Skip to main content Skip to search

Бочкарёва
Татьяна
Анатольевна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный педагогический институт, 1986 г., учитель русского языка и литературы
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.02.19), Способы передачи глагольного действия в языках разных типов (на материале русского, немецкого и узбекского языков), 1993 г.
Учёное звание: 
доцент кафедры русского языка и литературы, 1999 г.
Научные интересы: 
Культура речи
Русский язык
Языковые контакты
Речь билингвов
Речевой онтогенез и дизонтогенез
Общий стаж: 
34 года
Стаж по специальности: 
34 года
Работа в университете: 
Доцент, кафедра логопедии и психолингвистики, с 2011 по н.в.
Трудовая биография: 

1986-1987гг.: учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ №27 г. Саратова

1989-1990гг.: ассистент кафедры русского языка Педагогического института им. К.А. Федина

1991-1993гг.: аспирант СГУ им. Н.Г. Чернышевского

1994-2011гг.: доцент кафедры русского языка литературы и спецметодик Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского

с. 2011 по наст. время: доцент кафедры логопедии и психолингвистики СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Биографический текст: 

 

Учителя:

Патралова З.С., к.ф.н., доцент

Баранникова Л.И., д.ф.н., профессор

Преподаваемые дисциплины: 
Основы речевой культуры дефектолога. Русский язык в профессиональной деятельности. Система логопедической работы с детьми-билингвами.
Основные научные публикации: 

Монографии и учебные пособия:

1. Лексика современного русского языка. Краткий теоретический курс для студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения профилей "Логопедия", "Олигофренопедагогика", "Специальная психология", "Дошкольная дефектология". Учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.А. Бочкарева. - Режим доступа http: library.sgu.ru, ID 1232.2015 – 52 c.

2. Лексика современного русского языка: сборник контрольных вопросов и заданий для семинарских и практических занятий студентов-бакалавров очной и заочной форм обучения профилей "Логопедия", "Олигофренопедагогика", "Специальная психология", "Дошкольная дефектология". Учебное пособие [Электронный ресурс] / Т.А. Бочкарева. - Режим доступа http: library.sgu.ru, ID 1233. 2015. – 38 с.

3.Современный русский язык. Лексика. Морфемика. Словообразование. Практический курс. Учебно-методическое пособие. - Саратов: "Научная книга", 2012. – 38 с., в соавт. с Патраловой З.С.

4.Основные сведения по фонетике современного русского языка. Учебное пособие для дистанционного обучения студентов факультета коррекционной педагогики и специальной психологии. - Саратов, 2008. – 66 с. 

Основные научные и научно-методические статьи:

К вопросу о диагностических методиках в логопедии // Наука и школа. 2020. № 4. С. 117-125. http://nauka-i-shkola.ru/sites/default/files/117124.pdf

Исследование понимания логико-грамматических конструкций детьми с нарушениями речи // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 1112 октября 2019) / Науч. ред.  В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – 459 с. С. 62-68.

  1. Лингвистические аспекты кумыкско-русского билингвизма в ракурсе логопедических «рисков» // Билингвальное образование: материалы II Международного научно-практического семинара «Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-би линг вов: диагностика, языковая поддержка и терапия» /А. В. Обласова (авт. сост.). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования, 2019 – 96 с. С.20-25. (соавт: Данилова А.В.) 
  2. Диагностика и коррекция нарушений словообразования существительных у дошкольников с ОНР III уровня // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 1112 октября 2019) / Науч. ред.  В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – 459 с. С. 196-202. (соавт: Китова Ю.В.)
  3. Фонетико-фонематические «риски» казахско-русского билингвизма// Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: Сб. науч. статей по материалам Международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (г. Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 1112 октября 2019) / Науч. ред.  В.П. Крючков; ред.-сост. О.В. Кощеева и Т.А. Бочкарева. − Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2019. – 459 с. С. 316-322. (соавт: Панова Е.С.)
  4. Лексикон ребенка и методики его изучения в логопедической практике// Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. IV выпуск / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева. - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. -  210 с. С.31-39.
  5. Сопоставительный анализ методик обследования процесса словообразования у детей с речевыми нарушениями// Актуальные проблемы логопедии: сборник научных и научно-методических трудов. IV выпуск / Науч. ред. В.П. Крючков; ред.-сост. Т.А. Бочкарева. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2018. - 210 с. С.39-46. (соавт: Китова Ю.В.)
  6. Сопоставительный анализ методик диагностики фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников// Наука и образование: новое время, 2018 (электр). -  № 2. - Код доступа:  https://articulus-info.ru/category/spetc_ped/?tag=2-mart-aprel-2018-g (соавт.: Леденева М.И.)
  7. Диагностика и коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников С ФФН// Педагогическое и психологическое образование: Результаты научных исследований и их использование в образовательной практике: сборник статей Международной научно - практической конференции (15 февраля 2018 г., г. Челябинск). В 2 ч.   Ч. 1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. - 196 с. С. 27-32. (соавт.: Романова Е.Г.)
  8. Диагностика минимальных дизартрических расстройств у дошкольников// Наука и образование: новое время, 2018 (электр.) -  №1. - Код доступа: https://articulus-info.ru/category/spetc_ped/?tag=1-yanvar-fevral-2018-g.  (соавт.: Оськина С.Ю.) 
  9. Особенности овладения образными средствами речи старшими дошкольниками с ОНР Ш уровня// Наука и образование: новое время, 2018. (электр.) - №1. - Код доступа: https://articulus-info.ru/category/spetc_ped/?tag=1-yanvar-fevral-2018-g (соавт..: Шевченко Л.В.)
  10. Коррекция нарушений письменной речи у школьников-билингвов с(НВ)ОНР// Актуальные научные исследования в современном мире: ХХІІІ Междунар. научн. конф., 26-27 марта 2017 г., Переяслав-Хмельницкий. Сб. научных трудов. - Переяслав-Хмельницкий, 2017. - Вып. 3(23), ч. 1. - 181 с. С. 21-25. (соавт. :Железняк С.И.)
  11. Этнолингвистика: проблемы и перспективы// Этнокультурное образование в современном мире: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции "Этнокультурное образование в современном мире" (г. Саратов, 18-20 апреля 2017) / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. И.В. Кошкина. - М.: Издательство «Перо», 2017. -  880 с. [Электронное издание] С. 61-65.
  12. Фракталы и их возможное применение в логопедической практике // Качество современного образования: опят, тенденции развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 18 февраля 2016г. Часть 2 / под общ. ред. И.М. Ильковской.- Саратов: ГАУ ДПО "СОИРО", 2016. – 244 с. С.170-174. (в соавт. А.А. Стрилка)
  13. Трансформации текста дошкольниками без речевых нарушений и с общим недоразвитием речи III уровня (на материале пересказа сказки "Теремок") // Проблемы онтолингвистики - 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23-26 марта 2016, Санкт-Петербург / Ред кол.: Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова. -  Иваново: ЛИСТОС, 2016. - C. 409-414. (в соавт. с Ю.А. Максимовой)
  14. Билингвизм как комплексная научная проблема // Научное обозрение: гуманитарные исследования / Научный журнал, 2015. -  №15. - С.190-195.
  15. Типы восприятия личности и их возможный учет в педагогической деятельности // Научная мысль/ Научный журнал, 2015.- № 6. - С.139-144. (в соавт. с В.Е. Смирновой)
  16. Л.С. Выготский и лингвистика 19-начала 20 веков (к проблеме генезиса значения) // VII международная научно-практическая конференция: Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени. Национальная ассоциация ученых (НАУ)/ Ежемесячный научный журнал. 2015 - №2(7). - С. 16-19.
  17. Особенности сформированности системы словоизменения у детей старшего дошкольного возраста (билингвов и монолингвов) с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции - 2015: материалы международной конференции (18-20 мая 2015 г., Санкт- Петербург).  СПб., 2015. - С. 33-36. (в соавт. с Л.А. Песчанской)
  18. О некоторых интерферентных явлениях в речи русскоговорящих мигрантов с Украины как логопедической проблеме // Международный Научный Институт "Educatio". Ежемесячный научный журнал. №4. 2014. Ч.4. С. 9-12. (в соавт. с А.А. Стрилка)
  19. Об одной из тактик создания модальной перспективы в художественных текстах (на материале Ю. Нагибина и Ю. Казакова)// Русская речевая культура и текст: Материалы XII Международной научной конференции (17-18 апреля 2014 г.). -Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2014. -  С. 231-236.
  20. Модальность художественного прозаического текста: оценка и прагматический контекст // Коммуникация. Мышление. Личность: материалы международной научной конференции, посвященной памяти профессоров И.Н. Горелова и К.Ф. Седова. - Саратов: ИЦ Наука, 2012. - С. 645-652.
Участие и организация конференций: 
Научно-практический семинар "Лингводидактические и психолого-педагогические особенности развития детей-билингвов: диагностика, языковая поддержка и терапия" , Санкт-Петербург, РГПУ имени А.Н. Герцена, Россия, 2019 г., статус участия - участник.
Международный форум "Гуманизация образовательного пространства" к 100- летию СГУ и 100 - летию педагогического образования в СГУ , Саратов, Россия, 2019 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Специальное образование и социокультурная интеграция 2019:формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии", Саратов, Россия, 2019 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Страховские чтения - 2018 : Научные идеи И.В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике", Саратов, Россия, 2018 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018" , Саратов, Россия, 2018 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция "Социализация и реабилитация в современном мире", Саратов, Россия, 2017 г., статус участия - участник.
Всероссийская очно-заочная научно-методическая конференция "Этнокультурное образование в современном мире", Саратов, Россия, 2017 г., статус участия - участник.
VI Международная очно-заочная научно-практическая конференция "Организация самостоятельной работы студентов", Саратов, Россия, 2017 г., статус участия - участник.
V Международная научная конференция "Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение" , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
V Международная очно-заочная научно-практическая конференция "Организация самостоятельной работы студентов" , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция "Гуманизация образовательного пространства", Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
V Международная научно-практическая конференция "Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области", Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
VI Международный научный семинар "Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка", посвященного памяти профессора Э.П. Кадькаловой, Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Международная конференция "Проблемы онтолингвистики - 2015: Механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции" , Санкт-Петербург, Россия, 2015 г., статус участия - участник.
IV Международная научная конференция "Изменяющийся мир: общество, государство, личность", Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - участник.
Повышение квалификации: 
Логопедия. Научно-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, Саратов, ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского , Саратов, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г.
Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании, Саратов, ФГБОУ ВО СНИГУ им. Н.Г.Чернышевского, 2018 г.
Социокультурные вопросы подготовки научной педагогических работников: риски реализации ФГОС, Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2015 г.
Современные педагогические технологии, Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2010 г.