Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

Начало филологического образования в Саратовском университете связано с именем выдающегося литературоведа, члена-корреспондента АН СССР, доктора филологических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Николая Кирьяковича Пиксанова.

Николай Кирьякович стал профессором Саратовского университета в 1917 году и проработал здесь на вновь открывшемся историко-филологическом факультете вплоть до конца 1921 года, когда, избранный профессором Первого Московского университета, он переехал в Москву.

В обширном наследии учёного (список его трудов включает около 800 названий) важное место занимают разносторонние исследования творчества Ломоносова, Радищева, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Тургенева, Островского, Толстого, Достоевского, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Короленко, Горького. Существенные проблемы изучения фольклора, древнерусской литературы и литературы XVIII века, истории русской общественной мысли и освободительного движения, критики и журналистики, русской драматургии и театра нашли в лице Н.К. Пиксанова глубокого и оригинального истолкователя. Велико значение предпринятых ученым разысканий в области текстологии, источниковедения и библиографии, а также методики изучения литературы в высшей школе.

В трудах Н.К. Пиксанова намечались, обосновывались и получали конкретную разработку многие существенные направления науки о литературе, и в том числе те из них, которые стали ведущими в деятельности нескольких поколений саратовских филологов. Это прежде всего изучение судеб русского реализма XIX века, наследия революционных демократов.

В центре внимания Николая Кирьяковича были проблемы методологии, поиски новых путей в изучении литературы. В становлении Пиксанова-литературоведа важную роль сыграла научная методология культурно-исторической школы. Не являясь прямым учеником А.Н. Пыпина, крупнейшего представителя этого направления русской академической науки, Николай Кирьякович убеждённо называл его своим учителем. В саратовские годы Н.К. Пиксанов отчётливо проявляет критическое отношение к традициям культурно-исторической школы, сохраняя полное уважение к её научным достижениям.

Николай Кирьякович в полной мере осознавал значение научного опыта предшественников, убеждал своих учеников в необходимости критического освоения литературоведческих традиций, в которых важно отделить ошибочное, устаревшее, сохранив и восприняв всё ценное и перспективное. Отсюда постоянное внимание к историографии литературной науки и в исследовательских трудах, и в лекционных курсах, и в семинариях Пиксанова. Так, в Саратовском университете Николай Кирьякович организовал специальный семинар по изучению литературного наследия академика Пыпина, выдающегося учёного, жизнь и деятельность которого были неразрывно связаны с Саратовом, с Н.Г. Чернышевским.

Многообразные исследовательские начинания профессора Пиксанова активно включались в разработку наиболее актуальных задач и направлений науки о литературе. Вот некоторые из тем его выступлений в Саратове: «Из неизданных материалов по Тургеневу», «Сердце Чернышевского», «Памяти Некрасова», «К изучению литературного наследия А.Н. Пыпина», «Памяти И.А. Шляпкина» и др.

Особое место в деятельности Н.К. Пиксанова занимают грибоедовские темы. Уже в дореволюционное время Н.К. Пиксанов выдвинулся как крупнейший специалист по творчеству Грибоедова. Продолжив в Саратове изучение этого писателя, Николай Кирьякович систематически выносил на обсуждение результаты новых разысканий, которые вскоре войдут в книгу в книгу «Грибоедов и Мольер. Переоценка традиции» (М., 1922) и в монографию, написанную в Саратове в 1917-20 гг., явившуюся одним из высших достижений автора и отечественной литературной науки 1920-х годов в целом, - «Творческая история «Горя от ума» (М., 1928).

На формирование научных интересов и методологических убеждений Н. К. Пиксанова в годы работы в Саратове, как можно предполагать, оказывало воздействие интенсивное общение с коллегами по историко-филологическому факультету, среди которых выделяются В.М. Жирмунский, Б. М. Соколов и начинавший тогда свою университетскую деятельность А.П. Скафтымов. В острых спорах, в совместных поисках, духовно обогащавших каждого, вырабатывались решения, которые обеспечивали высокий уровень изучения и преподавания литературы и фольклора в Саратовском университете.

Богатейший опыт, накопленный прежде всего в процессе длительных и многоаспектных занятий творчеством Грибоедова, опыт в области историко-литературных и теоретических изучений, историографии, текстологии, источниковедения и библиографии Николай Кирьякович передавал своим ученикам, тщательно заботясь об их всесторонней профессиональной подготовке. В своих учениках Н. К. Пиксанов воспитывал и поощрял стремление к самостоятельному исследовательскому поиску.

Николаем Кирьяковичем был введён в практику вузовского преподавания новый тип научно-методического пособия, который получил широкое признание, - печатный семинарий. Во время работы в Саратовском университете Н. К. Пиксановым были опубликованы два семинария – «Пушкинская студия» и «Театральный семинарий». Разнообразная тематика семинарских занятий Пиксанова в Саратовском университете нашла своё отражение и в более поздних изданиях.

Н. К. Пиксанов проявлял большую заботу о приобретении книг для библиотеки Саратовского университета, в чём ему деятельно помогали Б.М. и Ю.М. Соколовы. В 1918 году Н.К. Пиксанову и В.М. Жирмунскому было поручено ведение дел по переводу в Саратов завещанной университету библиотеки профессора И.А. Шляпкина. Книги из этого собрания и сейчас входят в фонд Научной библиотеки СГУ.

Николай Кирьякович оказывал благотворное влияние на своих учеников и коллег личным примером – беззаветной преданностью делу, интеллигентностью, эрудированностью, высокой культурой труда. Так, им была детально разработана методика собирания и хранения историко-литературных материалов, с помощью которой создавалась знаменитая библиотека Пиксанoва – «литературоведческая лаборатория», как он называл своё собрание книг, рукописей, газетных и журнальных статей. Со всеми этими богатствами, как и с содержанием «тематических папок», историко-литературной картотеки, профессор охотно знакомил своих учеников и специалистов, обращавшихся к нему за советом и помощью в научных разысканиях. Для многих поколений – филологов библиотека-лаборатория Пиксанова служила школой литературоведческого мастерства.

Не покидая университетской кафедры, Николай Кирьякович преподавал и на Саратовских высших женских курсах, а вскоре возглавил Саратовский учительский институт. Университетский профессор и директор педагогического института, Н. К. Пиксанов с большой серьёзностью относился к работе в Обществе педагогов г. Саратова, выполнял ответственные задания губернского отдела народного образования.

Профессора Н.К. Пиксанов и В.М. Жирмунский были в числе членов-учредителей философско-исторического общества, открытого в 1918 году при Саратовском университете. В задачу общества входили как пропаганда научных знаний среди студенчества и населения города, так и обсуждение вопросов теоретического характера.

Н.К. Пиксанов был также учредителем и председателем Общества русской филологии и этнографии при институте народного образования, участвовал в работе Саратовской учёной архивной комиссии, Общества народных университетов Саратовской губернии. Вклад его в деятельность этих научно-общественных организаций был весом и содержателен.

Естественным продолжением исследовательского, научно-организационного и педагогического труда Н. К. Пиксанова явилась его литературно-просветительская деятельность в Саратове. Николай Кирьякович щедро делился обширными познаниями с новым демократическим слушателем, устремившимся в лекционные аудитории, выбирал для публичных выступлений темы серьёзные и увлекательные.

Научная и общественная инициатива профессора Пиксанова, его разнообразные начинания находили живой отклик студенческой аудитории. К Николаю Кирьяковичу студентов неизменно привлекали его истинный профессионализм, прочная методическая оснащённость занятий, увлечённость предметом и способность передать свою увлечённость, свой опыт ученикам.

В течение всей своей жизни Н.К. Пиксанов не порывал связь с Саратовом, переписывался со своими учениками и коллегами, входил в новые контакты с молодыми исследователями, поддерживал их начинания, делился знаниями и мастерством. В историю становления литературной науки в Саратове Н. К. Пиксанов – исследователь и педагог – вписал значительную и яркую страницу.

По материалам статьи Ю.Н. Борисова (см.: Борисов Ю.Н. Николай Кирьякович Пиксанов // Методика и методология изучения русской литературы и фольклора: Учёные-педагоги Саратовской филологической школы. Под ред. проф. Е.П. Никитиной. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1984. С. 35 - 53)