Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
наверх

Студенты-метеорологи в ходе теоретических и практических занятий изучают закономерности процессов, протекающих в атмосфере, работают с различными метеорологическими приборами, проводят наблюдения на метеорологической и аэрологической станциях, изучают особенности погоды в ходе экспедиций на природные объекты. Летние практики придают учебе на географическом факультете неповторимый колорит.

После первого курса студенты-бакалавры проходят учебную гидрометеорологическую практику на метеорологических станциях СГУ, а также во время полевых выездов.

Гидрометеорологическая практика студентов первого курса включает в себя целый комплекс различных наблюдений: метеорологические, актинометрические, градиентные, микроклиматические, гидрологические.

При проведении метеорологических наблюдений студенты проводят наблюдения за температурой воздуха и почвы, влажностью воздуха, скоростью и направлением ветра, атмосферным давлением, дальностью видимости, определяют количество и форму облаков, оценивают погоду в срок и между сроками, определяют наличие или отсутствие атмосферных явлений.

Практика по актинометрии на метеоплощадке
Практика по метеорологии на метеоплощадке
Практика по метеорологии на метеоплощадке
Практика по актинометрии на метеоплощадке
Практика по метеорологии на метеоплощадке
Практика по актинометрии на метеоплощадке
Практика по актинометрии на метеоплощадке. На фото - пиранометр.
Практика по метеорологии на метеоплощадке
Практика по актинометрии на метеоплощадке. На фото - актинометр.
Практика по актинометрии на метеоплощадке
Практика по актинометрии на метеоплощадке
Практика по метеорологии на метеоплощадке
Практика по метеорологии на метеоплощадке

Студенты с помощью специальных актинометрических приборов (актинометра, балансомера, пиранометра) проводят измерения различных радиационных характеристик.

В программу градиентных и микроклиматических наблюдений входят измерения температуры воздуха и почвы, характеристик влажности, параметров ветра, атмосферного давления, а также визуальная оценка облачности и атмосферных явлений.

Микроклиматические наблюдения составляют основу летних научно-познавательных экспедиций. Ежегодно студенты-метеорологи проводят микроклиматическую оценку природного парка Кумысная поляна.

Гидрологические измерения включают измерения скорости течения, глубины водного объекта и температуры воды, а также гидрохимический анализ. Проводится экологическая оценка состояния родников, измеряется дебит, минерализация и кислотность, оцениваются органолептические свойства и обязательно составляется паспорт родника.

Практика по гидрологии
Практика по гидрологии
Практика по микроклиматологии
Практика по микроклиматологии
Практика по микроклиматологии
Практика по микроклиматологии
Практика по микроклиматологии
Практика по микроклиматологии
Практика по микроклиматологии
Практика по гидрологии
Практика по микроклиматологии
Практика по гидрологии
Практика по микроклиматологии
Практика по микроклиматологии
Практика по гидрологии

Исследования родников, как уникальных природных объектов, является обязательной составляющей летней практики. Как правило маршруты составляются таким образом, что в них были включены водные объекты (родники, реки, озера или пруды). Одним из примеров традиционного маршрута является эколого-туристический маршрут «Родники Кумысной поляны», который носит практическую значимость, так как позволяет оценить качество воды в родниках, которыми пользуются жители города.

Во время гидрологических наблюдений студенты знакомятся с наиболее типичными для Саратовской области водными объектами и на их примере закрепляют теоретические знания.

Студенты осваивают методы режимных наблюдений на реках, проводят измерения основных морфометрических и гидрологических характеристик рек и озер. Изучают методы измерения скорости течения и расхода воды в реке. Для этих целей используются гидрометрические вертушки и поплавки.

Зимние снегомерные наблюдения
Зимние снегомерные наблюдения
Снегомерные наблюдения
Зимние снегомерные наблюдения
Зимние актинометрические наблюдения
Зимние снегомерные наблюдения
Зимние снегомерные наблюдения
Зимние снегомерные и гидрологические наблюдения

В течение зимнего периода времени студенты проводят снегомерные наблюдения в полевых условиях. Отрабатывают навыки работы с весовым снегомером.

На втором курсе студенты-метеорологи проходят учебную практику по методам зондирования атмосферы и учебную агрометеорологическую практику.

Учебная практика по зондированию атмосферы проходит на аэрологической станции АЭ «Саратов». В ходе практики студенты получают навыки подготовки радиозонда к выпуску, учатся наполнять оболочки водородом, осваивают принципы первичной обработки аэрологической информации и передачи ее в оперативные гидрометеорологические центры.

Практика по аэрологии
Практика по аэрологии
Практика по аэрологии. На фото - радиозонд.
Практика по агрометеорологии
Практика по аэрологии
Практика по аэрологии
Практика по агрометеорологии
Практика по аэрологии

Во время агрометеорологической практики студенты проводят полевые исследования на сельскохозяйственных полях, где произрастают основные виды зерновых культур Саратовской области. Исследования проводятся на опытных участках Научно-исследовательского института сельского хозяйства Юго-Востока - старейшего института России, где с начала XX века ведутся исследования в области метеорологии засушливых территорий.

В течение учебного года в рамках рассредоточенной учебной технологической практики студенты второго курса проводят измерения на метеорологической площадке, а студенты 3 курса - работают с картами погоды.

После третьего курса студенты проходят производственную практику по синоптической метеорологии в Международном аэропорту «Гагарин» на базе авиационной метеорологической станции гражданской (АМСГ) «Саратов».

Практика длится больше месяца. За это время студенты знакомятся с основными методами получения метеорологической информации для авиации, архивами и оперативными гидрометеорологическими базами данных, а также получают опыт составления прогнозов погоды для полётов самолётов.

Практика в аэропорту
Практика в аэропорту
Практика в аэропорту
Практика в аэропорту
Практика в аэропорту
Практика в аэропорту
Практика в аэропорту
Практика в аэропорту
Практика в аэропорту

На четвертом курсе студенты проходят производственную технологическую практику в Саратовском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Их знакомят со структурой Центра: отделом прогнозирования, агрометеорологическим и гидрологическим отделами, химической лабораторией и узлом связи. Все практиканты знакомятся с распорядком дежурного синоптика, его рабочим местом, программами и методами, необходимыми для составления прогноза погоды.

Студенты проходят практику под руководством опытных синоптиков, знакомятся с текущей погодой, обрабатывают карты анализа и прогноза погоды, карты барической топографии с помощью программного комплекса «ГИС-метео». Во время практики приобретают навыки прогнозирования температуры воздуха по методу Глазовой, составляют прогнозы погоды на трое суток и готовят штормовые предупреждения (при необходимости).

Студенты магистратуры проходят педагогическую и научно-исследовательскую практики.

Педагогическая практика предусматривает непосредственное участие практиканта в различных формах организации педагогического процесса. Научно-исследовательскую практику студенты магистратуры проходят на кафедре или в подразделениях университета под руководством научного руководителя с привлечением при необходимости научных консультантов.

На последнем курсе студенты бакалавриата и магистратуры проходят преддипломную практику, в ходе которой проводится сбор и обработка материала для подготовки выпускной квалификационной работы.

При кафедре метеорологии и климатологии активно работает научное студенческое общество (НСО). Студенты, начиная с первых курсов, активно вовлекаются в научную деятельность кафедры. Совместно с научными руководителями они публикуют статьи, делают доклады на научных конференциях, участвуют в выполнении работ по грантам, занимаются в научном студенческом обществе, принимают участие в научно-исследовательских экспедициях, научных и волонтерских школах, стажировках и слетах Русского географического общества. Так, в 2018-2023 гг. студенты посетили Ирландию, Сербию, Тыву, Адыгею, Хакасию, Кабардино-Балкарию, Северную Осетию, Красноярский край, Астраханскую, Псковскую, Мурманскую, Волгоградскую, Московскую, Ульяновскую области, Москву и Санкт-Петербург.

Экспедиция на Кавказ
Микроклиматические измерения в пещере
Экспедиция на озеро Эльтон
Экспедиция на озеро Эльтон
Экспедиция на озеро Баскунчак
Экспедиция на Кавказ
Экспедиция на Кавказ
Экспедиция на озеро Баскунчак
Экспедиция на озеро Баскунчак
Микроклиматические измерения в пещере
Экспедиция на озеро Эльтон
Экспедиция в Крыму
Экспедиция на озеро Эльтон
Экспедиция на Кавказ
Экспедиция на озеро Баскунчак
Экспедиция на озеро Баскунчак
Экспедиция на озеро Баскунчак

Экспедиции - неотъемлемая часть образовательного процесса на кафедре метеорологии и климатологии. Сотрудники и студенты организуют и участвуют в различного рода гидрометеорологических экспедициях по изучению климатических особенностей береговой зоны Волги, рек и озер регионов России (проект «Изучаем Россию вместе»), изучению микроклиматических особенностей пещер и ледников, гидрологических параметров водных объектов, свойств родников природного парка «Кумысная поляна» (проект «Родники Саратова»). Студенты проводят летние наблюдения за серебристыми облаками в рамках проекта «Argentum».

Научно-исследовательские экспедиции являются одним из направлений летней практики для студентов-метеорологов. Кроме метеорологических, климатических и гидрологических наблюдений, во время экспедиции студенты знакомятся с природой родного края.

Студенты сами разрабатывают маршрут и его научную направленность, а также готовят оборудование и снаряжение. Обязательной составляющей любой научно-познавательной экспедиции является отчет, где представлены все полученные результаты, а также пространственно-временные изменения показателей и их экологическая оценка.

Модель научно-познавательной экспедиции является логическим продолжением образовательного процесса, которая позволяет разнообразить его приемы и формы, организовать проектно-исследовательскую работу.