Участвуя во Всесоюзной поисковой экспедиции «Летопись Великой Отечественной», группа «Поиск» истфака установила связь с бывшими студентами. Среди них – кандидат исторических наук, зам. директора Института литературы, языка и истории Карельского филиала АН СССР Г.И. Мезенцев, который проживает сейчас в Петрозаводске.
Он встретился со студентами, а потом прислал им интересное письмо и копии документов военных лет.
Здравствуйте, дорогие девочки!
С удовольствием вспоминаю о встрече с вами, членами группы «Поиск».
В дополнение к тому, что я вам рассказал, посылаю фотокопии двух документов - маленькие штрихи к жизни студентов, оставшихся в тылу в первые месяцы войны, а также небольшой комментарий к ним. В то время я исполнял обязанности секретаря комитета ВЛКСМ университета.
Меня кооптировали в состав комитета, а затем избрали секретарем-вскоре после объявления войны.
До этого времени я не числился в комсомольских активистах, и поэтому мое выдвижение на эту ложность было для меня неожиданным. Дело в том, что в первые дни войны почти все здоровые парни и многие девушки были призваны з армию, а мне как инвалиду финской войны путь туда был заказан, и когда возник вопрос о замене секретаря комсомола, тоже уходившего на фронт, – выбор пал на меня.
Чем мы, оставшиеся в тылу, занимались в это тревожное время? Самыми различными делами, какие только возникали перед коллективом университета в обстановке начавшейся войны. Прежде всего - провожали на фронт наших товарищей. В первые дни это была очень большая группа, а затем почти каждый день уходили в армию студенты-добровольцы. Те, кто жил в общежитиях, свой немудреный скарб оставляли на хранение комендантам. Ближе к осени оставшиеся студенты (в основном девчата) работали на промышленных площадках, в районе дачных остановок, готовя их к приему эвакуируемых заводов. Осенью убирали картофель в районе Елшанки, где в то время был обнаружен газ.
Поздней осенью весь коллектив университета выехал в район станции Кологривовка на строительство оборонительных сооружений. В основном рыли противотанковый ров. Холода наступили рано, и это прибавило нам трудностей. Долбили ломами мерзлую землю, лопатами грузили ее на носилки. За день успевали снять замерзший слой, а ка следующий день все начиналось сначала, так как за ночь земля вновь промерзала. Что и говорить: работа не для девичьих рук. Однако никто не ныл, девочки работали из последних сил. Многие простужались, заболевали, но не покидали стройку.
Мы, члены комитета ВЛКСМ, естественно, были вместе со всеми студентами. Работать и ломом, и лопатой приходилось вместо со всеми, и в личном примере я, как и другие члены комитета ВЛКСМ, видел основное средство пропаганды и агитации, мобилизации студентов на своевременное завершение оборонных работ. Кстати, наши студенты и сами прекрасно сознавали остроту момента, сложность обстановки и не нуждались в какой-либо особой агитации. К учебе мы смогли приступить по завершении оборонных работ зимой 1941-1942 гг.
14.IV.1967 (ВО ИМЯ ПОБЕДЫ. По страницам многотиражной газеты СГУ «Ленинский путь». Саратов,1986. С.12-13.)