Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Профессор  кафедры общего литературоведения и журналистики ИФиЖ СГУ А.Н.Зорин принял участие в Международной научной конференции «Montage: Cross-Cultural Film History and Global Cinema Research Forum», проходившей в рамках Первого международного академического форума «Азиатские глобальные исследования кино». Конференция состоялась 22-23 ноября в Институте медиаисследований Северо-Восточного педагогического университета (Чангчунь, КНР).

Представительный форум был посвящен 130-летию мирового кинематографа, 120-летию китайского кино и 100-летию основания Школы монтажа в Китае. Именно в Чангчуне была создана первая масштабная китайская киностудия, повлиявшая на становление всех других крупных кинопроизводственных центров этой страны (в дни конференции участники смогли познакомиться с масштабной экспозицией Музея кино в Чангчуне, посвященной этапам развития киноиндустрии Китая).

Юбилейные даты стали исходным мотивом для размышлений над главной темой: как монтажная природа кино, эволюционирующая в теории и практике, соединяет цивилизации и отвечает духу нашего времени. Особый акцент был сделан на оценке воздействия теории монтажа Сергея Эйзенштейна и Всеволода Пудовкина на мировой кинопроцесс, которая произвела революцию в киноязыке и сформировала новую парадигму творческого самовыражения. 

Отмечаемое в 2025 году столетие киномонтажной школы в Китае совпало с юбилеем фильма «Броненосец Потемкин», что стало стартовым поводом для организаторов и участников конференции сконцентрировать внимание на формах эволюции монтажного языка, его кросс-культурном потенциале и эстетической ценности на разных этапах истории искусства. 

На конференции учеными из Великобритании, Сингапура, США, Китая, России, Монголии обсуждались формы развития монтажной теории, открывшей широкие перспективы для взаимодействия искусства Востока и Запада. Особое внимание на конференции было уделено актуальным формам монтажа в виртуальном пространстве – особенно арт-объектам новых медиа и тотальному монтажному воздействию на сознание пользователей контента соцсетей.

Профессор Зорин выступил на пленарном заседании конференции с докладом о влиянии советской школы киномонтажа на мировое искусство. Его выступление было сфокусировано на продуктивной конкуренции двух великих первооткрывателей советского киноавангарда – Дзиги Вертова в документалистике и Сергея Эйзенштейна в игровом кино, которая позволяет яснее понять предпосылки развития монтажной практики кино в целом и логику его развития в разных мировых киношколах. Докладчик также представил зарубежным исследователям целостный контекст широкого круга новых отечественных исследований отдельных феноменов и мировоззренческого прорыва в фильмах, лекциях, манифестах, сценарных разработках и художественных текстах классиков киноавангарда. 

Конференция обозначила широкие возможности для научного взаимодействия в изучении отечественной кинотрадиции с тенденциями развития азиатского кинематографа.