Skip to main content Skip to search

Мережко
Елена
Геннадьевна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный педагогический институт им.К.А.Федина, 1988 г., Педагогика и методика начального обучения
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат педагогических наук, Словообразовательный анализ в системе обучения русскому языку младших школьников, 1996 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре методики начального обучения, Министерство образования Российской Федерации, 2004 г.
Научные интересы: 
Функционально-семантический подход к изучениию грамматики в школе
Модернизация языкового образования в начальной школе
Формирование лингвистических компетенций младших школьников
Общий стаж: 
33 года
Стаж по специальности: 
33 года
Работа в университете: 
Доцент, кафедра начального языкового и литературного образования
Трудовая биография: 

 

 

  

Биографический текст: 

 

Образование:

  • 1984-1988: факультет начальных классов Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина;
  • 1993-1996: аспирант очной формы обучения Московского государственного педагогического университета;

    1996г: кандидат педагогических наук (13.00.02– теория и методика обучения русскому языку).

 

Читаемые курсы:

Бакалавриат

Методика преподавания русского языка и литературы

Теория и методика речевого развития младших школьников

Теория и методика развития речи дошкольников

Магистратура

Языковое образование младших школьников: современные концепции и технологии

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературного чтения
 

Руководство практиками

Руководитель педагогической практикой, производственной практикой №1, преддипломной практикой. 

Преподаваемые дисциплины: 
Бакалавриат
Методика преподавания русского языка и литературы в начальной школе
Теория и методика развития речи дошкольников
Магистратура
Языковое образование младших школьников:современные концепции и технологии
• Технология проектной деятельности в начальном курсе русского языка
Проектирование диагностических материалов в предметной области
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературного чтения
Основные научные публикации: 

 

 Основные научные работы

 

Мережко Е.Г. Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках русского языка // Тенденции развития науки и образования. Август 2020 г. №64, Часть 4. Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2020. – С.94–97.

Мережко Е.Г. Актуальные проблемы методики словообразовательной работы в начальной школе // Тенденции развития науки и образования. Сентябрь 2020 г. № 65, Часть 3. Изд. НИЦ «Л-Журнал», 2020. – 128 с. С. 61–64.

Мережко  Е.Г. Ознакомление младших школьников со словообразовательным значением морфем //Современные проблемы науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции. 26.07.2019. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. – С. 224-229. 

Мережко  Е.Г. Использование словообразовательного словаря на уроках русского языка в  начальных классах//Наука и инновации в современном мире: Сборник научных статей. Ч.3/Под редакцией Ю.С.Шацких.– Москва: Издатльство «Перо», 2019. С. 53-57. 

Мережко  Е.Г. Изучение омонимов в начальных  классах (на материале словообразовательного гнезда) // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. Вып. 11. С. 124-129. 

Мережко  Е.Г. Функциональный принцип изучения состава слова и словообразования в современных учебниках русского языка для начальной школы//Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки: Сборник научных статей. Ч.V./Научный редактор Л.Л.Буркова. Москва: Изд-во «Перо», 2019. С. 29-32.

Мережко Е.Г. Подготовка старших дошкольников к элементарному словообразовательному анализу //Перспективные направления дошкольного образования: опыт, про-блемы, пути развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 06 августа 2018 г. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2018. – С. 72-75. 

Мережко Е.Г. Обучение младших школьников приему словообразовательного толкования значения производного слова//Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 20-23 августа 2018г.) /Под редакцией Ж.В. Мурзиной.– Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 62-63.

Мережко Е.Г. Организация наблюдений младших школьников за словообразованием имен прилагательных // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов: ИЦ «Наука», 2018. Вып. 10. С. 27-32. 

Мережко Е.Г. Развитие лексикографической грамотности младших школьников в процессе комплексного использования словарей//Наука современности: проблемы и ре-шения: Сборник научных статей. Ч.1/Научный редактор А.Н. Ромеро. Москва: Изд-во «Перо», 2018. С. 52-55. 

Мережко Е.Г. Совершенствование мыслительных операций у младших школьников в процессе изучения состава слова и словообразования//Современные тенденции раз-вития системы образования: сборник статей/ редкол.: Ж.М.Мурзина, Г.В.Николаева, Н.С.Толстов. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С.46-49. 

Мережко Е.Г. Решение  лексико-словообразовательных задач на уроках русского языка (на материале однокоренных антонимов) //Проблемы филологического образования: межвуз.сб.науч.тр./ под ред.Л.И.Черемисиновой. -  Саратов: Изд-во Сарат-го ун-та, 2016. – Вып.8. С. 122-127. http://elibrary.ru/item.asp?id=26767611

Мережко Е.Г. Школьный учебник как средство освоения студентами методики преподавания русского языка//Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 10 (38). С. 95-96. http://elibrary.ru/item.asp?id=27182981

Мережко Е.Г. Этнолингвистический аспект в изучении русского языка в начальной школе (на материале устаревшей лексики) // Инновационная наука. 2015. № 8. С 120-122. http://elibrary.ru/item.asp?id=23891299

 

Мережко Е.Г. Ознакомление младших школьников с выразительными возможностями русского словообразования//Инновационная наука. 2015. № 11-2. С. 242-245. http://elibrary.ru/item.asp?id=24919867

Мережко Е.Г. Формирование языковой компетенции младших школьников в процессе изучения состава слова и словообразования// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015. №3. С.47-50. http://elibrary.ru/item.asp?id=23582271

Мережко Е.Г. Вопросы преподавания основ словообразования в начальной школе в трудах методистов конца XΙX – первой половины XX века// Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. №2. С.154- 161. http://elibrary.ru/item.asp?id=23752696

Мережко Е.Г. Содержание лексико-словообразовательной работы на уроках русского языка в начальных классах (на материале словообразовательного гнезда) //Проблемы филологического образования: межвуз.сб.науч.тр./ под ред.Л.И.Черемисиновой. -  Саратов: Изд-во сарат-го ун-та, 2015. – Вып.7. С. 67-74. http://elibrary.ru/item.asp?id=24218182

Мережко Е.Г. Текстоцентрический принцип в изучении состава слова и словообразования в начальной школе// Проблемы филологического образования: межвуз.сб.науч.тр./ под ред.Л.И.Черемисиновой. -  Саратов: Изд-во сарат-го ун-та, 2014. – Вып.6. С. 61-66. http://elibrary.ru/item.asp?id=23588301

Мережко Е.Г. Словообразовательные наблюдения в период обучения грамоте// Проблемы филологического образования: Сб. научн.тр. Вып. 3. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. С. 26-29. http://elibrary.ru/item.asp?id=22715871

Мережко Е.Г. , Иванкина Н.К. Тестирование – одно из средств контроля деятельности студентов на практических занятиях по методике русского языка// Начальная школа, №10, 2010. С.93-95. http://elibrary.ru/item.asp?id=15272414

Мережко Е.Г.  Работа со словообразовательной моделью на уроках русского языка в начальных классах// Вопросы теории и практики начального образования: Сб. науч.тр.: Вып. X. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. С.87-89.

Мережко Е.Г.  Словообразовательные упражнения в начальных класса// Современное образование:научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2007. С.327-329/

Мережко Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи// Модернизация начального образования: Сборник научных трудов.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.С.

Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах// Начальная школа.2003.№10. С.45.

Мережко Е.Г.  Словообразовательный анализ на уроках русского языка//Начальная школа.1996.№6. С.

Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ в системе обучения русскому языку младших школьников. Автореферат дисс.на соискание ученой степени канд.пед.наук.Москва,1996. http://elibrary.ru/item.asp?id=15738710

 

Другие работы

 

Мережко Е.Г. Решение лингвометодических задач в процессе формирования профессиональных компетенций будущего учителя//Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. №8. С.16-20. http://elibrary.ru/item.asp?id=22900218

Мережко Е.Г. Словарно-грамматическая работа на уроках русского языка в начальных классах// Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XVI Международной научно-практической дистационной конференции, 25-26 марта 2014 г./ Научно-исследовательский центр «Институт стратегических исследований».М.: Изд-во «Спецкнига»,2014.

Мережко Е.Г. Изучение истории русского языка в начальных классах// Проблемы филологического образования / Под редакцией Л.И.Черемисиновой . Сб. научн.тр. - Саратов: ИЦ «Наука», 2013. С. 86-90. http://elibrary.ru/item.asp?id=22492394

Мережко Е.Г.  Содержание словообразовательной работы в начальных классах.//ПМНО: ПОИСК. МАСТЕРСТВО. НОВАТОРСТВО. ОПЫТ МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. 2013. С. 85-87. http://elibrary.ru/item.asp?id=23097200

Мережко Е.Г.  Организация словообразовательных наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста// Вопросы теории и практики дошкольного образования: сб. научн.-методич. ст. Вып. V. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. С. 384-387.

Мережко Е.Г.  Принцип историзма в преподавании курса методики русского языка как способ совершенствования профессиональной подготовки студентов //Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 10. С. 22-26. http://elibrary.ru/item.asp?id=24109653

 

Пособия

Мережко Е.Г. Практикум по методике преподавания грамматики и орфографии в начальных классах. Сборник методических задач: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Г. Мережко. — Москва: Издательство «Перо», 2019. — 48 с.

Мережко Е.Г. , Иванкина Н.К. Теория и методика развития речи дошкольников. Сборник методических задач: Учеб.-метод.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.К.Иванкина, Е.Г.Мережко. Саратов: «Амирит», 2017.64с.

 Мережко Е.Г. Иванкина Н.К. Методика преподавания русского языка. Сборник методических задач: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.К. Иванкина, Е.Г. Мережко. — Саратов: ИЦ «Наука», 2015. — 90 с.

 Мережко Е.Г. Иванкина Н.К. Обучение грамоте. ХрестоматияУчеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.К. Иванкина, Е.Г. Мережко. — Саратов: ИЦ «Наука», 2013. — 79 с.

Мережко Е.Г. Изучаем части речи. Тетрадь по  русскому языку №3.  – Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2009. – 48с.

Мережко Е.Г. Изучаем части речи. Тетрадь по  русскому языку №4.  – Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2009. – 48с.

Мережко Е.Г. Учим словарные слова(3) – Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008. – 48с.

Мережко Е.Г., Иванкина Н.К., Фирсова Т.Г. Тесты. Методика русского языка. Саратов: ИЦ «Наука», 2007.- 60 с.

Мережко Е.Г.  Повторяем словарные слова. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея»,2006. – 32с.

Мережко Е.Г.  Изучаем части речи.Тетрадь по русскому языку №1. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея»,2006. – 64с.

Мережко Е.Г.  . Изучаем части речи.Тетрадь по русскому языку №2. - Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратов-телефильм», 2005.64с.

Мережко Е.Г.  Учим словарные слова.Ч.3. - Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратов-телефильм», 2004.48с. http://elibrary.ru/item.asp?id=19784297

Мережко Е.Г.  Учим словарные слова.Ч.4. - Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратов-телефильм», 2001.48с.

Мережко Е.Г., Бронникова Ю.О.  Говори и пиши правильно «Тетрадь по русскому языку». - Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратов-телефильм», 2001.48с.

Мережко Е.Г.  Словарик близкородственных слов.- М.: «Флинта», «Наука».1998.160с.

         

 

Участие и организация конференций: 
Международная научная конференция «Гуманизация образовательного пространства», Саратов, Россия, 2016 г.
V Международная научная конференция «Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение», Саратов, Россия, 2016 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования», посвященная памяти профессора А.А. Демченко, Саратов, Россия, 2016 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход» , Саратов, Россия, 2016 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями», Саратов, Россия, 2016 г.
IV Международная научная конференция «Изменяющийся мир: общество, государство, личность», Саратов, Россия, 2015 г.
Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование», Саратов, Россия, 2015 г.
IV Международная очно-заочная научно-практическая конференциия «Организация самостоятельной работы студентов, Саратов, Россия, 2015 г.
Всероссийская научная конференция «Методологические основы модернизации современного образования», Саратов, Россия, 2015 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования», Саратов, Россия, 2015 г.
Вторая международная научно-практическая конференция «Стратегические направления развития образования ХХI века и образовательная система «Диалог» » , Санкт-Петербург, Россия, 2015 г.
Международная научно-практическая конференция "Специальное образование и социальная интеграция - 2018" , Саратов, 2018 г.
Международная научно-практическая конференция «Страховские чтения – 2018: научные идеи И. В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике», Саратов, 2018 г.
Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы филологического образования» в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, 2018 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития» , Чебоксары, 2018 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018» , Чебоксары, 2018 г.
Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы науки и образования» , Чебоксары, 2019 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» , Саратов, 2019 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» , Саратов, 2019 г.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства — 2020» , Саратов, 2020 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2020: междисциплинарные проблемы в современной психологии» , Саратов, 2020 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социо-культурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» , Саратов, 2020 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, 2020 г.
Повышение квалификации: 
Современные технологии образовательного процесса, ИДПО Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2013 г.
Современные методики преодоления филологической некомпетентности младших школьников, Санкт-Петербург, Институт постдипломного образования РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 г.
Возможности личностно-ориентированного обучения при реализации требований ФГОС НОО (на примере системы «Перспективная начальная школа»), ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2018 г.
Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2018 г.
Технологии разработки, реализации и управления проектами, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2019 г.