Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

Курс «История русской литературы XIX века (первая треть)» завершился 19 декабря, в День рождения Саратовского университета и профессора Евграфа Ивановича Покусаева (1909–1977), учебно-научной студенческой конференцией «Золотой век отечественной художественной словесности: Пушкин и его современники», прошедшей под руководством заведующего кафедрой русской и зарубежной литературы Ю. Н. Борисова и доцента О. А. Хвостовой.

Во вступительном слове Юрий Николаевич подчеркнул, что неслучайно конференция проходит в 301 аудитории, которая носит имя Е. И. Покусаева. Благодаря усилиям первой плеяды профессоров (С. Л. Франк, Н. К. Пиксанов, В. М. Жирмунский, Б. М. Соколов) историко-филологического факультета, основанного в 1917 году, через восемь лет после открытия Саратовского университета, начала развиваться  филология, которая наполнилась выдающимися достижениями в познании всего того, что было создано Пушкиным. Постепенно в университете сложилась саратовская филологическая (литературоведческая) научная школа, основателем которой был А. П. Скафтымов. В годы Великой Отечественной войны в Саратов были эвакуированы профессора Ленинградского университета. И среди них специалист по отечественной словесности XVIII века и пушкинист Г. А. Гуковский, который работал на кафедре русской литературы с 1942 по 1946 г. В Саратове была напечатана его первая книга «Пушкин и русские романтики» (1946) из задуманного им трехчастного цикла очерков по истории русского реализма. С 1947 по 1958 г. на кафедре русской литературы трудился блистательный источниковед, историк литературы и текстолог Ю. Г. Оксман, выпускник знаменитого пушкиноведческого семинара С. А. Венгерова в Петроградском университете, один из создателей первых томов академического полного собрания сочинений А.С. Пушкина в 17 томах. В Саратове вышла его книга «От “Капитанской дочки” к “Запискам охотника”» (1959).

Ученик А. П. Скафтымова Е. И. Покусаев исследовал наследие М. Е. Салтыкова-Щедрина, но как заведующий кафедрой поддерживал и пушкиноведческое направление. Юрий Николаевич отметил, что в рамках научного семинара Е. И. Покусаева начинал заниматься изучением пушкинской эпохи он сам, сосредоточившись на творчестве А. С. Грибоедова. Многие годы саратовским университетским пушкиноведением руководила Е. П. Никитина, которая в свою очередь слушала лекции Г. А. Гуковского, А. П. Скафтымова, Ю. Г. Оксмана и бережно сохраняла и развивала традиции, которые были завещаны ее учителями. Труды саратовских фольклористов (Т. М. Акимовой, В. К. Архангельской) и их учениц (Е. В. Киреевой и Л. Г. Горбуновой) вдохновлены творчеством Пушкина. Проблема историзма в русской литературе была в центре внимания научных интересов аспирантки А. П. Скафтымова Г. В. Макаровской, автора  исследования «“Медный всадник”. Итоги и проблемы изучения» (1978), и ее ученицы О. О. Миловановой. Юрий Николаевич подчеркнул важное значение преемственных связей между разными поколениями саратовских филологов и показал их книги.

Студенты второго курса профиля «Отечественная филология» (Ксения Буканова, Полина Пшеничнова, Мария Комарова, Анастасия Якушкина, Ульяна Викторова, Софья Федорова, Полина Аверина, Екатерина Судакова, Елизавета Шевченко, Вероника Мошенская, Софья Воробьева, Владлена Туманова, Татьяна Аристова, Елена Джавадян, Анастасия Тюкаема) представили реферативные доклады и исследовательские этюды. Они посвящены разным аспектам (жанровым, биографическим, историко-культурным) изучения творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя: образ автора в поэме «Руслан и Людмила», старик цыган и Алеко в сюжетном развитии поэмы «Цыганы», гастрономические зарисовки, образ денди в романе «Евгений Онегин», образ Белкина в прозаическом цикле поэта, текст и рисунки Пушкина в его рукописях, пушкинские произведения на сцене Саратовского ТЮЗа, кинематографические интерпретации произведений Гоголя, автобиографическая основа стихотворения «Валерик», новелла «Фаталист» в составе сюжета романа «Герой нашего времени».

Все доклады сопровождались видеопрезентациями. На экране были показаны труды пушкинистов, лермонтоведов и гоголеведов. Специально подобранные слайды помогли выступающим осмыслить поэмное творчество Пушкина, визуализировать образ светского франта, раскрыть кулинарные пристрастия героев «Евгения Онегина», актуализировать отдельные вопросы поэтики лермонтовских произведений, рассмотреть способы переложения классики на язык других искусств.