Skip to main content Skip to search

Department of Special Needs Education

Address: 
г. Саратов, ул. Вольская, 10 А, 12 корпус СГУ им. Н.Г.Чернышеского, к. 327 А
Phone Number: 
+7 (8452) 22 - 38 - 00

Department staff

Основной задачей деятельности кафедры является подготовка студентов по направлению подготовки БАКАЛАВРИАТА 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профили Олигофренопедагогика (очная и заочная формы обучения), Сурдопедагогика (очная форма обучения), Специальная психология (очная и заочная формы обучения)и Тифлопедагогика (заочная форма обучения), а также по направлению подготовки МАГИСТРАТУРЫ 44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профили Дефектология (очная и заочная формы обучения, Специальная психология (заочная форма обучения), Психологическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (заочная форма обучения). В 2014 году была  открыта магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль - Дефектология. В 2020 году открыта магистратура по направлению подготовки  44.04.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профиль Психологическое сопровождение образования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • Инициативные кафедральные темы НИР (утверждены на заседании Ученого совета ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского»):

  • Научно-методическое обеспечение деятельности современного педагога-дефектолога.
    Научный руководитель — Селиванова Ю.В. Сроки выполнения: с 01.01.2022 г. по 31.12.2026 г.
  • Подготовка студентов-дефектологов к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в учреждениях общего, инклюзивного и специального образования, здравоохранения и социальной защиты. Научный руководитель — Селиванова Ю.В.. Сроки выполнения: 11.10.2016 г.- 31.12.2021 г.

  • НИР, финансируемые по грантам:

  • 20-013-00534 А Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (2020-2023 гг., научный руководитель - Селиванова Ю.В., исполнители: Щетинина Е.Б., Суслова О.И., Коновалова М.Д., Хмелькова О.В., Шаров А.А.)

  • Направления и результаты научно-исследовательской деятельности:

  • 1) Актуальные проблемы организации обучения и воспитания детей с различными видами нарушений на современном этапе.

  • 2) Совершенствование системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Саратовской области.

  • 3) Изучение процесса инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.

  • 4) Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования.

  • 5) Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, инклюзированными в  массовую школу.

  • 6) Социальные аспекты дошкольного коррекционного образования.

  • 7)Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

  •  

Основные публикации по проекту   РФФИ (20-013-00534 А)

Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов

 с ограниченными возможностями здоровья

в условиях инклюзивного образования

 

  1. Селиванова Ю.В., Коновалова М.Д., Щетинина Е.Б.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ "ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ" В КОНТЕКСТЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ//

Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 5 (33). С. 129-137

URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44095126

  1. Шаров А.А.

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ //

Universum: психология и образование : электрон. научн. журн. 2020. № 4 (70). 

 URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/9182

  1. Селиванова Ю.В., Коновалова М.Д., Щетинина Е.Б.

КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ//

International Journal of Medicine and Psychology. 2020. Т. 3. № 4. С. 38-44.

URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44013958

  1. Щетинина Е.Б.

 К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

// Страховские Чтения. 2020. № 28. С. 418-423.

URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44653932

  1. Хмелькова О.В.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИЙ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы. Сборник научных статей VII Республиканской научно-практической конференции (с международным участием). Издательство: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Гродно). 2020. С. 157-163.

URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47218451

  1. Селиванова Ю.В., Коновалова М.Д., Щетинина Е.Б.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ//

Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 4-1. С. 112-118.

URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44273050

  1. Коновалова М.Д.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СТУДЕНТОВ-АКТИВИСТОВ //Специальное образование и социокультурная интеграция. 2020. № 3. С. 370-378. URL:   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44875077

  1. Щетинина Е.Б.

К ВОПРОСУ О МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //Специальное образование и социокультурная интеграция. 2020. № 3. С. 301-308.

URL:   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44875068

  1. Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И.

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ//

Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 17   

URL:   https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43171385

  1. Selivanova J., Konovalova M., Shchetinina E.

RELATIONSHIP OF INDICATORS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND CHARACTERISTICS OF PERSONAL SELF-DETERMINATION IN STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS

В сборнике: E3S Web of Conferences. 8. Сер. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020" 2020. С. 19016  

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45044801

  1. Селиванова Ю.В., Коновалова М.Д., Щетинина Е.Б.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ//

Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 4-1. С. 119-130.    

 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44273051

  1. Селиванова Ю.В., Склярова Т.В.

ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ И МЕХАНИЗМОВ//

Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 2 (31). С. 8  

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42902489

  1. Хмелькова О.В., Шаров А.А., Суслова О.И.

ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)//

Высшее образование сегодня. 2020. № 9. С. 78-84.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43933243

  1.          Selivanova J., Konovalova M., Shchetinina E. RELATIONSHIP OF INDICATORS OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AND CHARACTERISTICS OF PERSONAL SELF-DETERMINATION IN STUDENTS WITH SPECIAL NEEDS // В сборнике: E3S Web of Conferences. 8. Сер. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020" 2020. С. 19016.

URL:   e3sconf_itse2020_19016.pdf

  1. Коновалова М.Д., Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б.

СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ//

Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 201. С. 211-221.     

 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46594754

  1. Шаров А.А., Хмелькова О.В.

КРИЗИСНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ//

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). С. 84-88.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45706781

  1. Шаров А.А., Хмелькова О.В.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОВЗ НА 4 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ//

Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 7 (197). С. 464-467.

URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46526736

  1. Шаров А.А., Хмелькова О.В.

КРИЗИСНЫЕ ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ//

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 4 (84). С. 84-88.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45706781

  1. Шаров А.А., Хмелькова О.В.

АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ С ОВЗ И НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СВЕРСТНИКОВ НА 1 КУРСЕ ОБУЧЕНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ)//

Мир педагогики и психологии. 2021. № 7 (60). С. 45-49.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46437926

  1. Шаров А.А., Хмелькова О.В.

 ИНТЕГРАТИВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Перспективы науки и образования. Международный электронный научный журнал  (Онлайн)  2021. № 3 (51). С. 290-301С. 290-301.

URL:  pdf_210320.pdf

  1. Коновалова М.Д., Селиванова Ю.В., Хмелькова О.В., Шаров А.А., Щетинина Е.Б.

СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ //

Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 201. С. 211-221.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46594754

  1. Селиванова Ю.В.

СПЕЦИФИКА АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ: УРБАНИСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ //

Социальный урбанизм: время и пространство городской жизни. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической онлайн конференции, посвященной 90-летию СГТУ имени Гагарина Ю.А. и 85-летию Почетного работника СГТУ В.Н. Ярской-Смирновой. Саратов, 2021. С. 261-267.

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46612115

  1.  Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Шаров А. А., Хмелькова О. В., Щетинина Е. Б.

ДИАГНОСТИКА ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ РЕСУРСОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021 №5.

URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf

  1. Коновалова М.Д.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОРАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ //

Специальное образование и социокультурная интеграция. 2021. № 4. С. 354-359.

URL:  https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47383914

  1. Селиванова Ю.В., Коновалова М.Д., Щетинина Е.Б. 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВЛАДАЮЩИХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ КАК ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И НОРМАТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТУДЕНТОВ // Педагогический ИМИДЖ Педагогический ИМИДЖ 2022. Т. 17. № 4 (57).

URL: https://journal.iro38.ru/index.php

  1. Селиванова Ю.В., Шаров А.А., Коновалова М.Д., Хмелькова О.В., Щетинина Е.Б. CORRELATION OF CHARACTERISTICS OF PERSONAL SELF-DETERMINATION AMONG STUDENTS WITH DISABILITIES, ICERI2022 PROCEEDINGS, pp. 2207-2210. doi:10.21125/iceri.2022.0559 ISBN:978-84-09-45476-1, ISSN:2340-1095 https://library.iated.org/view/SELIVANOVA2022COR
  2. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Шаров А. А., Хмелькова О. В., Щетинина Е. Б.

 ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Мир науки. Педагогика и психология. 2022 №5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN522.pdf

  1. Селиванова Ю.В.,  Шаров А.А.

 СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 10 (212). С. 559-563УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49806452

 

 

 

 

  1. Научно-практические конференции разного уровня, организуемые
  2. кафедрой коррекционной педагогики:
  3. 1. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2022: традиции и инновации» (Саратов, СГУ, 14-15 октября 2022)
  4. 2. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» (Саратов, СГУ, 15-16 октября 2020)
  5. 3. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» (Саратов, СГУ, 11–12 октября 2019)
  6. 4.VIII восточно-европейская научная конференция ICEVI-EUROPE «Доступная среда для людей с ограниченными возможностями» (Саратов, СГТУ, СГУ, 27-29 сентября 2018)
  7. 5. Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2018» (Саратов, СГУ, 25-26 мая 2018)
  8. 6. Всероссийская научно-практическая конференция «Социализация и реабилитация в современном мире» (Саратов, СГУ, 19-20 мая 2017)
  9. 7. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями» (Саратов, СГУ, 30 марта 2016)
  10. 8. Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование» (9-10 октября 2015 года) – Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Координационные связи

1) Селиванова Ю.В. - член экспертной группы по аттестации педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, школ для обучающихся;

- член всероссийского союза дефектологов (с 09.10.2019), член Специального олимпийского комитета Саратовской области «Спешл Олимпикс»,

- принимает участие в повышении квалификации учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы на базе СОИРО;

- принимает участие в программе переподготовки «Дефектология» на базе ИДПО СГУ;

- руководитель проектов слушателей третьего набора «Школы молодых управленцев», обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»: проект «Ресурсы системы образования в развитии детской паллиативной помощи» (В.Ю. Рамзаева, С.В. Махина) (Саратов, СГУ, 9 декабря 2020),

- научный руководитель проекта, поддержанного РФФИ, 20-013-00534 А Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (2020-2023 гг.)

- председатель жюри Международного детского фестиваля-конкурса образовательных учреждений «Наследники традиций», направленного на обобщение и распространение передового педагогического опыта по приобщению подрастающего поколения к культуре и традициям народов Поволжья(26.09.2020); Патриотического форума «Победители», посвященного героям Великой отечественной войны (28.11.2020) (Саратов, СГУ, 2020).

2) Мясникова Л.В. - тифлопедагог Лаборатории инклюзивного обучения: разработка и реализация программ адаптационных дисциплин (модулей) для студентов с нарушениями зрения; диагностика и развитие специальных навыков и умений, связанных с ориентировкой в пространстве и мобильностью, коммуникацией студентов с нарушениями зрения;

- тифлопедагог в ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г. Саратова». Дошкольная группа «Ресурсного Центра для детей с нарушением зрения». В рамках Ресурсного центра открыта дошкольная группа кратковременного пребывания детей «Родничок».

- член экспертной группы по аттестации педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

- прошла вводный курс «Расстройства аутистического спектра» на онлайн-платформе corsera.org (an online non-credit course authorized by Saint Petersburg State University and offered through Coursera). Сроки – 1 сентября-1 ноября 2020 г. (course certificate);

- приняла участие в очном семинаре-практикуме в объеме 16 часов «У ребенка нежелательное поведение. Что делать сначала? Как реагировать потом» (Самара, Центр для детей с особенностями развития «Любава», 7-8 октября 2020)

- член региональной межведомственной комиссии по проведению индивидуального комплексного обследования недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для престарелых и инвалидов области (согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 19.11.2020 № 928-П).

3) Павлова Н.В. - Руководитель научно-практической лаборатории теории и методики коррекционного обучения, где сосредоточены учебные пособия, демонстрационный материал и комплекс специального оборудования для лабораторных и практических занятий.

- председатель жюри секции «Язык и культура» на Муниципальной научно-практической конференции «Современные политико-правовые технологии» в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова (26 февраля 2020);

- участник вебинара «Алгоритм проектирования технологической карты урока по ФГОС» (Санкт-Петербург, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», 29 мая 2020);

- участник вебинара ZNANIUM для преподавателя: преимущества работы с ЭБС и Discovery, новые сервисы для дистанционного образования. ЭБС Znanium.com (Москва, группа компаний ООО «НИЦ ИНФРА-М», 3 июня 2020).

4) Коновалова М.Д. - руководитель Научно-методического центра психологической и педагогической поддержки семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.

- принимает участие в повышении квалификации педагогов-психологов, учителей- дефектологов, учителей-логопедов, педагогов образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы на базе СОИРО.

- принимает участие в программе переподготовки «Дефектология» на базе ИДПО СГУ.

- участие в реализации совместного проекта СГУ и НКО «Научно-исследовательский центр «Образование. Качество. Отрасль» «Создание «говорящих» учебников для студентов с нарушениями зрения», победителя Первого конкурса 2019 года Фонда Президентских грантов (номер заявки 19-1-015405, сроки реализации 01.07.2019 – 31.12.2020) https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=39A4FC85-FE26-4C00-9547- EBF19D3D3C76

- участник Всероссийского он-лайн Круглого стола «Система сопровождения детей с нарушениями зрения: диагностика, коррекция и профилактика нарушений развития в условиях образовательного процесса» 26.10.2020 СПб, ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, объем – 2 ч

- участник цикла вебинаров «Актуальные проблемы обучения, воспитания и сопровождения обучающихся со зрительной недостаточностью» 13.11.2020 – 04.12.2020 СПб, ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, объем 4 ч

- участник серии методических семинаров «Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями зрения в образовательном процессе» 10.11.2020 – 08.12.2020 СПб, ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена, объем 7,5 ч

5) Горина Е.Н. - ответственная за научно-исследовательскую работу студентов на факультете ППиСО.

- участник панельной дискуссии IV Всероссийской конференции «Актуальные вопросы комплексной реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата в условиях реабилитационного центра» и X Юбилейного междисциплинарного Конгресса с международным участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей» ( https://www.nasdr.online, Национальная ассоциация экспертов по проблмам ДЦП и сопряженных заболеваний, 9-12 декабря 2020);

- член организационного комитета Межвузовского студенческого онлайн-круглого стола «Личность и вызовы современности» (Саратов, СГЮА, 01 декабря 2020) и Межвузовской студенческой научной онлайн-конференции «Личность и ее формирование» (Саратов, СГЮА, 02 декабря 2020),

- участник I Всероссийской конференции-совещания «Клинико-психолого-педагогическое иccледование современных детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью», 21.12.2020 (дистанционное участие)

6) В 2020 году в СГУ реализуется проект «Создание «говорящих» учебников для студентов с нарушениями зрения». В рамках реализации проекта созданы учебно-методических пособий для студентов с нарушениями зрения (1 семестр) и апробированы разработанные пособия в учебном процессе (2 семестр). Пособия были рекомендованы к размещению цифровых учебных пособий в формате Daisy в электронной библиотеке СГУ: Павлова Н.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Практическая методика русского языка и литературы (специальная): учебное пособие Горина Е.Н., Соловьева О.В., Суслова О.И. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для 16 электронной библиотеки СГУ: Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха в трех частях. Часть 1. Основы сурдопедагогики: учебное пособие Горина Е.Н., Соловьева О.В., Суслова О.И. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха в трех частях. Часть 2. Организация образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие Горина Е.Н., Соловьева О.В., Суслова О.И. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха в трех частях. Часть 3. Организация коррекционно-развивающей работы: учебное пособие Селиванова Ю.В., Соловьева О.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Психолого-педагогические технологии работы с обучающимися, имеющими задержку психического развития: учебное пособие Коновалова М.Д. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Организация и содержание психолого-педагогической помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями: учебное пособие Коновалова М.Д., Куприянчук Е.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Коммуникативный практикум: учебное пособие Соловьева О.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Основы семейного воспитания детей с нарушениями развития: учебное пособие Соловьева О.В. Цифровое учебное пособие в формате Daisy для электронной библиотеки СГУ: Методика обучения изобразительной деятельности и ручному труду (специальная): учебное пособие

7) Селиванова Ю.В., Скворцова В.О. - принимают участие в программе переподготовки «Технологии тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ» из пяти модулей на базе ИДПО СГУ.

8) Щетинина Е.Б., Суслова О.И., Коновалова М.Д., Хмелькова О.В., исполнители проекта, поддержанного РФФИ, 20-013-00534 А Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (2020-2023 гг.)

9) Хмелькова О.В. – участник серии вебинаров «Основы перевода русского жестового языка» Института коррекционной педагогики Российской академии образования (16 ноября-25 декабря 2020) 10) Горина Е.Н., Селиванова Ю.В. - участники дистанционного семинара "Пространство диалога: развитие коммуникативных навыков специалистов паллиативной помощи детям";, состоявшего из трех циклов вебинаров: Введение в паллиативную помощь (6-9 октября 2020 г); Духовные аспекты паллиатвной помощи (12-15 октября 2020 г); Эффективные коммуникации в паллиативной помощи (10-12 ноября 2020 г) (Ассоциация профессиональных психологов и психотерапевтов, при поддержке фонда президентских грантов);

- участники вебинара «Алгоритм проектирования технологической карты занятия (урока) в соответствии с требованиями ФГОС в общеобразовательной организации» (Москва, Дистанционный институт современного образования, 29 мая 2020)

11) Суслова О.И. – участник вебинара Андрея Цветкова «Нейропсихолог, логопед, дефектолог - кого выбрать? Что ожидать?» (Москва, Тренинг - студия Рината Каримова, 11 мая 2020)

- участник научно-методического онлайн-семинара «Будущее дистанционного обучения. Какие педагоги выживут и будут востребованы?» (Москва, ИДПО «4Портфолио», 26 мая 2020).

12) Павлова Н.В., Горина Е.Н. - участники вебинара в рамках федерального проекта «Современная школа» «Проблемы обучения языку школьников с нарушениями слуха и пути решения» (Москва, ИКП РАО, 28 мая 2020).

Международные связи и формы сотрудничества

Академические эксперты:

Чехия

На английском: Zdenka Sandorova, PhD., Philosophy Department, Education Chair, Studentska 95, 532 10 Pardubice, Czech Republic, tel.: +420-606-766-343

На русском: Чехия, университет г.Пардубице Шандорова Зденка - доктор философии (PhD), философский факультет, кафедра воспитания

США

США, государственный университет г. Сан-Франциско (San Francisco State University) Аманда Холл Луек Amanda Hall Lueck, PhD. Professor, Department of Special Education Burk Hall 156, San Francisco, CA 94132 tel.: (415)-338-1161, (415)-338-0566 В настоящее время 1600 Holloway ave, San Francisco, CA 94132 Латвия

Домбровскис Валерий – PhD, доктор психологии, кафедра педагогики и педагогической психологии, Даугавпилсский университет, Латвия

Германия

Гарбер А.И., Ph.D. к.псх.н., доцент, реабилитационная клиника Reinhardshöhe, Гессен, Германия, международный центр повышения квалификации и научной информации, г. Лейпциг, Германия. Германия

Эвелин Витрук: Лейпцигский университет, Германия Ph.D..п роф., зав. каф. педагогической и реабилитационной психологии Прохождение стажировок и совместная организация конференций: Интернациональный центр образования и информации г. Дюссельдорф Германия (Щетинина Е.Б.,Селиванова Ю.В., Соловьева О.В.)

Грузия

Тбилисский государственный университет им. Иванэ Джавахишвили, Тбилиси, пр. Чавчавадзе, 1, тел. +995-32-222-51-07 Кетеван Чкуасели, профессор Института педагогики

Республика Беларусь, Минск

Лисовская Татьяна Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории специального образования «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь, Минск.

Научные связи со школой 

1) Профориентационная работа в ГБОУ СО СПО «Саратовский областной педагогический колледж», «Энгельсский профессионально-педагогический колледж» (Селиванова Ю.В. Суслова О.И., Павлова Н.В.)

2) Организация практики студентов (1 курс – учебная ознакомительная практика, 3 и 4 курсы – педагогические практики), в том числе научно-исследовательской деятельности в школах, реализующих адаптированные образовательные программы. Консультирование учителей по проблемам современных технологий, инновационных методик. Организация методических семинаров – на базе факультета психолого-педагогического и специального образования и на базе Школ АОП № 1, № 2, № 4, Школ-интернатов АОП № 5, № 3, № 6, ГАОУ СО «Центр адаптации и реабилитации инвалидов «Парус надежды»; ГАОУ СО «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г.Саратова . Апробация пособий. Выполнение выпускных квалификационных работ на основе заказа 18 школы - по темам, актуальным для обучения детей с ОВЗ в условиях интеграции и инклюзии. (Павлова Н.В., Щетинина Е.Б., Горина Е.Н.)

3) ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г. Саратова». Мясникова Л.В. проводит тифлосеминары 1 раз в месяц. Является председателем комиссии тифлопереводчиков на сдаче ЕГЭ детьми с нарушением зрения. (Мясникова Л.В.)

4) Научно-методическая работа в период педагогической практики студентов на базе школ, реализующих адаптированные образовательные программы, г. Саратова и области и ОРЦ (методическое сопровождение педагогической практики студентов, консультации, проведение экспериментальных исследований в период подготовки итоговых и выпускных квалификационных работ).

5) Кафедрой коррекционной педагогики установлены тесные научные связи со специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями г. Саратова и области такими как: ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова»; «ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 2 г. Саратова»; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 5 г. Саратова»; ГБОУ СО «Областной центр диагностики и консультирования» г. Саратова; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 4 г. Саратова»; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г. Саратова»; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области»; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП р.п. Базарный Карабулак Саратовской области» и т.д.).

6) Научно-методическое сотрудничество с МАОУ ДОУ «Детский сад № 3 г. Энгельса Саратовской области (Коновалова М.Д., участие в методических семинарах и конференциях)

7) Научно-методическое сотрудничество с МАОУ ДОУ «Детский сад компенсирующего вида №3 «Радуга» г. Балаково Саратовской области (Коновалова М.Д., Мясникова Л.В., консультации, проведение методических семинаров)

8) Кафедра коррекционной педагогики факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в 2020 году является соисполнителем проекта «Центр диагностики и консультирования для родителей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (от 0 до 7 лет) «Родничок», созданного на базе ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г.Энгельса». Реализация проекта обеспечивает повышение качества семейного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью, в том числе от 0 до 3-х лет, через повышение компетентности родителей путем предоставления на бесплатной основе комплексных услуг методической, психолого-педагогической диагностической и консультативной помощи. При реализации проекта факультет является площадкой для трансляции и тиражирования опыта использования модели центра в научно-педагогическом пространстве Саратовской области и других регионов.