Skip to main content Skip to search

Крючков
Владимир
Петрович

Заведующий
Образование: 
Саратовский государственный педагогический институт, 1976 г., Учитель русского языка и литературы
Диссертации и учёные степени: 
Доктор филологических наук (10.01.01), Проза Б.А. Пильняка 1920-х годов: мотивы в функциональном и интертекстуальном аспектах, 2006 г.
Учёное звание: 
Доцент, Министерство образования и науки Российской Федерации, 1992 г.
Научные интересы: 
Русская литература Методика преподавания литературы Формирование текстовой компетенции История логопедии Этносоциолингвистика
Общий стаж: 
47 лет
Стаж по специальности: 
34 года
Работа в университете: 
Доцент, кафедра логопедии и психолингвистики, с 1990 по н.в.
Трудовая биография: 

1977-1979гг.: работа в общественных организациях г. Саратова

1979-1989гг.: научный сотрудник, зам. директора по научной работе Государственного музея К.А. Федина (Саратов)

1989-1991гг.: аспирант СГУ им. Н.Г. Чернышевского

2002-2005гг.: докторант СГУ им. Н.Г. Чернышевского 

1990-2011гг.: доцент, затем профессор и зав. кафедрой русского языка, литературы и спецметодик Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского

с 2011 по наст. время: зав. кафедрой логопедии и психолингвистики СГУ 

Премии и награды: 
Почетное звание "Почетный работник сферы образования Российской Федерации", 2018 г.
Преподаваемые дисциплины: 
История логопедии
Психолингвистика
Этносоциолингвистика
Формирование текстовой компетенции
Методика преподавания литературы (специальная)
Основные научные публикации: 

Основные результаты исследований представлены в 2 монографиях, 150 публикациях, в том числе 25 - в изданиях Scopus,Web of Science и изданиях, рекомендованные ВАК. Подготовлено около 10 учебных пособий для студентов вузов. 

Монографии

  1. Крючков В.П. Нравственные искания и стилевое многообразие русской прозы ХХ века. - М. : Издательство "Перо", 2023. – 0,4 Мб., 290 с. [Электронное издание]. ISBN 978-5-00218-971-7.

    Крючков В.П. Проза Б.А. Пильняка 1920-х годов: мотивы в семантическом, функциональном и интертекстуальном аспектах. - Lambert Academic Publisching (Germany), 2011. - 479 с.

  2. Крючков В.П. «Повесть Петербургская» Б. Пильняка и «Петербургский текст русской литературы». – Саратов, 2005. – 122 с.

Scopus, Web of Science, ВАК

Крючков В.П. Саратовская логопедическая школа: истоки и современные направления исследований // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 6. – С. 141–152. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2306.13 (соавт.: Константинова О. А., Есипова Т. В.)

Крючков В.П., Якунина О.В. Возможности и ограничения жанра психологического эссе, или Опыт медленного чтения статьи Л. С. Выготского о «Легком дыхании» И. А. Бунина // Жанры речи. 2022. Т. 17, вып. 4 (36). С. 293-301. DOI: 10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-293-301

Крючков В.П., Якунина О.В. Язык литературного произведения в системе филологической подготовки учителей-логопедов // Наука и школа. 2022. № 2. С. 134–145. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-2-134-145. http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/134145.pdf

Крючков В.П. Специальное образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху (итоги международной научно-практической конференции) // Известия Саратовсокго университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2022. Вып 1. С.88-93 (В соавторстве с Бочкаревой Т.А.) https://akmepsy.sgu.ru/ru/journal/2022/1

Крючков В.П. Механизмы анализа учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 1. С. 116-137 (В соавторстве с Бочкаревой Т.А., Рудзинской Т.Ф.). DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2201.11

Крючков В.П. Учебно-профессиональные мотивы и динамика их формирования у студентов-логопедов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 5 (39). С. 21-32. DOI:10.23951/2307-6127-2021-5-21-32. (В соавторстве с Бочкаревой Т.А., Рудзинской Т.Ф. ).  https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/articles/bochkaryova_t._a._21_32_5_39_2021.pdf

Крючков В.П., Константинова О.А., Кощеева О.В. Проблема формирования межличностного взаимодействия учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования: коммуникативно-речевой аспект // Вестник Томского государственного педагогического университете. 2020. № 6 (212). —С.99-107. https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2020&issue=6&article_id=7902

Крючков В.П., Карпова Н.Л., Терешкова Е.Б., Сенаторова К.П., Пуговкина Е.А.  Гуманное пространство семейной групповой логопсихотерапии // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. – С. 90-95.

Крючков В.П. Феномен игры в концепции психолингвистики и в преподавательской деятельности профессора К.Ф. Седова // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2015. - № 11. - С. 80-84.

Крючков В.П. Обучение отечественному языку в педагогической системе к. Д. Ушинского // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2015. - № 11. - С. 74-79.

Крючков В.П. Повесть Б. Пильняка «Третья столица» как «самая серьезная и самая шуточная вещь» // Вопросы литературы. - 2014. - № 2. – С. 105-121. https://voplit.ru/issue/2014-2/

Крючков В.П. Роль феномена "двойничество" в раскрытии образа Федры: от Еврипида к М. Цветаевой // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2014. - № 10>. – С. 61-67.

Крючков В.П. Рациональное и подсознательное в прозе Б.А. Пильняка 1920-х годов // Нпаучное обозрение: гуманитарные исследования. № 11. – С. 51-60. – С. 51-60.

Крючков В.П. Религиозные тексты на уроках литературы // Научное обозрение: гуманитарные науки. - 2012. - № 2. – С. 146-153.

Крючков В.П. Имя как психологическая характеристика персонажа в "Повести непогашенной луны" Б. Пильняка // "Литература в школе". - 2006. - № 4. - С. 4-5

Крючков В.П. «Лермонтовский штос» в повести «Штосс в жизнь» Б. Пильняка // Русская литература. - 2006. - № 3. – С. 229-238. http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/RusLiteratura/РЛ%202006%20n3.pdf

Крючков В.П. «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка // Литература в школе. - 2006. – С. 14-16.

Крючков В.П. О "праздной мозговой игре" в "Санкт-Питер-Бурхе" Б. Пильняка // Вопросы литературы. - 2005. - № 2. – С. 66-109.

Крючков В.П. Система дополнительного профессионального образования учителей-логопедов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2015. - № 8. - С. 28-34.

Крючков В.П.  А. Малышкин и Б. Пильняк: к проблеме "прецедентного текста" // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2005. - № 4. - С. 37-45.

Крючков В.П. "Вещи и лица" в поэзии А. Ахматовой // Литература в школе. - 2003. -  № 4. - С. 15-16.

Крючков В.П. И вновь о тестах… // Литература в школе. - 2003. - № 1. – С. 25-26.

Крючков В.П. «Щелкунчик» О.Э. Мандельштама как динамическая интертекстема // Русская литература. - 2002. - № 4. – 193-198. http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/RusLiteratura/РЛ_2002_4.pdf

Крючков В.П. "Он не заслужил света, он заслужил покой…": Комментарий к "Мастеру и Маргарите" // Литература в школе. - 1998. - № 2. – С. 54-61.

Крючков В.П. Вощев и его поиски вещества существования (А. Платонов. "Котлован") // Литература в школе. - 1998. - № 7. – С. 63-66.

Крючков В.П. "Мастер и Маргарита" и "Божественная комедия": к интерпретации Эпилога романа М. Булгакова // Русская литература. - 1995. - № 3. -  С. 225-229. http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/RusLite

Крючков В.П. Писатель и власть (на материале писательской публицистики б. А. Пильняка 1930-х гг.) // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2013. - № 3. – С. 53-59.

Крючков В.П. Почему луна «непогашенная» (О символике «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка) // Русская литература. - 1993. - № 3. – С. 121-127. http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/RusLiteratura/RL-1993-3.pdf

Статьи в сборниках

Крючков В.П. Кафедра логопедии и психолингвистики Саратовского университета: коммуникативно-речевые исследования // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11-12 октября 2019). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – С. 229-238.

Крючков В.П., Белянская А.Ю. К проблеме выявления чувства языка / языковой способности у детей среднего дошкольного возраста // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11-12 октября 2019). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – С. 39-50.

Крючков В.П., Баринова А. А. Детские страхи и их вербализация в жанре страшилок учащимися младших и средних классов // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 11-12 октября 2019). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – С. 238-247.

Крючков В.П., Белянская А.Ю. Семиотика и педагогика молчания: прагма-коммуникативный и логопедический аспекты // Актуальные проблемы логопедии: Сборник научных и научно-методических трудов. Научный редактор В.П. Крючков. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. - С. 23-31.

Крючков В.П. Отечественный язык в педагогической системе К.Д. Ушинского и билингвальное образование в современной социокультурной ситуации // Актуальные проблемы логопедии. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. – С. 86-94.

Крючков В.П., Абдулина Р.Р. Языковое образование в системе современной христианской педагогики // Актуальные проблемы логопедии. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. – С. 94-101.

Крючков В.П. Речевой онтогенез и "чувство языка": методологический и методический аспекты // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. научн. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза" (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017)/ Научн. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. - Саратов: Изд-во "Саратовский источник", 2017. - С. 38-46.

Крючков В.П., Копичева А.А.  Возможности применения информационных компьютерных технологий в логопедичской работе // Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: Сб. научн. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза" (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 29 сентября 2017) / Научн. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева и О.В. Кощеева. Саратов: Изд-во "Саратовский источник", 2017. С.152-158.

Крючков В.П., Богатырева У.А. Дискурс русского православного юродства: коммуникативно-речевая стратегия и тактика // XXV Страховские чтения: Материалы Всероссийской научной конференции: сб. науч. тр. М., 2017 [Электронное издание].    

Крючков В.П. Иллюстрация на уроках литературы в массовой и коррекционной школе (на материале басен И.А. Крылова) // Актуальные проблемы логопедии: Сб. научн. трудов.  Вып. 2. – Саратов: Изд-во «Буква», 2014. – С. 97-105.

Крючков В.П. Интернет-сайт «Президент России гражданам школьного возраста: концепция, структура, методика составления» // Актуальные проблемы логопедии: Сб. научн. трудов. – Саратов: Наука образования, 2013. – С. 148-154.

Крючков В.П. Психологическая теория басни Л.С. Выготского и её методический потенциал // Коррекционная педагогика (М.). – 2011. - № 2-3. С. 19-26.

Крючков В.П. "Его величество Kneeb Piter Komandor" в системе заглавий "Повести петербургской…" Б. Пильняка // Литературная учеба. - 2005. - № 3. – С. 66-76.

Крючков В.П. Образ Иисуса в повести Л. Андреева "Иуда Искариот", или Смеялся ли Христос? // Литература: Прил. к газ. "Первое сентября". 2003. № 15. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200301502.

Крючков В.П. Название "Мастер и Маргарита" как эквивалент текста романа М. Булгакова // Литература: Прил. к газ. "Первое сентября". 2003. № 12. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200301204.

Учебные пособия

Крючков В.П. Логопедическая практика магистрантов: учебно–методическое пособие. – Москва: Издательство "Перо", 2023. – 15 Мб. 199 с. ISBN 978-5-00218-872-7 [Электронное издание]. (соавт.: Константинова О.А., Ментюкова Е.С.).

Крючков В.П., Пушкарева Н.А. Система дополнительного образования учителей-логопедов в Саратовской области: учебное пособие. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017. – 79 с.

Крючков В.П. Теория и методика обучения чтению в специальной (коррекционной) и общеобразовательной школе. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2012. - 84 с.

Крючков В.П. Зарубежная литература: основные произведения, стили, направления. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. - 250 с.

Крючков В.П. Еретики в литературе: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков. - Саратов: Издательство «Лицей», 2003. - 288 с.

Крючков В.П. Русская поэзия ХХ века: Очерки поэтики. - Саратов: Издательство «Лицей», 2002. - 272 с.

Крючков В.П. Рассказы и пьесы А.П. Чехова: ситуации и персонажи. – Саратов: Издательство «Лицей», 2002. – 96 с.

"">

 

Участие и организация конференций: 
Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 225-летию Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, "Специальное образование сегодня и и завтра: ресурсы и перспективы развития" , С-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 2022 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Общение в эпоху конвергенции технологий", Москва, Психологический интститут РАО, 2021 г., статус участия - Организатор, участник.
Всероссийская научно-практическая конференция "Актуальные вопросы подготовки дефектологов в высшей школе" , Москва, МПГУ, 2021 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Специальная образование и социокультурная интеграция - 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху" , Саратов, СГУ, 2021 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019:формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии" , Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г., статус участия - организатор.
Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы речевого онтогенеза и дизонтогенеза: теория и практика", Саратов, Россия, 2017 г., статус участия - организатор.
Международная научная конференция "Гуманизация образовательного пространства", Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
X Международная научно-практическая конференция "Русский язык в поликультурном мире", Симферополь, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция "Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями" , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция "Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение", Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция "Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход", Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Социокультупная интеграция и специальное образование", Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - сопредседатель программного комитета.
IV Международная научная конференция "Изменяющийся мир: общество, государство, личность", Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - участник.
Региональная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы логопедии", Саратов, Россия, с 2013 по 2015 г., статус участия - председатель оргкомитета.
Всероссийская научная очно-заочная конференция "Проблемы филологического образования", Саратов, Россия, 2014 г., статус участия - участник.
Повышение квалификации: 
Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин, АНО ВО "Университет Иннополис", 2022 г.
Инклюзивное профессиональное образование, Саратов, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2016 г.
Методология и технология психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья , Институт коррекционной педагогики РАО (Москва), 2021 г.
Методология и технология психолого-педагогического изучения детей с ограниченными возможностями здоровья , Институт коррекционной педагогики РАО (Москва), 2021 г.
Логопедия. Научно-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, Саратов, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г.