Skip to main content Skip to search
Направление подготовки: 
Форма(ы) подготовки: 
очная
Ведется набор
Язык обучения: 
Русский
Методические и иные документы, разработанные для обеспечения образовательного процесса (очная форма): 
Нормативный срок обучения очно: 
4 года
Аннотация профиля: 

Аннотация направления 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки «Иностранный язык» (английский, немецкий)

Обучение иностранным языкам построено на принципах коммуникативной методики, которая позволяет формировать у студентов устойчивые навыки устной и  письменной речи.

Курс обучения включает лекции, семинары, ролевые, имитационные и деловые игры, тренинги.

Программы обучения предполагают фундаментальное освоение иностранных языков; профессионально-ориентированные курсы позволяют студентам углублять знания по выбранной специальности, быть конкурентоспособными на рынке труда.

Образовательная программа гарантирует фундаментальную подготовку специалиста, владеющего практическим иностранным языком на профессиональном уровне.

Разнообразие обучающих программ, специальных и авторских курсов, сравнительно небольшой размер учебных групп позволяют заниматься со студентами практически индивидуально, учитывая их довузовскую подготовку и карьерные интересы.

Бакалавр приобретает также глубокие знания по теории языка, культуре и истории стран изучаемых языков. Бакалавр готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям России и стран изучаемых языков.

Выпускник – бакалавр востребован не только в области образования, но и в сфере переводческой деятельности. Ведь, как известно, знание иностранных языков является необходимым условием для успешного трудоустройства не только в России, но и в большинстве стран ЕС.

Применение самых современных педагогических технологий дает выпускникам возможность профессионального владения иностранным языком, что делает их конкурентноспособными и востребованными не только на рынке образовательных услуг, но и во всех областях, связанных с применением иностранного языка.

 

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности: 

Научная работа на факультете иностранных языков и лингводидактики проводится по следующим направлениям:

кафедра английского языка и методики его преподавания

Проблемы концептуализации и категоризации мира в языке;

Лингвокультурологические и лингвокогнитивные аспекты языка и коммуникации;

Модернизация образовательного процесса при подготовке бакалавров и магистров к решению профессиональных задач обучения иностранному языку и культуре;

Проблемы перевода в аспекте межкультурной коммуникации.

кафедра немецкого языка и методики его преподавания

Проблемы теории и практики билингвизма;

Контрастивная культурология;

Контакты языков и культур;

Раннее и билингвальное обучение немецкому языку.

 

Основные результаты научно-исследовательской деятельности

 

Факультет ведет активную работу по привлечению студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры к научно-исследовательской деятельности. В 2019-20 учебном году 223 студента и  аспиранта приняли участие в работе 23 научных кружков. За это время студенты представили 443 доклада на конференциях различного уровня. За весь отчетный период студенты приняли участие в 15 конференциях: 6 – международного уровня (32 доклада), 3 – всероссийского уровня (93 докладов) и 6 – регионального уровня (318 докладов). Последние в большей части были организованы преподавателями факультета. К их числу относятся:

Межвузовская научная конференция «Немецкий язык в Саратовском регионе: теоретический и прикладной аспекты» (посвящена 110-летию СГУ), 17-18 октября 2019 года

IV Международная научно-практическая конференция «Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты», посвященная 110-летию Саратовского государственного университета, 14-15 ноября 2019 года

VI Всероссийская научно-практическая конференция «Young Scholars’ Research in the Humanities» на английском языке, 12 декабря 2019 года

ХII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации», 25-26 февраля 2020 года

II научно-практическая конференция для студентов 1-2 курсов Института истории и международных отношений «First Steps in Academic Research» на английском языке, 13-15 апреля 2020 года

72(9) Ежегодная студенческая научная конференция, 16-17 апреля 2020 года

V научно-практическая конференция «Science Kaleidoscope», 12-15 мая 2020 года

IV Ежегодная научная конференция молодых ученых «Иностранные языки в контексте современной культуры», 15 мая 2020 года

XI научно-практическая конференция "Presenting Academic Achievements to the World", 18-19 мая 2020 года

VI Всероссийский лингводидактический конкурс «Чемпионат по решению педагогических и методических ситуаций» (01.-30.11.2022)

XV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в современном иноязычном образовании» (15-16.02.2023)

Всероссийский фестиваль науки и творчества «Весенний Book Feast» (21-27.04.2023)

Всероссийская научно-практическая конференция школьников «The Humanities and the Sciences: the View of the Young (Естественные и гуманитарные науки: взгляд молодых)» (13-14.04.2023)

VII Всероссийский чемпионат по решению психолого-педагогических и методических задач в рамках Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства – 2023:  культура воспитывающей деятельности» (20.03.2023-20.04.2023)

Молодежный научно-практический форум «Лингводидактика: настоящее и будущее иноязычного образования» (15-16.05.2023)

 

Общее число научно-практических конференций, творческих фестивалей и конкурсов, организованных на факультете в 2022-2023 уч. году, составляет 19 мероприятий.

Результаты научных исследований студентов по основным направлениям, разрабатываемым на факультете, отражаются в ежегодных сборниках научных трудов, публикуемых кафедрами факультета и зарегистрированных в системе РИНЦ:

Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации: научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н.Г. Чернышевского, под ред. Г.А. Никитиной. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. – 398 с.

Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов VIII Международной конференции "Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации" (25-26 февраля 2020 года). - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. - 359 с.

Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактические аспекты: материалы V Международной научно-практической конференции (16-17 ноября 2020 г.). Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. – 315 с.

Организация самостоятельной работы студентов по иностранным языкам: сборник научных статей преподавателей иностранных языков вузов России. Саратов: изд-во СГУ», 2020 - Вып. 3 – стр.170

Актуальные исследования молодых учёных в области гуманитарных наук: материалы научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2020 г. – 180 с.

Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского. Под редакцией Г.А. Никитиной. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2022. – Вып. 15. – 201 с. ISBN 978-5-6048657-1-2

Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в современном иноязычном образовании : сборник научных статей / редакционная коллегия: Г. А. Никитина (ответственный редактор) [и др.]. – Саратов : Саратовский университет, 2023. – Вып. 1. – 444 с. ISSN 2949-2874 (Online)

 

Результаты научных исследований, осуществляемых преподавателями факультета, ежегодно публикуются в сборниках научных трудов и научных журналах разного уровня, издаваемых российскими и зарубежными издательствами. Кроме того, значимые результаты представлены в монографиях. Основные результаты исследований, осуществляемых преподавателями, связаны с разработкой проблем высшей школы, методикой преподавания иностранных языков и внедряются в учебный процесс при подготовке бакалавров:

Никитина Г.А., Тернова Н.В. Electronic Teaching Aids as a Means of Intensifying the Process of Foreign Language Teaching // Перспективы науки и образования. – №6 (42) – 2019. С. 435-444 (Scopus)

Леонова Е.В., Ступина Т.Н. Идентичность как объект лингвистического исследования: монография. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2019. – 140 с.

Максимова Е.А. и др. Цифровизация как приоритетное направление модернизации российского образования: коллективная монография. Саратов: Изд-во Саратовского социально-экономического института (филиал) РЭУ имени Г.В. Плеханова, 2019 – 152 с.

Золотарев М.В., Привалова И.В. Развитие когнитивного потенциала прецедентного антропонима // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – Т.19 – № 2 – 2020 – С. 159-170 (Web of Science)

Мухина Ю. Н. Сенсорное своеобразие жанров // Жанры речи. 2022. Т. 17, №3 (35). С. 168-175 (Scopus)

Минор А. Я. Редакция, консультирование и перевод каталога Арндт Е. А. «Хозяйство и быт немцев Поволжья (XIX–XX вв.)». Саратов: Изд.дом Волга, 2022. - 296 с.

Максимова Е.А., Никитина Г.А., Шилова С.А. Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12, вып. 2 (46). С. 114–122. ISSN 2304-9790 (ВАК)

Профессионально-методический ресурс учителя иностранных языков / Г. А. Никитина, Ю. Н. Мухина, Е. А. Максимова, Н. В. Тернова, Е. А. Калинина – Саратов : Издательство Саратовского университета, 2023.– 192 с. ISBN 978-5-292-04801-5 (print) ISBN 978-5-292-04802-2 (online)

 

Помимо этого преподаватели проходят заграничные стажировки. Так, например, доц. Спиридонова Тамара Алексеевна прошла стажировку в Ирландии, Дублин “English Live: travel and study in Ireland” в объеме 72 часов в 2017 г. Организаторы: Oscars International Dublin and Vector International Education Consultancy Ltd.

Студенты кафедры немецкого языка и методики его преподавания принимают участие в конкурсах, проводимых российскими и германскими посредническими организациями, некоторые из которых подразумевают краткосрочные стажировки в Германию, например, международный культурно-исторический семинар в Детмольде (2019 год).  

Студенты кафедры английского языка и методики его преподавания неоднократно выигрывают конкурсы американской программы Fulbright:

1) Шекян О., студентка 291 группы – FLTA Fulbright 19/20;

2) Якунина С., студентка 191 группы – FLTA Fulbright 21/22.

 

Информация об изпользовании дистанционных технологий и элоктронного обучения: 
Научная база для исследований: 
  • - Кафедра английского языка и методики его преподавания
  • - Кафедра немецкого языка и методики его преподавания
  • - Научно-просветительский центре «Литература и языковые варианты поволжских немцев»
  • - Образовательные учреждения г. Саратова (ГАОУ СО «Гимназия №1»; МОУ «Лицей № 56» г. Саратова; МАОУ «Гимназия № 3» Фрунзенского района г. Саратова; МАОУ «Гимназия № 4 имени Героя Советского Союза В.М. Безбокова» г. Саратова; МАОУ «Лицей № 15» Заводского района г. Саратова; ГАОУ СО «Гимназия № 8»; МОУ «Гимназия «АВИАТОР»; МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67 им. О.И. Янковского» Кировского района г. Саратова; ГАОУ СО «Лицей-интернат 64»)