Skip to main content Skip to search

Кафедра коррекционной педагогики

Кафедра коррекционной педагогики

Адрес: 
г. Саратов, ул. Вольская, 10 А, 12 корпус СГУ им. Н.Г.Чернышеского, к. 327 А
Телефон: 
+7 (8452) 22 - 38 - 00

Основной задачей деятельности кафедры является подготовка студентов по направлению 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профили - Олигофренопедагогика (очная и заочная форма обучения), Специальная психология (очная и заочная форма обучения), Сурдопедагогика (очная и заочная форма обучения) и Тифлопедагогика (заочная и дистанционная формы обучения). В 2014 году открыта магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль - Дефектология, а также реализуется  магистерская программа провиль - Специальная психология. В 2017 году открыта магистратура по направлению подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль - Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха.

 
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 1) Подготовка студентов-дефектологов к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в учреждениях общего, инклюзивного и специального образования, здравоохранения и социальной защиты

  • 2) Разработка системы раннего коррекционно-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии и их семей.

  • 3)Подготовка студентов к работе  по новым образовательным стандартам и адаптированным образовательным программам .

  • 4) Реализация программ подготовки бакалавра и магистра дефектологического образования.

 

Направления научно-исследовательской работы:

1) Актуальные проблемы организации обучения и воспитания детей с различными видами нарушений на современном этапе.
2) Совершенствование системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Саратовской области.
3) Изучение процесса интеграции  и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс .
4) Социальная адаптация детей с отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования.
5) Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими различные нарушения развития, интегрированными в массовую школу.
6) Социальные аспекты дошкольного коррекционного образования.
7) Разработка теоретических и практических аспектов социологии специального образования.  
 
  1.  
  2. Научно-практические конференции разного уровня, организуемые
  3. кафедрой коррекционной педагогики:
  4. 1. Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование» (9-10 октября 2015 года) – Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского
  5. 2. Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями» (Саратов, СГУ, 30 марта 2016)

Координационные связи

1) ГАУ ДПО «СОИРО». Председатель ГАК по приему выпускного экзамена у слушателей СОИРО. Выписка из протокола № 7 от 19.09.2016 г. Ученого совета ГАУ ДПО «СОИРО».  (Селиванова Ю.В.)

2) ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г. Саратова». Дошкольная группа «Ресурсного Центра для детей с нарушением зрения». (Мясникова Л.В.)

3) Научно-практическая лаборатория теории и методики коррекционного обучения, где сосредоточены учебные пособия, демонстрационный материал и комплекс специального оборудования для лабораторных и практических занятии (Н.В. Павлова)

4) Центр адаптации и реабилитации инвалидов «Парус Надежды». Подготовительная работа по созданию экспериментальной методической площадки «Реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» с целью организации практики студентов, проведения исследований, а также возможного дальнейшего трудоустройства выпускников факультета в штат центра. В рамках реализации соглашения сотрудники ЦИСиСАС ежемесячно направляют несколько студентов – инвалидов на оздоровление и медицинскую реабилитацию в прекрасно оборудованное специализированное учреждение (Селиванова Ю.В, Скворцова В.О., Соловьева О.В,  Мясникова Л.В., Щетинина Е.Б., Павлова Н.В.).

5) Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов, созданный при Управлении социальной работы СГУ. Проект «Школа волонтера – тьютора для сопровождения студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья» (Селиванова Ю.В., Щетинина Е.Б., Мясникова Л.В.)

7) Экспертная группа по аттестации педагогов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Члены комиссии. (Селиванова Ю.В., Скворцова В.О., Мясникова Л.В.)

8) Селиванова Ю.В. Эксперт Международного конкурса педагогического мастерства по применению ИКТ в профессиональном образовании «ФОРМУЛА ПРОФИ – 2016» (Саратов, СГУ, 18 сентября-2-3 ноября 2016 года).

9) Благодарственное письмо организаторов Международного Конгресса практиков инклюзивного образования за активное участие и помощь в организации Конгресса (Международный Конгресс практиков инклюзивного образования (Казань, Университет управления «ТИСБИ», 15-17 февраля 2016 года). Селиванова Ю.В., зав. кафедрой корр. пед., ф-т ППиСО.

10) Грамота победителя V муниципального конкурса инновационных продуктов «Новая школа». Наименование продукта, представляемого на конкурс: рабочая тетрадь по русскому языку 9 класс. Творческие работы по репродукциям картин для 9 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Автор/авторский коллектив: Г.В.Соколенко, Н.В.Павлова. (Управление образования Советского района Саратовской области, 15 января 2016 года). Павлова Н.В., доц., ф-т ППиСО.

11) Благодарственное письмо ООО «Центр развития человека» за трансляцию опыта работы на сайте профессионального сообщества «Преемственность образования» за проведение вебинара «Система работы по развитию связной речи обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» (творческая группа) (12 мая 2016). Павлова Н.В., доц., ф-т ППиСО.

12) Благодарственное письмо ООО «Центр развития человека» за трансляцию опыта работы на сайте профессионального сообщества «Преемственность образования» за проведение вебинара «Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями зрения как основа их успешной интеграции в общество» (17 марта 2016). Мясникова Л.В., доц., ф-т ППиСО.

13) Благодарственное письмо Щетининой Елене Борисовне, Скворцовой Веронике Олеговне, Мясниковой Людмиле Владимировне за активное участие в подготовке студентов к V Всероссийскому конкурсу "Современные проблемы дефектологии глазами студента" проходящему в рамках Х всероссийской конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации" (Тамбов, Тамбовский Государственный Университет имени Г.Р. Державина, 24.11.2016 г.)

14) Почётная грамота Павловой Н.В. за многолетний и добросовестный труд и в связи с 55-летием со дня рождения

15) Международный конкурс профессионального мастерства «Педагог: профессионал-творец-учёный» с публикацией конкурсных работ в научно-методическом журнале «Наука и образование: новое время» (Чебоксары, НОУ ДПО «Экспертно-методический центр» и Научно-издательский центр «Articulus-инфо», 16 декабря 2016 г.). Работа: Соколенко Г.В., Павлова Н.В. Творческие работы по репродукциям картин: Рабочая тетрадь по русскому языку для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений: учебное пособие для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам (АОП). – Саратов: Издат. центр «Наука», 2016. – 72 с. ISBN978-5-9999-2513-8.

16) В целях развития академической мобильности и дополнительного образования Селиванова Юлия Викторовна была направлена в командировку с 25 марта по 4 апреля 2016 года в Западно Казахстанский государственный университет имени М. Утемисова для проведения занятий со студентами и учителями области по коррекционной педагогики. Мероприятия, осуществленные во время визита: проведены занятия по основам коррекционной педагогики и специальной психологии со студентами факультета педагогики ЗКГУ им. М. Утемисова; проведены занятия с педагогами образовательных и реабилитационных учреждений г. Уральска по вопросам оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на базе Центра непрерывного образования ЗКГУ им. М. Утемисова, проведена информационная и профориентационная работа по привлечению студентов ЗКГУ им. М. Утемисова для продолжения образования в СГУ имени Н.Г. Чернышевского; участие в заседании кафедры педагогики и психологии ЗКГУ им. М. Утемисова

 

Международные связи и формы сотрудничества

Академические эксперты:

Чехия

1) Чехия, университет г.Пардубице

Шандорова Зденка - доктор философии (PhD), философский факультет, кафедра воспитания

Czech Republic, Zdenka Sandorova, PhD., Philosophy Department, Education Chair,

Studentska 95, 532 10 Pardubice, Czech Republic, tel.: +420-606-766-343

США

2) США, государственный университет г. Сан-Франциско (San Francisco State University)

Аманда Холл Луек 

Amanda Hall Lueck, PhD. Professor, Department of Special Education

Burk Hall 156, San Francisco, CA 94132

tel.: (415)-338-1161, (415)-338-0566

В настоящее время 

1600 Holloway ave, San Francisco, CA 94132

Латвия

3) Домбровскис Валерий – PhD, доктор психологии,  кафедра педагогики и педагогической психологии, Даугавпилсский университет, Латвия

Германия

4) Гарбер А.И., Ph.D. к.псх.н., доцент, реабилитационная клиника Reinhardshöhe, Гессен, Германия, международный центр повышения квалификации и научной информации, г. Лейпциг, Германия.

Германия

5) Эвелин Витрук : Лейпцигский университет, Германия Ph.D..п роф., ., зав. каф. педагогической и реабилитационной психологии

6) Прохождение стажировок и совместная организация конференций: Интернациональный центр образования и информации г. Дюссельдорф Германия (Щетинина Е.Б.,  Селиванова Ю.В., Соловьева О.В.)

Научные связи со школой 

1) Профориентационная работа в ГБОУ СО СПО «Саратовский областной педагогический колледж», «Энгельсский профессионально-педагогический колледж» (Селиванова Ю.В.)

2) Организация всероссийской  научно-практической конференции «Инновационные подходы и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями» Саратов, 30 марта 2016г. (Селиванова Ю.В. Павлова Н.В., Скворцова В.О.)

3) Научное редактирование материалов для сборников:

Инновации и педагогическое творчество в образовании: Сборник научных и методических трудов / Под ред. Н.В. Павловой, Ю.В. Селивановой, В.О. Скворцовой. Саратов: ИЦ «Наука», 2016.  603 с. ISBN 978-5-9999-2732-3

Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). М.: Издательство «Перо», 2016. 980 с. [Электронное издание]. ISBN 978-5-906883-04-9 (Ю.В. Селиванова, Павлова, Л.В. Мясникова, Скворцова В.О.)

4) Организация практики студентов (1 курс – учебная (ознакомительная), 3 курс – педагогическая практика в начальных классах), в том числе научно-исследовательской деятельности в школах, реализующих адаптированные образовательные программы. Консультирование учителей по проблемам современных технологий, инновационных методик. Организация совместных научно-практических конференций («Инновационные  подходы и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями») и  методических семинаров – на базе факультета психолого-педагогического и специального образования и на базе Школ АОП № 1, № 2, № 4, Школ-интернатов АОП № 5, № 3, № 6, ГАОУ СО «Центр адаптации и реабилитации инвалидов «Парус надежды» г. Саратова. Отбор и научное редактирование материалов (статей учителей коррекционных школ различных видов г. Саратова и области) для публикации в сборнике научных и методических трудов. Авторами сборника являются преподаватели факультета, студенты, магистранты, учителя и логопеды, в т.ч. наши выпускники. Организация работы волонтёров со школьниками с ограниченными возможностями здоровья при проведении различных культурно-массовых мероприятий. Подготовка и совместное создание учебно-методических пособий для учителей, студентов и школьников с ограниченными возможностями здоровья. Апробация пособий. Выполнение выпускных квалификационных работ на основе заказа школы (в случаях, когда магистрант-заочник работает в школе в качестве учителя – Т.А. Вольная) - по темам, актуальным для обучения детей с ОВЗ в условиях интеграции и инклюзии. (Павлова Н.В.)

5) ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г. Саратова». Мясникова Л.В. проводит тифлосеминары 1 раз в месяц. Является председателем комиссии тифлопереводчиков на сдаче ЕГЭ детьми с нарушением зрения. (Мясникова Л.В.)

6) Научно-методическая работа в период педагогической практики студентов на базе школ, реализующих адаптированные образовательные программы, г. Саратова и области и ОРЦ (методическое сопровождение педагогической практики студентов, консультации, проведение экспериментальных исследований в период подготовки итоговых и выпускных квалификационных работ).

7) Кафедрой коррекционной педагогики установлены тесные научные связи со специальными (коррекционными) общеобразовательными учреждениями г. Саратова и области такими как: ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова»; «ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 2 г. Саратова»; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 5 г. Саратова»; ГБОУ СО «Областной центр диагностики и консультирования» г. Саратова; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 4 г. Саратова»; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г. Саратова»; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП п. Алексеевка Хвалынского района Саратовской области»; ГБОУ СО «Школа-интернат АОП  р.п. Базарный Карабулак Саратовской области» и т.д.).

8) Участие в Муниципальной научно-практической конференции «Современные политико-правовые технологии» в качестве рецензента докладов и председателя жюри секции МАОУ «Лицей №62», 2 марта 2016 - Павлова Н.В.