Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

Екатерина Александровна  Александрова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой методологии образования Педагогического института, научный руководитель исследовательского направления НЦ РАО в СГУ  «Эффективные практики взаимодействия родителей и молодых педагогов в образовательной организации», приняла участие в подготовке коллективной монографии «Воспитательный потенциал родительства»

Научное издание посвящено проблемам воспитательного потенциала родительства и прародительства в условиях существенных изменений социокультурной среды, структуры семей, новых семейных традиций и ценностей.

Рекомендовано к печати кафедрой теории и методики воспитания и социальной работы института педагогики ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена» (Санкт-Петербург).

В авторской главе монографии «От родительских встреч к встрече родителей со своими детьми: стратегия и тактики педагогической поддержки» Екатерина Александровна  приводит разнообразные модели взаимодействия педагогов и родителей: изоляции родителей от процесса получения их детьми образования; отстранённости родителей от воспитания детей; сочетания воспитания в семье и воспитания в школе; максимальной включенности родителей в процесс воспитания и обучения ребенка.

Выделено 4 этапа формирования детско-родительского сообщества в школе:

  • 1 этап «со=информирование»
    Характеризуется репродуктивной активностью со стороны участников, виртуальностью взаимодействия детей и родителей. Встречи в «реальных» ситуациях не происходит. Общения, как такового, тоже, информирование друг друга происходит исключительно опосредованно, через сообщения, издание рекламных листков, журналов, газет, видеороликов, рекламирования книг, элементы оформления школы и т.п. Детям и родителям предлагается обсудить эту информацию дома.

  • 2 этап «со=присутствие»
    На этом этапе виртуально-визуально-деятельностная «встреча» детей и родителей происходит также виртуально, используется ролевое моделирование. Для этого модернизируется сценарий проведения родительских собраний и классных часов, используются элементы тренингов. Участникам (и детям, и родителям) также предлагается обсудить то, что прожито и пережито в игре, дома друг с другом (по возможности. основанной на содержании игр).

  • 3 этап «со=причастие»
    Организуются ситуации реальной «встречи» детей и родителей, но в большей степени игрового плана, с целью наблюдения за поведением и содержанием деятельности друг друга, изучения культурных кодов и традиций семьи. Предлагается значительное количество «домашних активностей», для чего семья должна собраться вместе, вспомнить традиции, истории, «побыть вместе».

  • 4 этап «со=участие»
    От предыдущего этапа отличается созидательным характером совместной детско-родительской деятельности, совместной работой над проектами, результаты которых ценны не только для школы, но и для семьи.

Определены стратегические условия эффективности педагогической поддержки детско-родительских сообществ, возможности использования цифровой среды для реализации временной составляющей педагогической поддержки/сопровождения формирования детско-взрослого сообщества, подробно представлены способы педагогической поддержки в соответствии с каждым этапом.

Материалы монографии могут быть интересны представителям администрации образовательных организаций, работникам педагогических профессиональных учреждений, методистам, социальным педагогам, аспирантам, магистрам, исследующим вопросы семьи.