Skip to main content Skip to search

Андрей Ванин: «Я чувствую себя “беременным художником”»

Андрей Геннадьевич Ванин – русский художник, разносторонняя личность и Заслуженный работник культуры РФ. Родился он в 1964 году в Саратове, но его многочисленные персональные выставки проходили далеко за пределами родины: в Германии, Бельгии, Франции... Чтобы поближе познакомиться с творчеством художника, я отправилась на интервью в Радищевский музей, где часто экспонируются работы мастера.

– Андрей Геннадьевич, расскажите про ваше творчество, откуда пришло решение стать художником? Возможно, кто-то из семьи имел отношение к искусству?

– Нет, мои родители не умели рисовать. Мама работала на заводе, а отец был шофёром, в моей родословной даже близко нет художников. Ну а рисовать я начал с самого детства, ещё в детском саду знал, что в будущем стану художником. Конкретного решения, как у всех, я думаю, не было. Я просто уже 55 лет занимаюсь тем, что мне по душе.

– Как вы определяете стиль ваших работ?

– Это абстрактный экспрессионизм на грани фигуративности. Я начал писать в этом стиле совершенно случайно. Я тогда был молодым, работал в мастерской. Загрунтовал холст и вынес его на улицу, затем пошёл дождь, и капли остались на картине. Когда я внёс холст в дом, краски смешались, и получилось очень красиво.

– То есть все ваши работы рождаются спонтанно?

– Да, именно так. Это зависит только от судьбы: какие-то встречи, расставания… К тому же ты не знаешь, что будет завтра. Даже процесс создания картины происходит необдуманно. Иногда я чувствую себя «беременным художником»: носишь в себе непонятно что, а потом наносишь на холст.

– Сколько по времени занимает создание картины? И как это проходит?

– Всегда по-разному. От одного дня до нескольких месяцев в зависимости от того, как вдохновение приходит. Сначала идут крупные абстрактные заливки, затем уже начинается проработка деталей, каждого миллиметра.

– А как вы развивали ваше творчество в самом начале?

– Меня вдохновляли работы Пикассо, Дали и Филонова, картины которого я видел вживую. С детства я начал ходить в художественную школу, закончил Боголюбовское училище и учился в институте.

– Какие воспоминания школьного возраста особенно вам дороги?

– В первом классе я рубль нарисовал. Тогда они какие были? С одной стороны,– решка, с другой, – профиль Ленина. Вот я и нарисовал его портрет, а учительница у нас немка была, сказала, что нельзя Ленина рисовать. Тогда я и изобразил нас с соседкой по парте. Как я помню, этот рисунок до 10 класса у учительницы оставался.

– Как вы попали в училище?

– Я сам поступил. Тогда конкурс был 20 человек на место, и я прошёл, учился у Романа Михайловича Симонова на дизайнера. Там все были мне как родные, правда, 2 раза меня пытались выгнать. Первый случай был, когда мы «на картошку» поехали. Это был сбор урожая в сентябре, как раз я только поступил на первый курс. Нас с другом Эдиком отправили в деревню, а мы там и напроказничали: привязали банки из-под консервов к собаке, и она так целый день бегала. Дело, конечно, замяли, но стыдно было нам ещё долго. А второй случай уже на 5 курсе был. Мы тогда натуру женщины рисовали, ну я на первом листе всё красиво, правильно сделал, а на втором подрисовал череп и прочую ерунду. В конечном счёте, забыл второй лист забрать, и его вместе с остальными на выставку отправили. Директор тогда меня фашистом назвала, и в итоге вместо пятёрки четвёрку поставила.

– После училища в институт, правильно?

– Не совсем. После училища я служил в армии в Северной Азии, как раз когда моя жена была беременна. Там я познакомился со своим лучшим другом Романом, который служил тогда в Монголии. Знакомы мы уже 33 года. После армии работал 8 лет в художественной школе, преподавал у детей. Они меня любили, потому что я учил их не просто рисовать, а видеть. Была такая интересная история с одним мальчиком: он всегда на любую тему рисовал маленького клоуна в углу листа. И вот один раз ко мне девочка подбегает и говорит, что этот мальчик голого клоуна нарисовал. Во весь лист. А сейчас он следователь по уголовным делам, так сказать, ищет «голых клоунов».

– А кроме работы в школе, чем ещё занимались?

– Период тогда был такой, что нужно было денег заработать где-то. Я нашёл объявление, что требуется дизайнер по коврам. Работал в Москве, фирма называлась «Скульптурные ковры», я придумывал и делал наброски. Все восемь придуманных мною изделий я ни разу не видел, потому что ткали их в Узбекистане и Китае.

– Насколько мне известно, многие ваши выставки проходили в других странах.

– Да, я 4 года жил в Германии, с начала 1990-х. Самое главное впечатление оттуда – это чистота. Настолько всё аккуратно и правильно, что я просто не знал, куда и фантик выкинуть. Я также много путешествовал по Европе, был в Бельгии, Германии, Франции, но ничего меня не держало там, всегда тянуло в Россию. Ну а выставки мои до сих пор проходят в Бельгии, Франции.

– А первые выставки где проходили?

– В конце 80-х в Саратове. У нас с другими начинающими художниками образовалось движение «Жёлтая гора», выставки которого проходили в Москве и Саратове. Раньше всё было активно и быстро, а сейчас как-то поутихло.

– Где сейчас можно увидеть ваши картины?

– Мои работы в основном находятся в музее имени Радищева. Также есть коллекционеры, которые покупают у меня картины. Кроме этого, я ещё делаю объекты из разных деталей, обычно из металла или дерева.

Текст: Екатерина Максимова

Фото: личный архив героя