновационная деятельность – основа прогресса и устойчивого развития России»: Сб.  ст. междунар. науч.-практ. конф. 2 марта 2018 г. Саратов. – Саратов: ООО «Амирит», 2018.  – 153 с. С. 88-91
  19. Пичугина,  Г.А. Подходы к реорганизации процесса обучения студентов педагогической направленности. // Вопросы биологии, экологии и методики обучения: Сб. науч. ст.. Выпуск 19. – Саратов, 2017. – 104 с. (с. 96-100) ISSN 1682-1697
  20. Пичугина, Г.А., Филиппова А.Е. Физиологические основы развития мотивационного компонента обучающихся. // ОРЕN INNVATION: Сб. ст. V ст. междунар. науч.-практ. конф. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 388 с. С.334-33
  21.  
Участие и организация конференций: 
Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования», Москва, Россия, с 2014 по 2016 г., статус участия - Председатель секции, выступление с устными и пленарными докладами.
Международный симпозиум "Качественное естественнонаучное образование – основа прогресса и устойчивого развития России", Саратов, с 2014 по 2016 г.
XXVI Международно-практическая конференция в Болгарии и дальнейшая публикация в журнале "SCIENCE & TECHNOLOGIES", г. Стара Загора, Болгария, 2016 г.
Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом", г. Новосибирск, Россия, 2015 г.
III Международно-практическая конференция «Химия и химическое образование», Благовещенск, Россия, 2015 г.
V Международная научная конференция «Конфликты в современном мире: международное, государственное и человеческое измерение», Саратов, 2016 г.
Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методология, теория и практика», г. Уфа, Россия, 2016 г.
Дополнительная информация: 

Имеются  публикации в сборниках научных работ, публикации научно-педагогических  статей в журналах ВАК «Химия в школе», «Известия Саратовского государственного университета. Серия «Химия, биология, экология»., «Наука и школа», «Научное обозрение: гуманитарные исследования» и др.  Являюсь постоянным участником различных Всероссийских и международных  научно-практических конференций ( Санкт-Петербург, Всероссийской научно-методической конференции в г. Москве «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования, международная научно-практическая конференция Болгарии, Польши, Чехии и др.). Имеются дипломы за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Ежегодное участие в проведении спецкурсов на КПК учителей химии высшей категории по теме «Интегрированные методы обучения химии» на базе ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». Ежегодное проведение мастер-класс в рамках областных и городских методических семинаров для учителей химии по применению интерактивных технологий в обучении химии. Проведение занятий по элективным курсам для учащихся 10 классов на базе МАОУ «Медико-биологический лицей» г. Саратова. Участие в Межрегиональном Интернет-конкурсе для учителей химии «Современный урок химии» (1 место). Участие в проекте СГУ «Учимся жить вместе» при поддержке фонда просвещения МЕТА в рамках программы «Уралсиб за равные возможности».

Повышение квалификации: 
Социальное партнерство российских вузов и работодателей как фактор снижения рисков трудоустройства выпускников, ИДПО СГУ, г. Саратов, 2014 г.
Актуальные вопросы дидактики химии, Институт дидактики химии г. Мюнстера (Германия), 2014 г.
Современные подходы в обучении химии, Медицинский факультет Тракийскийского университета Стара Загора, Болгария, 2015 г.
Теория и методика обучения химии в общеобразовательных организациях, ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2016 г.
Направление стратегии ФГОС в обучении химии, Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2020 г.
Современные образовательные технологии в профессиональном образовании, ИДПО ФГБОУ ВО "СГУ имени Н.Г. Чернышевского", 2020 г.