Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Информатика»

Профиль предусматривает изучение широкого круга естественнонаучных и гуманитарных общеобразовательных дисциплин (психология, педагогика, экономика образования, теория и методика обучения информатике, информационные технологии, иностранный язык и многое другое), а также профильных дисциплин (педагогический дизайн, проектирование и разработка электронных образовательных ресурсов, современные средства оценивания результатов обучения, технологии программирования, теоретические основы информатики и многое другое).

Обеспечение подготовки бакалавров по указанному направлению реализуется  при тесном контакте с Ассоциацией учителей информатики г.Саратова.

Учебный процесс по данному направлению неразрывно связан с научной работой,  которая ведется на факультете компьютерных наук и информационных технологий. Лучшие выпускники, проявившие способности к исследовательской деятельности, имеют возможность продолжить обучение в магистратуре.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:

Научно-исследовательская работа (НИР) студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), способных применять на практике полученные знания, умения и навыки. Привлечение студентов к НИР позволяет использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач современной науки.

Основные задачи НИР студентов:

·        овладение студентами методами научного познания, углубленное и творческое усвоение учебного материала;

·        обучение методике и средствам самостоятельного решения научных и технических задач, а также навыкам работы в научных коллективах;

·        развитие у студентов способности грамотного оформления и представления научных результатов.

НИР студентов является необъемлемой частью учебного процесса и организуется непосредственно на выпускающих кафедрах «Информационные системы и технологии в обучении» (зав. кафедрой, к.п.н. Александрова Н.А.), «Информатика и программирование» (зав. кафедрой, к.ф.-м.н. Огнева М.В.) и «Математические основы информатики и олимпиадного программирования на базе МАОУ «Физико-технический лицей № 1» города Саратов» (зав. кафедрой, д.ф.-м.н. Абросимов М.Б.). Руководство НИР студентов осуществляет профессорско-преподавательский состав указанных кафедр.

НИР студентов предусматривает:

·        выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований;

·        выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;

·        изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных в рамках учебных дисциплин.

Тематика НИР логически и содержательно взаимосвязана научно-исследовательской тематикой выпускающих кафедр:

·        Разработка инновационных средств обучения и методик их использования для систем образования (руководитель тематики профессор кафедры «Информатика и программирования», д.т.н.  Фалькович А.С.; ведущий ученый доцент кафедры «Информатика и программирование», к.ф.-м.н. Федорова А.Г.)

·        Исследование проблем информатизации  образования: школа – вуз (руководитель тематики зав. кафедрой «Информационные системы и технологии», к.п.н. Александрова Н.А.; ведущий ученый доцент кафедры «Информационные системы и технологии», к.п.н. Храмова М.В.)

Студенты, добившиеся значимых результатов при выполнении НИР, имеют возможность представить свои работы на семинарах и конференциях различного уровня – студенческом семинаре «Теоретические проблемы информатики и её приложения» (руководитель семинара зав. кафедрой «Информатика и программирование», к.ф.-м.н. Огнева М.В.), ежегодной студенческой научной конференции факультета компьютерных наук и информационных технологий, ежегодной научной конференции студентов СГУ, ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании»,   регулярной Международной научной конференции «Компьютерные науки и информационные технологии» и т.д.

Студенты, проявившие большие способности к НИР и добившиеся существенных успехов, рекомендуются к продолжению обучения в различных магистратурах СГУ.

44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Биология»

Областью профессиональной деятельности бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование,профиль «Биология» является сфера образования. Бакалавры по данному направлению подготовлены к работе в средних учебных заведениях. Они способны осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета. Владеют системой знаний об основных проблемах биологии, важнейших аспектах прикладного использования биологических знаний, методическими приемами учебно-воспитательной работы со школьниками, умеют определять учебно-воспитательные задачи в преподавании биологии, адаптировать научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся, выбирать оптимальные формы и методы учебной деятельности.

Бакалавры подготовлены к обучению в магистратуре по биологическим и смежным научным специальностям.

Потребность рынка труда Поволжского региона в учителях биологии очень высокая. Только в Саратовской области работают 1484 государственных и 4 негосударственных дневных общеобразовательных школы, 45 средних учебных заведений, где биология и экология являются обязательными учебными дисциплинами. Биологический факультет Саратовского госуниверситета тесно сотрудничает со многими муниципальными образовательными учреждениями г.Саратова. На их базе студенты ежегодно проходят педагогические практики.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Биология», при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ активно привлекаются к научно-исследовательской работе, которая проводится выпускающими кафедрами факультета в рамках инициативных, бюджетных и хоздоговорных тем, научных грантов по следующим направлениям:

-            активизация познавательной деятельности школьников на уроках биологии и экологии;

-            структурирование учебного материала как один из путей активизации познавательной деятельности учащихся;

-            совершенствование профессионально-методической подготовки студентов биологического факультета.

Ежегодно проводится Региональная научная конференция студентов и аспирантов «Исследование молодых в биологии и экологии», по результатам которой издается сборник научных статей. 

44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Математическое образование»

Основная образовательная программа (ООП), реализуемая ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» на механико-математическом факультете по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, очной формы обучения и профилю подготовки «Математическое образование».

Трудоемкость освоения ООП за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование составляет 240 зачетных единиц, вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению. Срок получения образования по ООП, реализуемой в очной форме обучения, –  4 года.  Тип ООП – программа прикладного бакалавриата.

Область профессиональной деятельности выпускника: образование, социальная сфера, культура. Выпускник по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и профилю «Математическое образование» может осуществлять профессиональную деятельность в организациях и учреждениях, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего и дополнительного образования в предметной области «Математика». Выпускник по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и профилю «Математическое образование», согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общим образовании) (воспитатель, учитель)», утверждённому приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 н, должен овладеть следующими трудовыми функциями: «Воспитательная деятельность» (А/02.6) (часть обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»); «Развивающая деятельность» (А/03.6) (часть обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»); «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» (В/03.6) (часть обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»);  «Модуль «Предметное обучение. Математика»» (В/04.6) (часть обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»).

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:

Новые формы управления и организации проведения научных исследований на механико-математическом факультете.

Одной из форм управления и организации проведения научных исследований на механико-математическом факультете является активное участие сотрудников в научно-исследовательской работе по направлениям и темам, финансируемым из различных грантов российских и зарубежных научных фондов, а также согласно тематическому плану НИР.

Одной из форм организации и активизации проведения научных исследований является подготовка и издание журнала «Известия СГУ. Новая серия. Серия «Математика. Механика. Информатика» (4 выпуска в год). Журнал входит в список изданий, рекомендуемых ВАК при защите кандидатских диссертаций по направлениям: математика, механика, управление и докторских диссертаций по направлениям: математика, механика.

Одной из форм организации и активации проведения научных исследований является проведение научных семинаров при кафедрах факультета:

  • научно-методический семинар кафедры математики и методики ее преподавания «Профессионально-методическая подготовка будущего учителя математики и информатики в условиях классического университетского образования», рук. - зав. кафедрой математики и методики ее преподавания Кондаурова И.К.

44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Физика»

Основная образовательная программа (ООП) высшего образования ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского» направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Физика», квалификация (степень) – бакалавр, форма обучения – очная – это документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образовательной деятельности.

Настоящая ООП разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»; Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, утвержденный приказом Минобрнауки России от 22.02.2018 № 121; нормативно-методическими документами Минобрнауки России; Уставом СГУ.

Целями основной образовательной программы бакалавриата являются: формирование у студентов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых для качественного и успешного осуществления профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО, европейскими стандартами качества образования, потребностями рынка труда и запросами объединения работодателей; создание в рамках образовательной среды национально-исследовательского университета оптимальных условий для развития у студентов личностных качеств и компетентностных возможностей осуществления дальнейшего профессионального совершенствования и выбора магистерских образовательных программ в различных областях педагогической деятельности.

Трудоемкость ООП бакалавриата 240 зачетных единиц. Срок освоения ООП бакалавриата 4 года.

Специфика профессиональной деятельности выпускника: преподавание физики на базовом и профильном уровне в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образования.

Согласно профессиональному стандарту педагога трудовая деятельность области профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускник, освоивший программу, может осуществлять профессиональную деятельность: – 01 Образование и наука (в сфере основного общего, среднего общего образования).

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата являются: обучение, воспитание, развитие, проектирование и реализация программ основного и среднего общего образования.

Типами задач профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, являются педагогический и проектный.

Выпускник программы готов решать следующие задачи профессиональной деятельности: педагогическая деятельность по реализации образовательного процесса по физике (астрономии) в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования; педагогическая деятельность по проектированию образовательного процесса по физике (астрономии) в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования.

Подготовка выпускника по профилю «Физика» имеет многоцелевой, междисциплинарный характер, обеспечивает возможность образовательной деятельности, связанной с преподаванием физики в общеобразовательных учреждениях разного типа, включая лицеи, гимназии, колледжи и общеобразовательные школы.

В учебном плане, составленном в соответствии с общими требованиями ФГОС ВО к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование по профилю подготовки «Физика», отражена логическая последовательность разделов ООП, обеспечивающих формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций; указана общая трудоемкость дисциплин и практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах; виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

Реализация ООП обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников, обеспечивающих реализацию ООП, соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «Химия»

Основная образовательная программа (ООП), реализуемая СГУ в Институте химии по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, очной формы обучения и профилю подготовки Химия.

Трудоемкость ООП 240 зачетных единиц.

Срок освоения ООП 4 года.

Тип ООП: прикладной бакалавриат.

Бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль химия) готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектная, педагогическая, исследовательская.

3. Бакалавр по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование по профилю Химия может выполнять должностные обязанности учителя химии в части ведения проектной, педагогической (учебно- воспитательной, в том числе осуществлять обучение химии) и исследовательской деятельности. Типы организаций и учреждений системы общего образования, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профилю Химия: образовательные учреждения общего образования (средние основные школы, гимназии, лицеи); образовательные учреждения среднего специального образования: колледжи, техникумы, училища; образовательные учреждения дополнительного образования (учреждения детско-юношеского творчества и др.) и т.д.

4.Выпускник подготовлен для продолжения образования в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:

Направление:

1.Организация учебной деятельности на основе индивидуализации с учётом стилей учения обучающихся. Методическая разработка модели организации учебного процесса широко применятся в общеобразовательных организациях г. Саратова и Саратовской области в процессе изучения школьного курса химии.

2. Организация процесса познания с применением учебно-компьютерного моделирования. Авторские методические разработки учебно-компьютерных моделей органических веществ широко используется в качестве наглядных средств обучения в изучении основ химической науки.

3. Разработка инструментария по оцениванию компетенций обучающихся на основе ситуационных и контектностных задач. Инструментарий используется для оценивания уровня развития предметных и метапредметных универсальных учебных универсальных действий обучающихся в процессе изучения школьного курса химии в школах г. Саратова.

4. Развивающие возможности процесса формирования смыслообразования у обучающихся в изучении школьного курса химии. Методы развития смыслообразования и формы самооценки обучающихся широко применяются при организации учебно-познавательной деятельности учащихся в общеобразовательных организациях.

5. Система подготовки студентов к педагогической деятельности на основе компетентностного и системно-деятельностного подходов обучения. Разработанная система с использованием современных педагогических технологий широко применяется в организации теоретической и практической подготовки студентов  по методическим дисциплинам.

Результаты: 1. Разработаны новые методические подходы к организации учебной деятельности обучающихся на основе индивидуализации с учётом стилей учения обучающихся. Определены основные методы, формы и  средства обучения, необходимые для развития личностных качеств учащегося и его познавательной активности при изучении школьного курса химии. Показаны условия их эффективного использования в учебном процессе. Внедрены в учебный процесс общеобразовательных организаций методические разработки по совершенствованию учебного процесса в рамках перехода образовательных организаций на новый образовательный стандарт обучения.

2. Показано, что для развития обучающегося и формирования у него ключевых компетенций необходимо использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Обращено внимание на условия формирования саморазвития, самосовершенствования, самореализации учащихся в процессе организации учебного процесса по химии. На основе результатов исследовательского эксперимента определены способы оценивания уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных универсальных действий обучающихся.

3. Разработана методика оценивания педагогической деятельности студентов методом портфолио. Внедрены в процесс подготовки студентов педагогической направленности современные технологии, направлены на овладение методологией и современными методическими средствами, приемами и методами обучения. Доказано, что самоорганизация  бакалавров является одной из форм их культурных профессиональных практик, обеспечивающих процесс их самоорганизации. Обращено внимание на значимость личного примера работы преподавателя для мотивации самоорганизации бакалавров в части предстоящей профессиональной деятельности.

44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «География» (заочная)

Основная образовательная программа (ООП), реализуется СГУ на географическом факультете по направлению подготовки  44.03.01  «Педагогическое образование»  заочной  формы обучения и профилю подготовки  География.

ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01  «Педагогическое образование».

Основная цель ООП по направлению подготовки Педагогическое образование заключаются в обеспечении студентам качественного, доступного, современного образования, в подготовке профессионалов, способных к практической реализации полученных знаний в науке, производстве, предпринимательской и педагогической деятельности.

В области обучения общими целями образовательной программы бакалавриата являются:

-подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний;

-формирование знаний, умений навыков в области педагогического образования;

-подготовка педагогических кадров, владеющих  современными  технологиями  и  методиками преподавания  географии;

-подготовка выпускника к педагогической деятельности в области учебной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, и освоению новых профессиональных знаний и умений, непрерывному профессиональному самосовершенствованию;

-формирование  системных  представлений  об инновационных  педагогических  технологиях  и  основах  их  внедрения  в контекст географического образования;

-формирование  у выпускников  способности адаптироваться  к  школе;

-подготовка выпускника к продолжению образования в магистратуре и аспирантуре.

-формирование у студентов методического мастерства, способности творчески  подходить  к организации учебного процесса;

-подготовка профессиональных кадров, способных донести географическую культуру до школьников в ходе целенаправленного обучения.

Тип образовательной программы: академический бакалавриат.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:

44.03.01 «Педагогическое образование» профиль подготовки «География» (заочная)

Тематика научных исследований:

Область научных исследований, лежит в в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний для целей педагогического образования; современных технологий и методик преподавания географии; педагогической деятельности в области учебной и воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях; инновационных педагогических технологиях и основах их внедрения в контекст географического образования; творческого подхода к организации учебного процесса, способности донести географическую культуру до школьников в ходе целенаправленного обучения.

Ежегодно географический факультет совместно с Министерством образования Саратовской области проводит городской и региональный этапы всероссийской олимпиады по географии среди школьников.

Ежегодно географический факультет СГУ проводит научные конференции, на которых сотрудники, аспиранты, магистры и бакалавры факультета представляют свои научные результаты по различным разделам Наук о Земле. По итогам конференции лучшие доклады публикуются в периодическом журналу СГУ, индексируемом базой данных РИНЦ.

Саратовским государственным университетом геологическим и географическим факультетом издается журнал «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Науки о Земле» – научно-теоретическое периодическое издание, в котором публикуются общетеоретические, методические, дискуссионные, критические статьи, результаты исследований по геологическим и географическим научным направлениям, по актуальным и фундаментальным вопросам естественнонаучных исследований в области Наук о Земле. Журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, и индексируется базами данных РИНЦ.