Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Текст:  По материалам факультета ППиСО
Фото:  Софья Романова

21 и 22 ноября на факультете психолого-педагогического и специального образования прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2025: стратегии развития и трансформации». Мероприятие соответствует приоритетным направлениям деятельности Научного центра РАО на базе СГУ. 

Открытие конференции посетили заместитель министра образования региона, начальник управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних Г.В. Калягина, проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе  СГУ О.Е. Нестерова.

Модераторами пленарного заседания стали заведующий кафедрой коррекционной педагогики Ю.В. Селиванова, декан факультета ППиСО Т.Ф. Рудзинская, ответственная за научную работу О.В. Кощеева.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась проректор по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестерова, которая акцентировала внимание на актуальности и востребованности данной конференции в формировании инклюзивной компетентности педагогов и формирования инклюзивной культуры в социокультурном и образовательном пространствах.  Приветствия прозвучали от дирекции Педагогического института. В формате видеоприветствий к участникам обратились профессор кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии Восточно-Европейского института психоанализа Е.М. Лысенко, профессор кафедры специальной педагогики Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Т.В. Лисовская, заместитель директора по воспитательной работе Высшей школы образования и психологии, научный сотрудник БФУ им. И. Канта Н.С. Никитин, заведующая кафедрой психологии и дефектологии социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета Т.Д. Дубовицкая.

На пленарном заседании с докладами выступили:

  • И.М. Яковлева, начальник департамента социально-психологических технологий и коррекционно-развивающих методик института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО МГПУ, представила доклад о применении современных технологий и искусственного интеллекта в специальном и инклюзивном образовании обучающихся с ОВЗ;

  • Г.В. Калягина, заместитель министра образования Саратовской области, начальник управления специального образования и защиты прав несовершеннолетних обозначила актуальные проблемы оказания психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ в системе образования Саратовской области;

  • А.Р. Киселев, заместитель директора по научно-технологическому развитию ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России выступил с докладом о значимости социокультурного кода здоровья как методологии изучения взаимодействия лиц с ограниченными возможностями здоровья и их окружения;

  • Л.М. Кобрина, проректор по образовательной деятельности, директор Института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена обозначила основные вопросы организации подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования в свете совершенствования системы высшего образования в Российской Федерации;

  • О.Г. Приходько, заведующая кафедрой логопедии и инклюзивного образования Учебно-научного института сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы выступила с докладом о ранней медико-психолого-педагогической помощи ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и его семье;

  • Е.М. Сафронова, профессор кафедры специальной педагогики и психологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета раскрыла вопросы влияния инклюзивной театральной практики на формирование способности молодёжи с ОВЗ и инвалидностью к благодарности;

  • Ю.В. Селиванова, заведующая кафедрой коррекционной педагогики СГУ представила основные аспекты формирования инклюзивной компетентности современного педагога и её значимости в оптимизации системы образования.

Участники конференции выступили с докладами в 16 секциях, в которых приняли участие более 100 руководителей, педагогических и других работников реабилитационных центров, детских садов, школ, медицинских учреждений из разных городов России.

В рамках конференции состоялся Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов, в котором приняли участие около 20 студентов из вузов Саратова, Казани, Барнаула. Впервые в рамках конференции была проведена научно-образовательная площадка для обучающихся 9-11 классов «Первые шаги в дефектологии». Значительный интерес для участников конференции представили мастер-классы.