Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

ИСТОРИЯ ЛЮДМИЛЫ ВЛАДИМИРОВНЫ МЯСНИКОВОЙ

В честь Года педагога и наставника Саратовский университет начинает цикл публикаций о династиях учителей и преподавателей. Из поколения в поколение они передают свою любовь к науке, детям и молодёжи. Героем этого материала стала доцент кафедры коррекционной педагогики факультета ППиСО Л.В. Мясникова: её мама, сестра и сын тоже связали свою жизнь с преподаванием.

РАБОТА ОЛИМПИАДНОГО ХАРАКТЕРА

Людмила Владимировна Мясникова – доцент кафедры коррекционной педагогики и учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Людмила Владимировна 38 лет работает в Саратовской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Преподаватель интересуется ранней коррекционной помощью детям с нарушениями зрения и их семьям.

В 1985 году Л.В. Мясникова с отличием окончила романо-германское отделение филологического факультета СГУ. «По окончании факультета, – вспоминает Людмила Владимировна, – меня по распределению направили учителем в продлёнку в одну из школ Саратова. На тот момент у меня был маленький ребёнок, и понятно, что эта работа не очень устраивала. Моя мама тогда работала в школе для слепых детей, и там как раз было место для учителя начальных классов. Мы решили, что я на один год приду в школу для слепых, а потом буду искать работу учителем английского языка. Так получилось, что я пришла на год и осталась на 38 лет».

Учителем начальных классов в школе для слепых Людмила Владимировна проработала 20 лет: учила детей читать и писать по Брайлю. В 1993 году преподаватель с отличием окончила дефектологический факультет Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена по специальности «Тифлопедагогика». По словам Людмилы Владимировны, очень многое ей дало общение с преподавателями А.Г. Литваком, В.А. Феоктистовой и Л.М. Шипицыной.

«Я понимала, что я останусь работать в школе для слепых, но мне не хватало специальных знаний по тифлопедагогике – по тому, как взаимодействовать с детьми с тяжёлыми нарушениями зрения. Поэтому я заочно окончила РГПУ, и уже со знанием дела продолжила свою карьеру учителя начальных классов».

В 2001 году Людмилу Владимировну пригласили в Саратовский педагогический институт, где планировалось открытие направления тифлопедагогики. Л.В. Мясникова трижды проходила стажировки в Сан-Франциско по современным методикам обучения и воспитания детей с нарушениями развития, стараясь продвигать новые практики и в Саратове. В 2005 году Людмила Владимировна заочно окончила аспирантуру в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования и стала кандидатом педагогических наук, защитив диссертацию «Развитие осязания у младших школьников с нарушениями зрения в процессе обучения». Научная работа Л.В. Мясниковой основывалась на разработке программы по развитию осязания и мелкой моторики. В этом же году Людмила Владимировна стала учителем-дефектологом дошкольного отделения в школе для слепых.

В 2004 году сотрудники школы создали общественную организацию «Центр реабилитации и помощи детям с нарушением зрения», которая занималась вопросами ранней помощи слепым детям в возрасте до трёх лет. Педагоги проводили семинары для родителей, давали юридические, психологические и педагогические консультации, устраивали праздники для детей, подготавливали их к школе. «Это было очень хорошее время, мы помогли очень многим семьям. Дети, которые через нас прошли, успешно сейчас обучаются в школе для слепых», – рассказывает Людмила Владимировна. Организация закрылась в 2018 году, когда учителя перестали получать от офтальмологов сведения о семьях со слепыми детьми.

«От нуля до трёх лет – это тот возраст, который часто не охватывается дефектологами, хотя это самый важный период для развития любого ребёнка, и особенно – ребёнка с особенностями. У нас не оказалось банка данных о слепых детях, поэтому мы были вынуждены закрыться. К сожалению, убедить родителя о необходимости ранней помощи ребёнку можно только по телефону. Сейчас, когда вдруг находятся дети, я выезжаю на дом и бесплатно консультирую семью. Я считаю, что это самый эффективный способ работы с детьми в раннем возрасте. Когда семьям помогают психологически и методически на раннем этапе, уже в школе ребёнок оказывается достаточно успешным».

Людмила Владимировна разработала и применяет методику раннего развития детей с нарушениями зрения на дому – там, где ребёнок находится в комфортной обстановке. Это очень важная работа: если с маленькими слепыми и слабовидящими детьми не заниматься, то в дальнейшем у них накапливаются вторичные отклонения, которые мешают жить. «Сейчас проблема заключается в том, что дети пошли очень тяжёлые, – делится Людмила Владимировна. – Если раньше были просто слепые дети, то сейчас в основном дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Сейчас не всегда получается работать по плану, приходится его менять на ходу, быть очень гибким, чтобы выжать максимум из занятия».

«Студенты страшно хотят сразу работать со слепыми детьми. Многие слепые люди часто являются примером для студентов: примером стремления к интересной жизни, примером сильных личностей. Когда слепых называют людьми с ограниченными возможностями, я всегда поражаюсь, ведь тогда получается, что у нас возможности безграничные. К тому же тех слепых, кого я знаю, трудно назвать людьми с ограниченными возможностями. Я часто читаю студентам стихотворение слепой поэтессы Розы Захаровны Ахтямовой:

Сотвори добро, человек,
И оно к тебе возвратится!
Сотвори добро, и твой век
Благодарностью чьей-то продлится!
Сотвори добро,
Жизнь людей без него
На Земле навсегда прекратится!»

Так как классы в школе для слепых небольшие, всего 6–8 человек, это позволяет учителю уделять внимание на уроке каждому ученику. «У нас был один слабовидящий мальчик, который поступил в СГУ на психолога, и наш профессор Владимир Петрович Крючков говорил: “Он “Мёртвые души” читал! Представляете, он может проанализировать героев!”. Конечно, может, если каждый урок его спрашивали в школе для слепых», – рассказывает Л.В. Мясникова.

НАУЧНЫЙ ПОДХОД

Людмила Владимировна активно занимается научно-практической деятельностью. Л.В. Мясникова – член Международного Совета по образованию слепых, председатель комиссии тифлопереводчиков Саратовской области, член экспертной группы по аттестации педагогов-дефектологов области, член жюри регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России», почётный работник общего образования России. Людмила Владимировна непрестанно повышает свой профессиональный уровень, участвуя в международных конференциях и знакомясь с новыми методиками.

В работе дефектологом Людмиле Владимировне помогает опора на сильные стороны ребёнка, желание достигнуть результата, настойчивость и стремление узнать как можно больше нового. «Я практик: я люблю работать с детьми, я люблю работать с родителями, я люблю работать со студентами», – говорит Людмила Владимировна.

«Я рада, что я стала дефектологом. Это профессия не совсем обычная. Я окончила школу № 13, где нас учили решать задачи повышенной сложности, олимпиадного характера. Используя те же теоремы, законы математики, нужно было найти своё решение. Рассказывая студентам о профессии дефектолога, я говорю то же самое: мы используем общие законы развития, но поскольку каждый ребёнок с особенностями не похож на другого, всегда приходится искать свои пути, проявлять гибкость ума, находить новые методики и очень много читать. Получается, что каждый такой ребёнок – это задача олимпиадного характера, поэтому дефектолог – это очень интересная профессия!»

САМЫЙ БЛИЗКИЙ НАСТАВНИК

В начале своего профессионального пути, в 1985 году, Людмиле Владимировне было непросто погрузиться в тифлопедагогику, но она быстро втянулась, выучив Брайля за неделю. Тогда в школе для слепых к каждому молодому специалисту прикрепляли наставника. Наставником Людмилы Владимировны стала её мама.

«Конечно, мама меня очень многому научила в плане работы с детьми, в том числе со слепыми. Наверное, педагогика – это семейное. Знаете, как у Рождественского: “Учителем надо будет родиться и только после этого – стать”. Видимо, мы родились учителями, и только потом – стали».

В семье Людмилы Владимировны – ещё три педагога. Мама, Людмила Александровна, 20 лет проработала в школе-интернате № 1 для сирот и детей из неблагополучных семей. Затем Людмила Александровна перешла в интернат для слепых детей, где проработала ещё 32 года учителем русского языка и литературы. Л.А. Демидова – учитель высшей категории и отличник просвещения СССР. 

Глядя на маму, в педагогику пришла и сестра Людмилы Владимировны, Елена Владимировна Строганова – учитель музыки высшей квалификационной категории. Сейчас она работает руководителем хора «Сюрприз» и учителем музыки Гимназии № 2 города Раменского.

С высшей школой связал свою жизнь сын Л.А. Мясниковой: кандидат экономических наук, Александр Алексеевич преподавал в РЭУ имени Г.В. Плеханова, ВШЭ. Сейчас занимает должность заместителя декана факультета экономических наук по дополнительному профессиональному образованию ВШЭ.

Подготовила Полина Громова