Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В среду, 3 декабря, в Клубе абитуриентов ИФиЖ прошла лекция И. С. Похазниковой, доцента кафедры общего литературоведения и журналистики, главного научного сотрудника филиала Радищевского музея «Усадьба В. Борисова-Мусатова». Занятие было посвящено исследованию точек пересечения литературы (поэзии) и изобразительного искусства (живописи).

Вначале Ирина Сергеевна отметила важность понимания не только привычных нам определений «поэзии» и «живописи», но и их более широких трактовок, поскольку они позволяют понять, что каждое из этих искусств служит средством выражения человеческих чувств. Так, абитуриенты узнали, что в узком смысле под термином «поэзия» подразумеваются поэтические тексты, а в широком – всё искусство слова. Живопись же – это не только станковые картины, но и всё визуальное искусство, воспринимаемое зрительно.

Ирина Сергеевна рассмотрела диалог искусств в историческом контексте: от античности до современности. Доцент рассказала о том, что в Древней Греции искусство впервые было классифицировано, и каждый из его видов имел свою музу-покровительницу и использовал свой характерный язык для передачи глубинных человеческих переживаний. Преподаватель также обратила внимание на то, что современность расширила перечень искусств за счет технического прогресса: появились кинематограф, художественная фотография, комиксы, компьютерные игры, акционизм.

Ирина Сергеевна Похазникова,
доцент кафедры общего литературоведения и журналистики

В наше время поэзия не ограничивается лишь стихотворными текстами, охватывает все виды литературного творчества. А живопись воспринимается как искусство видимого, которое создает зрительные образы и доставляет зрителю новые эстетические ощущения

Затем преподаватель выявила общие черты поэзии и живописи. Абитуриенты узнали, что оба вида искусства стремятся запечатлеть как внешний, так и внутренний мир человека. Кроме того, произведения поэзии и живописи характеризуются отсутствием случайных элементов: каждая их деталь значима и несёт смысловую нагрузку. Для поэзии и живописи также характерен психологизм – стремление передать чувства и сложные душевные состояния с помощью художественных образов.

Доцент привела различные примеры диалога поэзии и живописи, среди которых выделила три ключевые формы взаимодействия двух данных видов искусств. Во-первых, И. С. Похазникова рассмотрела иллюстрацию, являющуюся в широком смысле любым изображением, поясняющим текст. Как вид искусства иллюстрация – это диалог художника с литературным произведением. Доцент обратила внимание на то, что степень близости к тексту может варьироваться от точного следования сюжету (И. Билибин) до вольных, ассоциативных интерпретаций (Г. Доре, В. Серов).

Далее И. С. Похазникова рассмотрела экфрасис – литературный приём, представляющий собой описание произведения изобразительного искусства в художественном тексте. Доцент обратила внимание на то, что экфрасис выполняет различные функции в литературном произведении: он может служить «рассказом в рассказе», концентрировать авторскую мысль, а также создавать параллелизм сюжетов. В качестве примеров И. С. Похазникова рассмотрела описание мистического портрета ростовщика в произведении Н. В. Гоголя «Портрет», а также описание картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Помимо этого, доцент уделила особое внимание такой форме диалога поэзии и живописи, как плакат. И. С. Похазникова подчеркнула, что в СССР плакат использовался в качестве инструмента агитации и рекламы и внёс огромный вклад в ликвидацию безграмотности. Доцент выделила ключевую фигуру в развитии плакатного творчества — Владимира Маяковского.

Лекция показала, что поэзия и живопись постоянно взаимодействуют, обогащая друг друга. Их диалог проявляется в иллюстрации, экфрасисе, плакате и многих других формах. В наш век границы между искусствами все более размываются, а их взаимопроникновение становится закономерным процессом культурного развития.