Skip to main content Skip to search

Орлова
Надежда
Михайловна

Профессор
Образование: 
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, 1975 г., Русский язык и литература, квалификация "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы "
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.02.01), Функционирование морской лексики в тексте художественной литературы XIX-XX вв., 1985 г.
Доктор филологических наук, Библейский текст как прецедентный феномен, 2010 г.
Учёное звание: 
Доцент
Научные интересы: 
Анализ художественного текста
Проблемы прецедентности
Специальная лексика и терминология
Общий стаж: 
49 лет
Стаж по специальности: 
47 лет
Трудовая биография: 

1976 – 1978: Саратовский педагогический институт им. К.А. Федина. Ассистент кафедры русского языка.

1978 – 1987: Тульский педагогический институт им. Л.Н. Толстого. Ассистент кафедры русского языка как иностранного; аспирант Московского областного педагогического института им.  Н.К. Крупской.

1988 – 1991: Саратовская академия государственной службы. Старший преподаватель кафедры языков и литературы.

1991 – 2001: доцент кафедры русского языка и литературы факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

2001 – 2007: – доцент кафедры теории и истории языка, декан факультета русской словесности Педагогического института СГУ.

2007 – по настоящее время работаю в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского. С 2015 года – профессор кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики.

Премии и награды: 
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (за значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации работников образования и науки), 2010 г.
Грамота Саратовской епархии (за вклад в дело духовно-нравственного просвещения и сохранение традиций отечественного образования), 2017 г.
Биографический текст: 

Членство в общественных организациях:

Член Всероссийского терминологического общества (РоссТЕРМ);

Член Российской ассоциации лингвистов-когнитологов.

Преподаваемые дисциплины: 
Введение в языкознание
Основы науки о языке
Культура речи
Основные научные публикации: 

1.Библейский текст как прецедентный феномен: монография. Саратов: СГСЭУ, 2008. 352 с.

2.Универсальный характер библейского прецедентного текста: Книга Руфь //Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 2. С. 84-91

3.Тематический словарь «Мир Библии» и прецедентные тексты русской литературы //Русский язык в школе. 2008. № 7. С.74-77.

4.Универсализм и смысловая динамика концептов библейского истока //Славянский альманах 2009. М.: Индрик, 2010. С. 369-379

5.Прецедентный текст Библии в обучении языку// Текст: Проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного. М.: МАКС Пресс, 2011. С.224-226

6.Прецедентный потенциал библейской ситуации: Библейский текст в литературе и лингвокультуре: монография. LAMBERT Academic Publishing, 2012. 264 с.

7.Библейский сюжет как генератор прецедентности //Известия Саратовского университета.  Новая серия. Серия «Филология. Журналистика». 2014. Т. 14. Вып 3. С. 5-10.

8.Смысловая структура и динамика прецедентной ситуации библейского истока // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2015. № 3 (27). С. 128-134.

9.Acerca de la redifusión de fenómenos precedentes a través de titulares Periodísticos //La identidad nacional a través del diálogo entre culturas : Исследования в области гуманитарных наук в иберо-американском и российском научном пространстве. Том. 2. Ростов н/Д: ЮФУ, 2015. С 355-359.

10.Современный религиозный дискурс: структура, стратегии, трансформации: коллективная монография. Нижний Новгород: , 2015. 210 с.

11.Динамические процессы в структуре концептов библейского истока: Неопалимая купина // Вестник Самарского университета. Серия История, педагогика, филология. 2016. № 3.2. С. 28-34.

12.История терминологической лексики и языковой пуризм // И.И. Срезневский и русское историческое языкознание: опыт и перспективы. Рязань: РГУ им.Есенина, 2017. С. 64-69

13.Тематический словарь библейской лексики: Принципы составления // Психолингвистика и лексикография: Сб. научн. тр. Воронеж, 2018. С. 165-170.

14.Ноосферное образование в евразийском пространстве: коллект.монография Т. 8. СПб: Астерион, 2019. 588 с.

15.Библия и малые литературные жанры: русские паремии и цитаты // Жанры речи. 2020. №1 (25). С. 29-35.

16.Лингвистический и философский структурализм в курсе «Основы науки о языке» // Образование в современном мире.  Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2020. Вып. 15. С 225-232.

 

Учебно-методические публикации:

1.Речеведение: учебное пособие. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 226 с.  (в соавт.) .

2.Текстообразующие возможности языковых единиц: учебное пособие.

Ч. 1-2. [Электронный ресурс]. Саратов, 2015. elibrary.sgu.ru›uch_lit/1263_ud.pdf  ( в соавт. с С.А.Семеновской).

3.Чтобы Вас понимали: Культура русской речи и речевая культура человека: учебное пособие /Под ред. О.Б.Сиротининой. М.: ЛИБРОКОМ, 2017. (в соавт.). 272 с.

4.Русский язык и культура речи: учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2019. 224 с. (в соавт. с О.И.Дмитриевой, Н.И.Павловой).

5.Введение в языкознание: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2020. 263 с. Рекомендовано межрегиональным учебно-методическим советом профессионального образования по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогические науки».

 

Выпущенные аспиранты и докторанты: 
Мухина Юлия Николаевна, «Средства репрезентации иронии в художественном тексте (на материале русского и английского языков)», 2006 г.
Дополнительная информация: 

Преподаваемые дисциплины:
Основы науки о языке,
Стилистика,
Культура речи (устной и письменной).

Повышение квалификации: 
Cтажировка по программе «Democracy and Education», Университет Восточной Каролины (США), 2001 г.
Повышение квалификации по программе «Русский язык», Казанский госуниверситет, 2007 г.
2008–2010 – докторант, СГУ
По программе «Современные технологии образовательного процесса», ИДПО СГУ им. Чернышевского, 2014 г.
По программе «Инклюзивная практика в высшем образовании», ИДПО СГУ им. Чернышевского, 2016 г.
«Инновационное содержание гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС», ИДПО СГУ им. Чернышевского, 2019 г.
«Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании», ИДПО СГУ им. Чернышевского, 2020 г.