В эпоху цифровых коммуникаций доверие к источникам информации и умение отличить фейк от факта стало важным как никогда. Но что происходит, когда доверие переходит в полное подчинение — когда человек готов без раздумий следовать советам и указаниям в Сети, даже вопреки здравому смыслу? Эту уязвимость психологи называют дезадаптивной подчиняемостью, и теперь она поддаётся измерению.
В Педагогическом институте СГУ команда под руководством профессора кафедры социальной психологии образования и развития Т.В. Белых разработала и стандартизировала первый в России опросник, позволяющий выявлять уровень и виды дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде. Методика помогает понять, почему одни пользователи легко поддаются онлайн-манипуляциям, а другие сохраняют критическое мышление и эмоциональную устойчивость.
О том, зачем понадобился такой инструмент, кто чаще попадает под влияние в интернете и можно ли «натренировать» устойчивость к манипуляциям, мы поговорили с Татьяной Викторовной Белых.
– Татьяна Викторовна, ваше исследование посвящено дезадаптивной подчиняемости. Что этот термин значит в повседневной жизни?
– В повседневной жизни она проявляется в том, что человек может слепо и безоговорочно следовать указаниям авторитета, полностью доверяя ему. Действия человека могут быть диаметрально противоположными его собственным целям, мотивам, даже ценностям, что сопровождается неспособностью к управлению своими эмоциональными состояниями и может приводить к негативным последствиям для себя и других людей как в реальном пространстве взаимодействия, так и в виртуальном. В качестве авторитета может выступать как отдельный человек, так и группа.
– Можно ли сказать, что интернет делает нас послушнее, чем раньше?
– Думаю, что так сказать нельзя, не интернет делает нас послушнее, а мы можем быть не готовы к новым вызовам в виртуальном общении, к разного рода информационно-психологическим угрозам, например мошенническим манипулятивным приёмам. Если человек по каким-то причинам оказывается не способен противостоять этим угрозам, тогда, да, такой вариант развития событий исключить нельзя, он очень вероятен. Наши данные говорят о том, что чем выше степень вовлечённости и погружённости человека в виртуальную среду, тем вероятность проявления у него дезадаптивной подчиняемости выше (на молодёжной выборке).
– Почему именно молодёжь чаще попадает под виртуальное влияние?
– Многочисленные исследования как психологов, так и социологов свидетельствуют о том, что виртуальное пространство для молодёжи – это такое же естественное пространство, как и реальное взаимодействие. По данным ВЦИОМ, в режиме онлайн молодёжь общается в два раза чаще, чем в обычной жизни. Поэтому риски попасть под влияние людей или групп, которые приобрели для них статус авторитета, конечно, выше.
– Есть ли разница между тем, кто просто доверяет, и тем, кто подчиняется?
– Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что дезадаптивная подчиняемость в виртуальном взаимодействии напрямую связана с уровнем доверия виртуальной среде, причём эта статистическая связь самая значимая и ярко выраженная. Поэтому можно констатировать, что те, кто доверяют информации в Сети, её источнику и самому процессу общения в виртуальной среде, окажутся более склонными к проявлению дезадаптивной подчиняемости. Хотя, безусловно, это разные феномены. Всё дело в уровне выраженности доверия. Чем оно выше, тем выше вероятность проявления дезадаптивной подчиняемости.
– Как понять, что человек стал слишком зависим от чужого мнения?
– Когда он готов изменить своё поведение в соответствии с указаниями авторитета, даже если это не имеет рационального объяснения и противоречит его собственным установкам, ценностям, мотивам.
– Можно ли «натренировать» критическое мышление? И как это сделать?
– Это очень хороший вопрос! Его задают сейчас очень многие психологи по всему миру. Сегодня предложены соответствующие психологические способы развития критического мышления, начиная с младшего школьного возраста. Но я думаю, что в информационном обществе необходимы новые подходы к созданию развивающих технологий, возможно, с использованием элементов ИИ в качестве акселератора этих навыков.
– Есть ли наблюдения, кто чаще поддаётся влиянию: мужчины или женщины?
– Научные данные на этот счёт противоречивы. Если говорить о виртуальном пространстве, то есть сведения о том, что девушки проявляют большую способность к контролю и защите своей суверенности в виртуальном пространстве. С другой стороны, есть данные, что мужчины и женщины не различаются по степени выраженности критического мышления.
Что касается половых различий в проявлении дезадаптивной подчиняемости, то мы сейчас проводим исследование, которое может ответить на этот вопрос более однозначно.
– Какие результаты проведённого исследования Вас удивили больше всего?
– По данным одного из наших исследований, выявлено, что чем более выражена прокрастинация, тем ниже уровень дезадаптивной подчиняемости. Мы это объясняем тем, что прокрастинаторы не торопятся принимать решения и тем самым меньше рискуют оказаться в числе послушных исполнителей «чужой» воли.
– Если коротко: как научиться говорить «нет» интернету?
– Дело не в том, чтобы научиться говорить «нет» интернету, хотя это очень полезный навык.
Надо понимать, что подчиняемость – это нормальное явление, это важное и неотъемлемое условие социального взаимодействия между людьми. Но дело в том, что подчиняемость может быть как адаптивной, когда человек подчиняется авторитету, но сохраняет способность к контролю собственных эмоциональных реакций, сохраняет возможность для рационального осмысления ситуации, в которой происходит общение, так и дезадаптивной – когда такая возможность становится человеку недоступна.
Поэтому нужно научиться управлять собственными действиями в ситуации неопределённости и эмоциональной нестабильности, иметь навыки критического мышления, а также контролировать и защищать свою суверенность в виртуальном пространстве. Вот основные психологические условия. Возможно, их больше.
Поэтому нас и заинтересовала проблема изучения того, какие существуют психологические основания этого феномена. Может ли быть дезадаптивная подчиняемость разных видов? Какие факторы создают предпосылки для её проявления? Каковы её предикторы? На некоторые из этих вопросов результаты наших исследований уже дали ответы, но работа продолжается. Планируются к публикации ещё три статьи, монография и пособие по профилактике формирования дезадаптивной подчиняемости личности в виртуальной среде у молодёжи.
– Спасибо за интересный диалог, ждём Ваших новых исследований!
Текст Альфии Тимошенко, фото Дмитрия Ковшова