Skip to main content Skip to search

Фролова
Светлана
Владимировна

Профессор
Образование: 
Биологический факультет (отделение психологии), СГУ, 1995 г., «Психолог. Преподаватель психологии»
ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», 2017 г., Профессиональные риски преподавателя в современной высшей школе
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат философских наук, Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания, 2000 г.
Доктор психологических наук, Социально-психологическая концепция приверженности личности стране
Учёное звание: 
Доцент по кафедре психологии
Научные интересы: 
Личностные и социокультурные факторы психического развития
Самоопределение личности и смыслообразующие факторы эмиграционных намерений
Психология и психотерапия кризисных состояний
Позитивно ориентированная психодрама в решении личностных и групповых задач
Общий стаж: 
31 год
Стаж по специальности: 
29 лет
Трудовая биография: 

Консультативный психолог, социальный психолог. Автор более 80 научных публикаций, 3 психодиагностических методик: «Образно-ассоциативный тест приверженности социальной общности», «Методика психологической диагностики способов совладания с трудными жизненными ситуациями у подростков» (Свидетельство Российского авторского общества № 16763 от 25 мая 2010 г.); «Психологическая диагностика архетипических паттернов в поведении мужчины и женщины» (Свидетельство Российского авторского общества № 16764 от 25 мая 2010 г.).

 

Практическая работа: психолог-тренер, психолог-консультант, автор тренинговой программы «Преобразующая игра». Опыт работы медицинского психолога, детского психолога, психолога Кризисного центра.

Основные научные публикации: 

Монографии:

  1. Фролова С. В. Приверженность личности стране: социально-психологический анализ. – Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 370 с.
  2. Фролова С. В. Групповое психологическое консультирование: теория и практика. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 145 с.
  3. Фролова С. В. Теория и практика психологического консультирования. Саратов: ИЦ «Наука», 2017. 265 с.
  4. Фролова С. В. Социально-когнитивные основания психологической приверженности своей стране: Монография. – М.: Академический проект, 2017. – 153 с.
  5. Фролова С.В. Социокультурная интегрированность образной сферы личности: социально-психологические основания приверженности своей стране. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 340 с. (19,76 п.л.) ISBN 978-5-292-04389-8
  6. Фролова С.В. Адаптационные риски снижения приверженности своей стране и стратегии социокультурно интегрирующего личностно-ориентированного консультирования // Социально-психологические проблемы современного общества: личность, группа, организация. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. 288 с. С. 162-200. ISBN 978-5-292-04378-2
  7. Фролова С.В. Психология преодоления ситуации насилия в семье (Феноменология переживания и пути оказания психологической помощи). – Санкт-Петербург: Речь, 2012. – 112 с.

Учебные пособия:

  1. Фролова С.В. Групповое психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности "Психология" / С. В. Фролова; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2018. - 145 с. // https://www.sgu.ru/structure/znbsgu - Электронная библиотека учебно-методической литературы. Текст ID= 2203
  2. Фролова С.В. Основы консультативной психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. В. Фролова ; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2018. - 118 с.: рис., табл. - Библиогр. в конце разд. - Б. ц. // https://www.sgu.ru/structure/znbsgu - Электронная библиотека учебно-методической литературы. Текст ID= 2206
  3. Фролова С.В. Теория и практика психологического консультирования [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. В. Фролова; Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2018. - 152 с. // https://www.sgu.ru/structure/znbsgu - Электронная библиотека учебно-методической литературы. Текст ID= 2207
  4. Фролова С.В. Консультативная психология: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 160 с.
  5. Фролова С.В. Психотехнология групповой работы: учебно – методическое пособие для магистров, обучающихся по направлению «Психология». Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 88 с.

Вышедшие за последние 4 года статьи

  1. Frolova S.V. Training of Emotional Creativity and Development of Adaptive Personal Qualities // International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice. 2016. V.3. P. 78-85. // http://interpsy.sgu.ru/sites/
    default/files/6._training_of_emotional_creativity_and_development_of_adaptive_personal_qualities.pdf
  2. Фролова С. В. Социальная идентичность и приверженность своей стране: концептуальные и эмпирические основания анализа соотношения конструктов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 18. – Вып. 3. – С. 326–332.
  3. Фролова С. В. Социально-когнитивные типы переживания реальности и приверженность своей стране // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2018. – Т. 7. – Вып. 3 (27). – С. 270–277.
  4. Фролова С. В. Субъективные образы прошлого, настоящего и будущего страны как предикторы приверженности личности стране // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 19. – Вып. 4. – С. 442–447.
  5. Фролова С. В. Актуальное проблемное поле и перспективы психологии в публикациях одного года // Новые тенденции и перспективы психологической науки  / отв. ред. А. Л. Журавлёв, А. В. Юревич. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – С. 242-296.
  6. Frolova S. Imagery determination of commitment to the country as part of the socio-psychological capital of the personality of students // SHS Web of  Conferences. Trends in the development of psycho-pedagogical education in the conditions of transitional society. – 2019. – V. 70. – N. 08014. – P. 6. – URL.: http://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/11/shsconf_ictdpp2018_08014/shsconf_ictdpp 2018_08014.html

Статьи SCOPUS:

  1. Фролова С.В. Глазодвигательные параметры восприятия образов своей страны и зарубежья в зависимости от отношения к суверенной эмиграции // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 134-144.
  2. Фролова С.В. Смыслообразующие факторы эмиграционных намерений студентов // Психологический журнал. – 2006. – Том 27. - № 3. – С.58-67.

Статьи ВАК:

  1. Фролова С.В. Анализ структуры и функций системы отношений личности к эмиграции // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2008. Т.8. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 1. С. 83-89.
  2. Фролова С.В. Взаимосвязь эмиграционных отношений личности подростка с этнофункциональным содержанием образовательной среды // Журнал прикладной психологии. - 2006. – №  5. С. 116-120.
  3. Фролова С.В. Макропсихологический анализ эмиграционных намерений  молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2010. Т.10. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 3. С. 91-96.
  4. Фролова С.В. Модель факторов приверженности личности социальной общности // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2013. Т 13. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 80-86
  5. Фролова С.В. Образная детерминация приверженности своей стране у представителей России и Казахстана // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2014. Т 14. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 89-94.
  6. Фролова С.В. Представления современной молодежи об эмиграции как успешной жизненной и карьерной стратегии // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2012. Т 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 97-100.
  7. Фролова С.В. Приверженность своей стране в преломлении жизненных ценностей личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2015. Т 15. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 3. С. 91-96.
  8. Фролова С.В. Психология и психотерапия психотравмирующих состояний у женщин, переживших насилие в семье // Журнал прикладной психологии. - 2004. – № 4 – 5. - С. 58-63.
  9. Фролова С.В. Роль образовательной среды в становлении отношения личности к эмиграции // Мир психологии. 2009. № 3. С. 103-109.
  10. Фролова С.В. Регулирующая функция образа в становлении отношения личности к эмиграции // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2009. Т.9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 90-94.
  11. Фролова С.В. Смыслообразующие мотивы приверженности личности своей стране // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2016. Т 16. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 3. С. 334-337.
  12. Фролова С.В. Социокультурная интегрированность образной сферы и социальное самочувствие личности как предикторы приверженности своей стране // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 76–92. doi:10.17759/sps.2016070306
  13. Фролова С.В. Традиционные детские игры и сказки как факторы психического развития личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2009. Т.9. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 2. С. 98-102.
  14. Фролова С.В. Уровень этнической интегрированности образной сферы личности потенциальных эмигрантов // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2011. Т.11. Сер. Философия. Психология. Педагогика. Вып. 4. С. 88-92.
  15. Фролова С.В. Этнофункциональный аспект образования туристических намерений личности // Журнал прикладной психологии. - 2007. – № 3. С. 125-130.
  16. Фролова С.В. Этнофункциональный аспект образования эмиграционных намерений // Журнал прикладной психологии. - 2005. – № 6. - С. 102-109.
  17. Фролова С.В. Этнофункциональные особенности психического развития подростков с высоким уровнем агрессивности // Журнал прикладной психологии. - 2006. – № 1. - С. 110-113.
  18. Фролова С.В., Сухарев А.В., Петрухина В.А. Архегения и этнофункциональность как базовые принципы в исследовании эмиграционных намерений российских студентов // Журнал «Вестник славянских культур». 2013. №3 (XXIX). С. 97 – 104.
Победы в грантах и научных проектах: 
  1. Грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 16-06-50134 «Приверженность своей стране и эмиграционные намерения: социально-когнитивные основания», 2016 год.
Дополнительная информация: 

Читаемые учебные курсы:

Бакалавриат:

  • История и методология психологии;
  • Основы консультативной психологии;
  • Основы психотехнологии тренинга;
  • Психология макросоциальных процессов;

Магистратура:

  • Теория и практика психологического консультирования;
  • Групповое психологическое консультирование;
  • Психотехнология групповой работы;
  • Коучинг;
  • Супервизорский практикум;
  • Основы арт-терапии;
  • Психология миграции: социокультурный контекст;
  • Социокультурная психология развития: актуальные проблемы;

Аспирантура:

  • Современное состояние и основные направления развития социальной психологи;
  • История психологической науки;

РИДы (результаты интеллектуальной деятельности): 

Авторские свидетельства:

  • Свидетельство Российского авторского общества № 16764 от 25 мая 2010 г. о регистрации и депонировании произведения – результата интеллектуальной деятельности Фроловой С.В. «Психологическая диагностика архетипических паттернов в поведении мужчины и женщины».
  • Свидетельство Российского авторского общества № 16763 от 25 мая 2010 г. о регистрации и депонировании произведения – результата интеллектуальной деятельности Фроловой С.В. «Методика психологической диагностики способов совладания с трудными жизненными ситуациями у подростков».
  •  
Повышение квалификации: 
Новые подходы в психотерапии , Санкт-Петребург, Санкт-Петербургская Академия последипломного медицинского образования, 1993 г.
Техника и методика гипноза. Основы групповой психотерапии, г. Кустанай, 1992 г.
Образовательная программа для Кризисных центров , Москва-Саратов, "Тасис", центр "АННА", Каритас-Австрия, 1998 г.
Краткосрочная аналитическая психодрама , Санкт-Петербург, авторская программа Э.Г. Эйдемиллера, 2002 г.
Роршах-психодиагностика , Центр этнофункциональных исследований Государственной академии славянской культуры, 2007 г.
Этнофункциональная психотерапия и психопрофилактика, Центр этнофункциональных исследований Государственной академии славянской культуры, 2007 г.
Краткосрочное повышение квалификации по образовательной программе «История и философия науки», Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2007 г.
Исследования в области психологии рисков миграционного поведения и межэтнических отношений , Москва, Московский городской психолого-педагогический университет, 2010 г.
Психология эмиграции: социально-экономические аспекты , Москва, Институт психологии РАН, 2011 г.
Методы и технологии управления вузом в условиях модернизации высшего профессионального образования, Санкт-Петербург, ФГОУ «Академия дополнительного профессионального образования «Учебный центр подготовки руководителей», 2011 г.
Техники и инструменты коучинга , Москва, Институт психотерапии и клинической психологии, 2011 г.
Психология гражданского самоопределения , Москва, Институт психологии РАН, 2012 г.
Миграционные тенденции в современном мире: образная детерминация, (США, г. Ларами, г. Каспер, Вайомингский университет (The University of Wyoming), 2013 г.