Форум является важным шагом в развитии педагогического сообщества и открывает новые перспективы для совершенствования образовательных программ. Он стал площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов в сфере преподавания гуманитарных дисциплин.
Научное событие собрало ведущих специалистов в области образования, языкознания и истории со всей России. В мероприятиях форума принимают участие преподаватели вузов и учителя из Саратова и Саратовской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Воронежа, Екатеринбурга, Челябинска, Омска и Хабаровска.
Пленарное заседание форума ознаменовалось выступлениями ученых Педагогического института Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского. Доклады представили актуальные исследования и инновационные подходы в области языкового образования и преподавания истории.
Ольга Ивановна Дмитриева рассказала о динамике развития языка и ее влиянии на речевую культуру общества. Она предложила участникам форума вместе поразмышлять о том, как школьному учителю следует относиться к изменениям, происходящим в русском языке. Денис Сергеевич Артамонов посвятил свое выступление вопросу формирования исторической памяти в эпоху постправды с позиций эмоциональной аксиологии. Отдельное внимание было уделено рискам внедрения социально-эмоционального обучения в школьное образование. В своем докладе Елена Гершечевна Евдокимова поставила важные вопросы, на которые необходимо ответить школьному учителю, намеривающему использовать социально-эмоциональное обучение в своей практике. Дина Алексеевна Алексеева ответила на некоторые из этих вопросов с точки зрения учителя иностранного языка. Она представила успешную стратегию развития эмоциональной грамотности на уроках английского языка.
Работа форума продолжилась на других площадках. Педагоги получили ценные инструменты для поддержания своего эмоционального благополучия на мастер-классе Юлии Николаевны Мухиной «Эмоциональный кешбэк преподавателя». В ходе мастер-класса участники познакомились с практическими инструментами для поддержания эмоционального здоровья педагога. Преподаватели получили конкретные методики по восстановлению эмоционального ресурса и грамотному распределению эмоциональных вложений в учебный процесс. Результаты превзошли ожидания: преподаватели отметили высокую практическую ценность полученных знаний и выразили благодарность организаторам за возможность профессионального роста.
В рамках работы круглого стола «Интеграция социально-эмоционального обучения в программы преподавания иностранных языков» эксперты обсудили современные методики, позволяющие гармонично сочетать языковую подготовку с развитием эмоционального и социального интеллекта учащихся. Галина Александровна Никитина представила результаты масштабного исследования, направленного на изучение рефлексивных практик студентов, обучающихся в Педагогическом институте СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Татьяна Николаевна Кучерова, Наталья Алексеевна Кубракова и Дарья Валерьевна Иванова поделились успешными практиками повышения мотивации и создания благоприятной атмосферы на уроках иностранного языка для студентов неязыковых специальностей.
Конференция «Методика преподавания истории и обществознания в цифровую эпоху» объединила педагогов, исследователей и молодых ученых.
Среди докладчиков конференции выделялись известные специалисты. Так, С.В. Тихонова представила интереснейший материал о развитии направления медиаистории, подчеркнув значимость её интеграции в учебный процесс. В.Г. Петрович рассказал о необходимости повышения квалификации учителей истории и обществознания, особенно учитывая специфику цифровых технологий современности. Е.А. Филоненко, участвовавший дистанционно, осветил тему внедрения видеоигр как эффективного инструмента дидактики. И.Г. Церковникова поделилась своим взглядом на психологические и культурологические особенности современного образовательного процесса, уделив внимание вопросу психологии восприятия учащимися новых форматов подачи материала.
Участники конференции продемонстрировали высокую степень активности и заинтересованности, живо вступая в обсуждение вопросов внедрения цифровых технологий в образовательный процесс и методики преподавания истории и обществознания. Такая положительная реакция участников подтверждает необходимость дальнейших исследований и разработки инновационных подходов в сфере исторического и социально-гуманитарного образования, укрепляя сотрудничество ученых и учителей-практиков.
Круглый стол «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы» объединил вузовских преподавателей, учителей школ и студентов – будущих учителей-словесников. В качестве организатора встречи выступила кафедра русской филологии на базе МОУ «ГЭЛ». Большинство участников разговора не только работают в школе, но и продолжают обучение в магистратуре по педагогическому направлению.
Открыла работу круглого стола доцент С.А. Семеновская, которая убедительно показала важность словообразовательного анализа как базового навыка, необходимого в системе подготовки к итоговой аттестации школьников. В выступлениях А.М. Баландиной (учителя ФТЛ) и С.А. Булыгиной (методиста Лицея-интерната 64) были затронуты актуальные проблемы развития эмоционального интеллекта на уроках литературы и нравственной и воспитательной роли поэтического театра. Сообщения А.В. Карро (ГЭЛ), А.В. Рысевой (гимназия № 1), Т.М. Сысуевой, А. Кириченко были посвящены таким сложным методическим аспектам школьного изучения русского языка, как восприятие фразеологизмов, изучение метафоры, преодоление речевых ошибок, системные отношения в лексике. А.А. Чернышева (гимназия № 5) показала возможности использования игровых практик на уроке русского языка. В выступлениях Л.А. Ивановой и А.А. Петроченковой была продемонстрирована эффективность использования опыта методистов прошлого, способствующего более глубокому пониманию учениками литературного материала. Радует, что в работу круглого стола были включены и сельские учителя А.А. Тарасова (СОШ № 2 р. п. Базарный Карабулак) и М.З. Синотова (СОШ п. Новозаволжский Озинского района).
Студенты факультета были очень внимательными и заинтересованными слушателями. Особую благодарность участникам круглого стола выразили студенты выпускного курса, принявшие участие в методической встрече как раз накануне их последней педагогической практики.