Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В четверг, 27 ноября, в гимназии № 7 состоялось второе в этом учебном году занятие Центра поддержки молодых учителей «CONSILIUM». Оно было посвящено корректному взаимодействию с учениками, адаптации учебного процесса под потребности детей.

Площадка обмена педагогическим опытом «CONSILIUM» работает при сотрудничестве СГУ, Гимназии №7 и Саратовского областного института развития образования. Встречи организованы по стратегическому проекту университета «Учитель в образовательной парадигме» программы «Приоритет 2030». На них собираются молодые учителя с опытом работы в школе до 3 лет.

Встречали молодых учителей руководитель приоритетных проектов и программ, куратор педагогического стратпроекта СГУ Е.Г. Елина, директор гимназии № 7 И.А. Орлова, начальник Управления социальной работы СГУ, завуч центра «CONSILIUM» М.И. Кабанова, начальник областного центра по профориентационной работе СОИРО Е.А. Афонина, а также учителя гимназии № 7.

Е.Г. Елина,
Руководитель приоритетных проектов и программ, куратор педагогического стратпроекта СГУ:

Сегодня исполнятся две ваших мечты. Мы подобрали темы для двух частей нашего занятия согласно запросам, которые возникли во время вашей профессиональной деятельности.

М.И. Кабанова отметила, что участники могут продолжать формировать повестку следующих встреч. И.А. Орлова подчеркнула, что коллектив гимназии № 7 готов помогать учителям искать ответы на волнующие их темы, проводить мастер-классы по важным для молодых коллег вопросам.

Открытый урок по русскому языку для семиклассников учителя гимназии № 7 Л.К. Ставкиной продемонстрировал молодым педагогам, как заинтересовать детей сложной темой и мотивировать их без страха отвечать на занятии.

В начале урока по теме «Причастия» Лариса Константиновна предложила каждому обучающемуся сформулировать собственную задачу на урок. Многие отметили, что хотели бы получить высокую оценку, хорошо разобраться в теме. Это позволило ребятам настроиться на позитивный лад и быть продуктивными.

Занятие Л.К. Ставкиной объединило в себе различные формы взаимодействия с учениками: проектную работу, взаимодействие в группах, индивидуальную презентацию школьниками своих результатов, а также индивидуальное погружение в материал. Освоение новой темы было выстроено через интерактивный диалог с классом, что позволило снять «барьер» между педагогом и обучающимися. В течение 45 минут ребята в продуктивном режиме выходили к доске, активно включались в урок, адекватно реагировали на свои ошибки, а иногда по подсказке учителя помогали друг другу.

Собравшиеся в зале смогли оценить педагогическое мастерство своей коллеги, перенять элементы методики преподавания опытного учителя, обратить внимание на психологические приёмы, методологический план урока.

Е.Г. Елина,
Руководитель приоритетных проектов и программ, куратор педагогического стратпроекта СГУ:

Лариса Константиновна всем нам показала, как ей удаётся быть замечательным дирижёром. Ребята были самими собой, ничего не боялись, демонстрировали любовь к русскому языку, литературе.

И.А. Орлова подчеркнула, что урок был выстроен в соответствии с федеральными требованиями образовательного стандарта и может стать образцом для ведения занятия у других учителей-предметников.

Вторую часть занятия центра «CONSILIUM» провела заведующая кафедрой коррекционной педагогики СГУ, профессор Ю.В. Селиванова. Тема её выступления – «Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)».

ЗПР – синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций. Он выражается в замедленном темпе реализации закодированных в генотипе потенциальных возможностей ребёнка. Понятие «задержка» подчёркивает временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия для обучения и развития детей этой категории.

Юлия Викторовна познакомила молодых учителей с академическим подходом к изучению феномена, рассказала о практических случаях взаимодействия с детьми с ЗПР, указала на факторы и признаки этого феномена у школьников.

Ребят с установленным диагнозом ЗПР, которые прошли врачебную комиссию, отправляют учиться в специализированные школы. В этих учреждениях для детей организованы занятия по адаптированным для них программам. Однако в классе педагогу могут встречаться дети с этим синдромом, по федеральным нормам таких обучающихся в классе может быть до 4 человек. Все они осваивают адаптированную образовательную программу, если диагноз ЗПР у них был подтверждён.

Ю.В. Селиванова,
Заведующая кафедрой коррекционной педагогики СГУ, профессор:

Как учить таких ребят в условиях, когда педагог не всегда может уделить внимание каждому подопечному? Работа с такими детьми подразумевает проведение внеурочных индивидуальных консультаций, что не всегда возможно из-за большой загруженности.

В большинстве образовательных организаций учителям-предметникам помогают восполнять «пробелы» учеников с ОВЗ школьные дефектологи, психологи, логопеды. С ребятами проводятся отдельные занятия в дополнение к общим.

Молодые педагоги активно задавали вопросы по теме блиц-лекции, делились собственными примерами взаимодействия с детьми с ОВЗ, спрашивали совета у Юлии Викторовны по конкретным кейсам. После занятия учителя могли лично проконсультироваться у Ю.В. Селивановой.

Е.Г. Елина,
Руководитель приоритетных проектов и программ, куратор педагогического стратпроекта СГУ:

Сегодня нужно поддерживать всех детей, даже без диагноза ЗПР. Большой проблемой является то, что родители перестают разговаривать с детьми. На собраниях советуйте взрослым чаще общаться с детьми, спрашивайте их о прошедшем дне, об их впечатлениях.

Следующее занятие центра «CONSILIUM» состоится в декабре, традиционно подключиться к нему бесплатно смогут молодые учителя Саратовской области.