Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Русская словесность и журналистика

Направление подготовки: 
Форма(ы) подготовки: 
очная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Нормативный срок обучения очно: 
2 года
Аннотация профиля: 

направление «Филология»
научный руководитель – д.ф.н., проф. В.В. Прозоров
Тел. для справок: 21-06-44

Профиль «Русская словесность и журналистика» (направление «Филология») даёт возможность профессиональной литературоведческой и журналистской подготовки в таких активно востребованных областях гуманитарных знаний и компетенций, как основы текстообразования (копирайтерство), методика медленного чтения классических и современных словесно-художественных текстов, опыты журналистской критики, текст в интернет-коммуникациях, PR-текст в системе взаимоотношений со СМИ и др. Подготовка магистров включает в себя также инициативные исследовательские работы диссертационной перспективы (по индивидуальному плану) в рамках специальности 10 01 01 «Русская литература» и 10 01 10 «Журналистика».

Критерии оценки вступительного испытания

Вступительное испытание «История русской литературы» в магистратуру направлено на выявление степени готовности абитуриентов к освоению магистерской программы «Русская словесность и журналистика» направления подготовки 45.04.01 «Филология». В ходе вступительного испытания оцениваются обобщенные знания и умения по дисциплинам указанного направления; выявляется степень сформированности компетенций, значимых для успешного освоения соответствующей магистерской программы.

Вступительное испытание проводится в форме собеседования.

Содержание программы

1. Содержание понятий «отечественная словесность», «литературная критика» и «журналистика».

2. Социально-эстетическое назначение литературной критики в России. Профессиональная, писательская и читательская литературная критика в России.

3. Объёмы и различение понятий «творческий процесс» и «литературный процесс».

4. Объёмы и различение понятий «литературная классика», «беллетристика», «массовое чтиво». Роль читателя в общественно-литературном процессе.

5. Научные школы в отечественном литературоведении (характеристика одной из них по выбору экзаменующегося).

6. Понятие о литературно-художественном мотиве, сюжете и композиции.

7. Автор в эпосе (анализ произведения русской литературы по выбору экзаменующегося).

8. Автор в лирике (анализ произведения русской литературы по выбору экзаменующегося).

9. Автор в драме (анализ произведения русской литературы по выбору экзаменующегося).

10. Читатель в литературно-художественном тексте (анализ произведения русской литературы по выбору экзаменующегося).

11. История и теория литературы в их соотношении.

12. Роль литературной культуры в профессиональной деятельности журналиста.

13. Основные разновидности современной журналистики (печать, радио, телевидение, интернет-журналистика).

14. История отечественной литературы и журналистики в их соотношении.

15. Словесность, литературная критика и журналистика в Интернете.

Список литературы

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

Научная деятельность преподавателей и студентов Института филологии и журналистики ведётся в русле основных научных направлений института, оформленных в качестве инициативных научных тем: «История отечественной медиакритики», «Текстовый диалектный корпус и корпусные исследования диалектной речи», «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка», «Механизмы литературных трансформаций», «Исследование возможностей русского языка с позиций теории и практики эффективности коммуникации в разных сферах жизни человека», «Динамика дискурсивного пространства в социокультурном контексте». В Институте также реализуется НИР по заказу Министерства образования – «Жанры речи в различных сферах традиционной и современной коммуникации в России». Результаты научно-исследовательской работы публикуются в рецензируемых журналах и научных сборниках. Преподаватели и аспиранты ИФиЖ имеют возможность публиковаться в научных журналах «Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика» и «Жанры речи» (входят в список ВАК). Преподаватели, студенты и аспиранты представляют результаты своей научно-исследовательской деятельности на научных конференциях, в том числе регулярно организуемых Институтом филологии и журналистики: ежегодная всероссийская конференция молодых учёных «Филология и журналистика в XXI веке» (по результатам конференции ежегодно выходит сборник научных статей молодых учёных «Филологические этюды»), международные Скафтымовские чтения, международные Баранниковские чтения, международные научные чтения «Чернышевский и его эпоха», международная конференция «Междисциплинарные связи при изучении литературы», международная научно-практическая конференция «Личность – Язык – Культура», ежегодная всероссийская конференция Оксфордского Российского фонда «Наука и общество: проблемы современных гуманитарных исследований». Студенты и аспиранты института принимают участие в работе специальных семинаров по основным научным направлениям института.