Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх

В рамках работы студенческого научного кружка «Русско-зарубежные литературные связи» на филологическом факультете состоялся круглый стол «Э.Т.А. Гофман и русская литература».

Перед началом работы круглого стола руководитель кружка, доцент кафедры филологических дисциплин Л.А. Мельникова отметила многогранность натуры этого немецкого романтика, который удивительным образом совмещал одновременно различные виды деятельности: он был не только писателем, но и чиновником, музыкальным критиком, композитором, художником. Известный русский критик В.Г. Белинский назвал Э.Т. А. Гофмана  «чудным, великим гением».

Для русской литературы первой трети XIX века Э.Т.А. Гофман был особой фигурой. Его произведения пользовались большой популярностью в нашей стране: их активно читали, переводили, издавали собрания сочинений. Многие отечественные поэты и писатели XIX-XXI вв. подвергали художественному переосмыслению художественный опыт Э.Т.А. Гофмана. Различные аспекты этого русско-немецкого литературного диалога рассмотрели в своих докладах в ходе работы круглого стола студенты 1-4 курсов профилей «Русский язык. Литература».

Об оценках «феномена Гофмана» русской критикой XIX века рассказала 
С. Быкова, специфике восприятия творчества немецкого писателя А.С. Пушкиным был посвящен доклад А. Коломейцевой. Параллели в биографии и художественном творчестве Э.Т.А. Гофмана и Н.В. Гоголя осветил в своем выступлении С. Фурлетов. Литературные переклички между текстами Э.Т.А. Гофмана и А. Погорельского охарактеризовала М. Семенова, литературному влиянию Э.Т. А. Гофмана на В.Ф. Одоевского было посвящено выступление В. Елисеевой. Особенности рецепции творчества Э.Т.А. Гофмана в русской литературе ХХ века стали темой доклада З. Назаровой, анализу влияния Э.Т.А. Гофмана на современных русских писателей посвятили свои информационно-презентационные материалы Е. Курочкина и А. Яковенко. Рецепция творчества Э.Т.А. Гофмана в русской культуре стала темой доклада Е. Эрднеева.

Активное обращение отечественных писателей к творческому наследию немецкого романтика привело к формированию так называемого «гофмановского текста русской литературы», под которым понимают совокупность мотивов, образов и стилистических приемов, характерных для эстетики Э.Т.А. Гофмана.

Востребованность символических методов творчества, динамика социальной критики, присущих современному литературному процессу, объясняют причину популярности этого автора в русской культуре последних двух столетий.

Мощный талант Гофмана, его способность оказывать сильное воздействие на читателя вдохновили на создание новых произведений несколько поколений русских писателей. Вследствие этого рецепция творчества Э.Т.А. Гофмана стала не только яркой страницей литературной жизни нашей страны, но и послужила толчком для формирования и развития оригинальных национальных литературных форм и идей. Таковы главные выводы, к которым пришли участники мероприятия.