Skip to main content Skip to search

Мякшева
Ольга
Викторовна

Профессор
Образование: 
Школа №101, г. Саратов, 1973 г., Среднее образование
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, 1978 г., Русский язык и литература, квалификация "Филолог, преподаватель русского языка и литературы "
Диссертации и учёные степени: 
Доктор филологических наук (10.02.01), «Пространственная семантика: реализация языковых ресурсов в разных сферах и средах общения», 2009 г.
Кандидат филологических наук, «Компонент с локальным значением в структуре предложения (на материале разговорной, научной и художественной речи)», 1987 г.
Учёное звание: 
Доцент по специальности языкознание
Общий стаж: 
44 года
Стаж по специальности: 
39 лет
Трудовая биография: 

Членство в советах: член диссертационного совета Д212.243.02 при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского.

Почетный работник общего образования, член РОПРЯЛ, в 2001 – 2005 гг. заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания Саратовского педагогического института.

Член «Общества русской словесности».

 

Преподаваемые дисциплины: 
Современный русский литературный язык
Филологический анализ текста
Принципы создания элективных курсов по русскому языку в средней школе
Основные научные публикации: 

Научные публикации:

Типы пространств как единицы формирования текстов разной функциональной природы // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20–23 марта 2010 г.): Труды и материалы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 894 с. С. 190-191. ISBN 978-5-211-05818.

Пространственная семантика и ее роль в художественном тексте // Русский язык в школе. 2010. – № 4. – С. 38-43. ISSN 0131-6141.

Ещё об одном подходе к исследованию смыслопорождающей роли текстовой организации // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.П. Котюровой. – Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. – Вып. 14. – 386 с. – С. 211-220. ISBN 978-5-7944-1142-3.

Пространственная семантика как средство доступа к анализу ментальных процессов // Предложение и Слово. Книга 1: Сборник научных трудов / Отв. ред. С.В. Андреева. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. – 336 с. – С. 215-221. ISBN 978-5-9999-0574-1.

Пространственная семантика и специфика её использования в текстах разных сфер общения // Русский язык и культура в пространстве Русского мира. Материалы II Конгресса Российского общества преподавателей русского языка. Санкт-Петербург, 26–27 окт. 2010 г. –В двух частях. – Т. 1. – СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010 – 701 с. – С. 370–377. – ISBN 978-5-91395-061-1 (Т. 1) ISBN 978-5-91395-063-5 (серия).

Ученый-филолог в школе: вчера и сегодня // III Международная научно-практическая Интернет-конференция «Русский язык@ Литература@ Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом» 22–29 ноября 2010 г. http://around.russianforall.ru/conf.

Специфика представления пространственной семантики в разных  сферах и средах общения (сравнительный анализ научной и разговорной речи) // Известия Саратовского университета. Серия Филология. Журналистика. Новая серия. – 2012. Том 12. В. 2. С. 3-10.

Пространственная семантика как способ манипулирования сознанием адресата в СМИ // Динамика языковых и культурных процессов в современной  России. Материалы III Конгресса РОПРЯЛ Санкт-Петербург, 10-13 октября 2012. – в 2-х т. – Т.1. – СПб.: Изд. Дом «МИРС», 2012. – С. 169-173.ISBN 978-5-91395-089-5 (Т. 1) ISBN 978-5-91395-083-3 (серия)

Предметный мир личности как отражение особенностей мировосприятия // Коммуникация. Мышление. Личность.: Матер. Междунар. Науч. конференции, посв. памяти проф. И.Н. Горелова и К.Ф. Седова (12-14 ноября). Саратов: Изд. центр «Наука». 2012. С. 543-552.ISBN 978-5-9999-1398-2.

Русский язык: стандарты и жизнь // Практический журнал для учителя и администрации школы. М.: «Фолиум». 2013. №3. С. 10-12.

ФГОС и ЕГЭ: точки отталкивания // Предложение и Слово. Сборник научных трудов /Отв. ред. С.В. Андреева. - Саратов: Изд-во "Научная книга", 2013. - С. 322-327.

Местоимения и специфика их функционирования в текстах разных жанров одного лица // Материалы 9 научно-практической конференции «Научный потенциал мира», 17-25 сентября 2013г. – София: «Бял ГРАД-БГ»ООД, 2013. - Т. 13. Филологические науки. 80 с. -  С. 31-36.

Прилагательные в тексте как способ отражения мировосприятия его автора // В лабиринте сознания, времени и языка. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. С. 319-327. ISBN 978-5-89016-848-1.

Диффузность значений и роль кодифицирующей лексикографии в культуре речи населения // Труды  Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 2. – М., 2014. С. 235-245. ISSN 2311-150Х (соавторство с О.Б. Сиротининой).

Специфика лингвостилистического анализа нехудожественного текста // Текст,контекст, интертекст: сборник научных статей по материалам Международной научной конференции «XIII Виноградовские чтения» (г. Москва, 15-17 октября 2013г.). –Т. 1: Русский язык. Методика обучения филологическим дисциплинам в вузе и школе. Часть I/ Отв. ред. Е.Ю. Геймбух, В.А. Коханова. -  М.: МГПУ, 2014. С. 62-68. ISBN 978-5-243-00300-1. 360 с.

Манипуляционные стратегии в современном судебном делопроизводстве // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: история и современность: сборник научных трудов. Вып. III /Редколл.: В.В. Леденева, Т.М. Фадеева, Е.Д. Звукова. - М.: ИИУ МГОУ, 2015 - С. 178-182. ISBN 978-5-7017-3432-5.

Языковая личность сквозь призму разных жанров // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: Материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015года). /Ред. кол: Л.А. Вербицкая, К.А. Рогова, Т.И. Попова и др. В 15 т. Т. 6. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. С. 388-393. ISBN 978-5-990-6635-6-5 (т. 6) ISBN 978-5-990-6635-0-3 (серия).

Коммуникация, информация, манипуляция: соотношение понятий в современной речевой практике // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.П. Котюровой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2015. Вып.19. 224с. С.33-45. ISBN 978-5-7944-2596-3 (вып. 19) ISBN 978-5-7944-1142-3.

«Наращение» или создание смысла в тексте (на материале функционирования местоимений в текстах одного автора) // Экология языка и коммуникативная практика: сетевое научное издание. 2015. №2. С. 287-302.

«Уровни понимания текста (на материале «восстановленных текстов»)// Мир русского слова, 2016, №2. С. 37-42.

Представляем книгу // Известия Сар. ун-та. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2016. Т. 16. Вып. 3. С. 350-353.  

Устная речь одного лица в официальной и неофициальной обстановке // Русская устная речь: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «II-е Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культутра общения» (Саратов, СГУ, 18-19 ноября 2015г.) . Вып. 2. Саратов: Амирит, 2016. 222 с. С. 77-84.

Текст как предмет современных лингвистических исследований и объект изучения в вузе и школе //  Русская речевая культура и текст: материалы IX Международной научной конференции (15-16 апреля 2016г.) / Под общей редакцией проф. Н.С. Болотновой. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2016. 325 с. С. 290-295.

Восприятие лексики первой половины прошлого века детьми XXI //Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электр. ресурс] – Вып. 5. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4-8 октября 2016 г. – СПб.: РОПРЯЛ, 2016. С. 1281-1286.

Активная лексика и семантические лакуны в лексиконе современного школьника //  Проблемы речевой коммуникации 2016 : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2016. – Вып. 16. С. 48-56.

Пространственная семантика и её роль в создании газетного текста // Медиалингвистика. 2017. Международный научный журнал. № 1 (16). С. 73-84. http:// medialing.spbu.ru /part 10/.

Наблюдения за речевым развитием детей от года до двух // Проблемы речевой коммуникации 2017 : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2016. – Вып. 17. С. 154-170.

Специфика восприятия публицистического текста (на материале «экспериментальных» текстов) // Экология языка и коммуникативная практика: сетевое научное издание. 2017. №4. С. 72-85.

«Восприятие и интерпретация текстов культуры современной молодежью» // Русистика и компаративистика: сб. науч. ст. Вып. XII. М.: Книгодел, 2018. – 311 с. (Научное издание). С.165 – 178. 

Угодить и угадать как составляющие жанровых характеристик эссе современных школьников // Жанры речи : Международный научный журнал. 2018. № 2 (18). С. 136-144.

Государственный (литературный) русский язык: обязательные и возможные сферы его использования, нормы и реальный узус // Труды  Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 13. Культура русской речи. М.,  2017. С. 82-88 (в соавторстве с О.Б. Сиротининой).

«Русский текст сквозь призму мировосприятия его автора-чеченца» // «Динамика языковых и культурных процессов в современной России [Электронный ресурс]. Вып. 6. Материалы VI Конгресса РОПРЯЛ (г. Уфа, 11-14 октября 2018 г.) Спб.: РОПРЯЛ, 2018. 1 электрон. опт. диск. С. 624-630.

Филологический анализ текста: учебно-методическое пособие // Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2018. 92 с.

Речевой портрет директора школы // Проблемы речевой коммуникации 2018: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. М. А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2018. – Вып. 18. Книга 2. С. 27-35.

Современный русский литературный  язык как государственный язык Российской федерации // Русский язык в школе. 2019. № 3. С. 22-27 (в соавторстве с О.Б. Сиротининой).

В поисках «блуждающего мифа» о смысле текста // Известия Сар. ун-та. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. 2019. Том 19. В. 3. С.361-365.

Рецензия на кн.: Всеволодова М.В., Виноградова Е.Н., Чаплыгина Т.Е. Русские предлоги и средства предложного типа. Материалы к функционально-грамматическому описанию реального употребления. Кн. 2. Реестр русских предложных единиц А-Б (объективная грамматика). М.: УРСС. 800 с.  // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2019. № 4 С. 230-235.

Речевая среда современной молодежи: семья, школа, университет / Speech Environment Of Modern Youth: Family, School, University //  Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age - 2019”) (EEIA – 2019)/ Под ред. С.В. Ивановой. 2019. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 452-466. International conference “Education Environment for the Information Age - 2019” (EEIA – 2019). Moscow, 2019, pp. 574-582. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.65. Соавторы: О.Б. Сиротинина, МА. Кормилицына, А.Н Байкулова, Т.С. Боц. Myaksheva O.V., Sirotinina O.B., Kormilitsyna M.A., Baikulova A.N., Bots T.S.

Лингвистика текста и философские проблемы герменевтики //  "Мир русского слова" № 3. 2020 г. С. 61-64.

Русский язык и проблемы его существования в современном российском обществе // // Народы Саратовской области: потенциал развития. Учебное пособие для учителей, преподавателей, студентов, сотрудников муниципальных органов власти / под редакцией А.П. Мякшева, А.П. Зуева. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 139-157. Фонд Президентских грантов. Грант Президента Российской федерации на развитие гражданского общества № 19-2-006513.

Лингвистические курсы для студентов – филологов направления «Педагогическое образование» в современном вузе // Всероссийский съезд учителей и преподавателей русского языка и литературы (Москва, Россия, МГУ имени М. В. Ломоносова, 5-6 ноября 2019 г.) : сборник материалов. — Москва : Издательство Московского университета, 2020. — 523 с. С. 319-323.

Формирование речи и языковой личности ребенка от 2 до 5 лет // Языковое сознание. Речевая коммуникация : Материалы международной научной конференции, посвященной памяти профессора В. Е. Гольдина / Отв. ред. О. Ю. Крючкова.   Саратов : ИЦ «Наука», 2020.  С. 557- 566.

Мякшева О.В., Джураева З., Розымова М.   Образ России в учебниках русского языка для иностранных учащихся // Русский язык и культура. Взаимосвязи и взаимодействие: Материалы VI Международного педагогического форума (Сочи, 2–3 декабря 2019 года) / Ред. кол.: С. И. Богданов, С. В. Друговейко-Должанская, Ю. В. Меньшикова и др. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2020. — С. 73-85.

Мякшева О. В. Онтогенез детской речи: на пути к полноценному и эффективному общению // Коллективная монография «Эффективность коммуникации: влияние сфер общения на факторы ее достижения» / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2021. С. 206-230.

Мякшева О. В., Сиротинина О. Б. Русский язык как государственный: проблемы его экологии и функционально-стилевой дифференциации // Экология языка и речи: материалы IX Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения профессора Нины Георгиевны Блохиной, Тамбов, 12–13 февраля 2021 года. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. С. 12-16.

«От первых слов до первого класса: сто лет спустя // РЯШ, 2022 Т.83, № 2

«Речевой жанр творческого общения представителей интеллигенции разных национальностей» // Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве» (6–10 декабря 2021 года). Сборник материалов. В 3 ч. Ч. I. Направление 1: Координация и повышение эффективности преподавания и научного изучения русского языка на пространстве СНГ. Направление 2: Актуальные проблемы билингвизма и диалога культур / М. Н. Русецкая (гл. ред.) ; М. А. Осадчий (отв. ред.). — Москва : Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2021 — 528 с. C. 425-427

«Работа с текстом в школьном курсе "Русский родной язык"» // Русская речевая культура и текст: материалы XII международной научной конференции (Томск, 20-21 мая 2022 г.) ; под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2022 С. 189-196. С. 12-22.

Монографии

Пространственная семантика: Реализация языковых ресурсов в разных сферах и средах общения. – LAP LAMBERT Akademik Publishing, 2012. – 550 с. ISBN 938-38465-8056-1.

Параграфы 2.2. Текст как «срединная составляющая» процесса коммуникации между адресантом и адресатом;  3.3. Зависимость использования приемов воздействия от целей и ожидаемых результатов общения // «Эффективность коммуникации: понятие, роль адресанта и адресата, основные приемы её достижения» : монография  / под редакцией О.Б. Сиротининой и М.А. Кормилицыной. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2019. 236 с.

Глава «Онтогенез детской речи: на пути к полноценному и эффективному общению» монографии Эффективность коммуникации: влияние сфер общения на факторы ее достижения: Монография /под ред. О. Б. Сиротининой. – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2021 256 с. С. 206-230.

Учебно-методические публикации:

Филологический анализ текста: учебно-методическое пособие для бакалавров и магистрантов по направлению подготовки Филология.  Издание 2-е исправл. и дополн. Саратов: Саратовский источник, 2019. 95 с.

Современный русский язык: Синтаксис  слова, словосочетания, простого и сложного предложения. Учебно-методическое пособие для бакалавров по профилю подготовки «Филология». 4 изд., испр. и доп. Саратов: Амирит, 2019. 142 с. (в соавторстве с С.В. Андреевой).

 

Участие и организация конференций: 
Международная научная конференция памяти проф. В.С. Юрченко «Предложение и слово», Саратов, Россия, с 2006 по 2010 г.
Научно-практическая конференция «Современное состояние русской речи: эволюция, тенденции, прогнозы», Саратов, Россия, 2008 г.
II Международной конференция «Язык. Культура. Коммуникация», Волгоград, Россия, 2008 г.
Международная конференция «Активные процессы в различных типах дискурсов: политический, медийный, рекламный дискурсы и Интернет-коммуникация», Москва, Россия, 2009 г.
IV Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность», Москва, Россия, 2010 г.
II Конгресс Российского общества преподавателей русского языка «Русский язык и культура в пространстве Русского мира», Санкт-Петербург, Россия, 2010 г.
III Международная научно-практическая Интернет-конференция «Русский язык@ Литература@ Культура: актуальные проблемы изучения и преподавания в России и за рубежом», Москва, Россия, 2010 г.
Международная научная конференция. XIII Виноградовские чтения Текст. Контекст. Интертекст , Москва, Россия, 2013 г.
Научно-методическая конференция Закон «Об образовании в Российской Федерации: методические традиции и новации в вузе», Саратов, Россия, 2013 г.
Муниципальная научно-практическая конференция «Современные политико-правовые технологии», Саратов, Россия, 2014 г., статус участия - Председатель жюри секции «Русский язык и правоведение».
Муниципальная научно-практическая конференция «Мир на ладони», Саратов, Россия, 2014 г., статус участия - Председатель жюри секции «Обретение слова. Языкознание».
Региональная научно-практическая конференция «Научно-методическое обеспечение современного урока в условиях реализации ФГОС» , Саратов, Россия, 2014 г., статус участия - Председатель оргкомитета.
V Международная научная конференция «Культура русской речи», Москва, 2017 г.
Региональная научно-практическая конференция «Проблемы школьного филологического образования», посвященная 100-летию гуманитарного образования в Саратовском государственном университете, Саратов, 2017 г.
Международная научная конференция «Жанры речи и "Жанры речи"», посвященная 100-летию гуманитарного образования в Саратовском университете, 20-летию международного научного журнала / сборника «Жанры речи», Саратов, 2017 г.
Международная научная конференция XVI Виноградовские чтения «Текст. Контекст. Интертекст», Москва, 2018 г.
VI КОНГРЕСС РОПРЯЛ «ДИНАМИКА ЯЗЫКОВЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ», Уфа, 2018 г.
Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в профессиональной коммуникации и мультикультурном пространстве», Саратов, 2018 г.
V Международный педагогический форум «Языковая норма. Виды и проблемы», Сочи, 2018 г.
Русский язык: исторические судьбы и современность: VI Международный конгресс исследователей русского языка , Москва, филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019 г.
V Международная конференция «Культура русской речи» (Гротовские чтения), Институт русского языка им. В. В. Виноградова, г. Москва, 2019 г.
Языковое сознание. Речевая коммуникация. Заочная международная научная конференция, посвященная памяти профессора Валентина Евсеевича Гольдина, Саратов, 2020 г.
VII Международный педагогический форум «Язык. Общество. Человек», 2020 г.
IX Международная конференция «Экология языка и речи», 2021 г.
Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве», Москва, 2021 г., статус участия - Руководитель секции..
IX Международная научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения заслуженного работника высшей школы РФ, доктора филологических наук, профессора Нины Георгиевны Блохиной, Тамбов, 2021 г., статус участия - Докладчик.
XII Международная научная конференция "Русская речевая культура и текст", Томск, 2022 г.
Дополнительная информация: 

Преподаваемые дисциплины:

Вводный курс (введение в анализ языковых единиц),

Современный русский литературный язык (Модуль Синтаксис),

Обобщающий курс,

Текст и его интерпретация.

Повышение квалификации: 
Cпециализация Философия, отчетная работа «Философское осмысление функций языка», диплом, ИДПО СГУ им. Чернышевского, 2013 г.
«Научные аспекты исследования риска и современное социально-гуманитарное образование», СГУ, ИДПО, 2014 г.
«Социокультурные факторы и проблемы современного образования», ИДПО СГУ, 2017 г.
«Методологические и прагматические аспекты исследования современной вербальной коммуникации» в объеме 24 часа, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», 2020 г.