Skip to main content Skip to search

Фирсова
Татьяна
Геннадьевна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2001 г., Педагогика и методика начального образования
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.01.01), Творчество А.А. Фета и русский фольклор, 2004 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре начального языкового и литературного образования, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, 2009 г.
Научные интересы: 
Фольклоризм А.А. Фета
Читательская некомпетентность как фактор социального риска
Акмеология чтения
Психология и социология чтения
Организация непрерывного литературного образования и развития
Общий стаж: 
23 года
Стаж по специальности: 
23 года
Работа в университете: 
Доцент, кафедра начального языкового и литературного образования, с 2009 по н.в.
Трудовая биография: 

С сентября 2006 года по сентябрь 2011 года исполняла обязанности ответственной за организацию научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов факультета.
С сентября 2011 года по март 2018 года исполняла обязанности ответственной за научную работу факультета психолого-педагогического и специального образования.
С марта 2018 года по июнь 2022 года исполняла обязанности ответственной за учебную работу со студентами очной формы обучения.
С 06 июня 2022 года исполняет обязанности декана факультета психолого-педагогического и специального образования.

Премии и награды: 
Благодарственное письмо Саратовской городской думы за добросовестный труд и высокий профессионализм, 2023 г.
Почетная грамота Министерства образования Саратовской области за добросовестный труд и высокий профессионализм в работе, 2019 г.
Почетная грамота с вручением памятного знака в честь ознаменования 110-летия Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г.
Почетная грамота администрации г. Саратова за добросовестный труд в сфере высшего образования, 2014 г.
Благодарность за активную позицию в продвижении студентов к образу современного педагога, 2017 г.
Благодарственное письмо за многолетний вклад в процесс воспитания подрастающего поколения, 2014 г.
Биографический текст: 

 

Образование:

  • 1996-1998: факультет начальных классов Саратовского государственного Педагогического института им. К.А. Федина;
  • 1998-2001: факультет начальных классов Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (с присуждением квалификации «Учитель начальных классов» по специальности «Педагогика и методика начального образования»);
  • 2001-2004: аспирант очной формы обучения Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

 

Преподаваемые дисциплины: 
Бакалавриат
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
Основы культуры чтения
Выразительное чтение
Литературное образование дошкольников
Магистратура
Литературное образование младших школьников:современные концепции и технологии
Технология проектной деятельности в курсе литературного чтения
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературного чтения
Основные научные публикации: 

Фирсова Т.Г., Щёкина М.С.
ИГРА "ЖИТКОВ И ЕГО КОМАНДА"
Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2022685551, 25.12.2022.
Заявка № 2022685782 от 25.12.2022.

МОНОГРАФИИ

Фирсова Т.Г. Фольклоризм А. А. Фета. Саратов: Наука, 2006.174 с.

Фирсова Т.Г. Мемуары А. А. Фета: материалы к комментарию. Саратов: Наука, 2007.  156 с. (в соавторстве с Л.И. Черемисиновой)

Фирсова, Т.Г. Учреждения дополнительного образования как сфера позитивной социализации детей / Т. Г. Фирсова, Т. Н. Черняева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. 162 с. 

ВАК

Фирсова Т.Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1 (18). С. 148-166 (в соавторстве с Е.А. Александровой, М. Н. Бурмистровой) 

Фирсова Т.Г. Компьютерная игра как элемент геймификации на уроках литературного чтения // Школьные технологии. 2023. № 3. С. 87-92. ( в соавторстве с М.С. Щёкиной).

Фирсова Т.Г. «Штурман дальнего плавания, инженер-кораблестроитель, изобретатель, бескорыстный друг всех тружеников, человек всесторонних знаний, изумительный рассказчик…»: к 140-летию со дня рождения Б. С. Житкова // Русская словесность. 2023. № 1. С. 102-110 (в соавторстве с М.С. Щёкиной).. 

Фирсова Т.Г. Использование мемов в рамках изучения будущими педагогами начальной школы дисциплин литературоведческого цикла // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2022. Т. 11. Вып. 2 (42). С. 168-178.

Фирсова Т.Г. Цифровая компетентность педагога как показатель трансформации образовательной среды: на примере Саратовского региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 4 (44). С. 367-387 (в соавторстве с М. Н. Бурмистровой, М. П. Зиновьевой).

Фирсова Т.Г. Освоение педагогического потенциала культурно-образовательной среды города: опыт реализации проектной магистратуры // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2021. Т. 10, вып. 3. С. 262-269. (в соавторстве с Л.И.Черемисиновой)

Фирсова Т.Г. Технологии deschooling в воспитании талантливого читателя // Воспитание школьников. 2021. №7. С. 59-67.Фирсова Т.Г. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Золотая осень» // Начальная школа. 2020. № 7. С. 42-46.

Фирсова Т.Г. Структурно-содержательные характеристики художественного восприятия текста у будущих педагогов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 3 (31). С. 189-192. 
Фирсова Т.Г. Учитель начальных классов: требования государства и представления будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7. № 4(25). С. 1-5.
Фирсова Т.Г. Культура чтения современного педагога как средство гуманизации образовательного пространства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6. № 2. С. 101-106.
Фирсова Т.Г. Виртуальный методический кабинет как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. т. 5. № 1. с. 16-21.
Фирсова Т.Г. К вопросу об изучении младшими школьниками святочного рассказа // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 2. С. 9-13.
Фирсова Т.Г. Соотношение эмпатийного потенциала и литературного развития ребенка-читателя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 3. С. 276-282.
Фирсова Т.Г. Концептуальные основы моделирования курса «Педагогическое мастерство акмеолога чтения» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 1. С. 37-40.
Фирсова Т.Г. Аксиологическая концепция читательского развития младших школьников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 286-290.
Фирсова Т.Г. Полноценное восприятие художественной литературы как условие развития читательской компетентности студентов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 38-46. (в соавторстве с Л.И. Черемисиновой)
Фирсова Т.Г. Акмеолог детского чтения: к вопросу о тьюторстве в читательском развитии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 103-109.
Фирсова Т.Г. Выявление фольклорного контекста при анализе художественных произведений в начальной школе // Начальная школа. 2010. № 3. С. 13-16.

РИНЦ

Фирсова Т.Г. Формирование цифровых умений будущих педагогов в рамках освоения дисциплины по методике начального литературного образования // Проблемы филологического образования. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2021. С. 73-83. https://elibrary.ru/download/elibrary_46678843_66851174.pdf
Фирсова Т.Г. Творческий зачет в системе подготовки учителя начальных классов (из опыта преподавания дисциплины «Выразительное чтение») // Вопросы педагогики. 2020. № 6-2. С. 269-274. https://elibrary.ru/download/elibrary_43061077_57456490.pdf
Фирсова Т.Г. Проект «Театральная азбука» в подготовке воспитателя к осуществлению литературного развития дошкольников // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования : матер. Всеросс. науч.-практич. конф. г. Балашов, 26 – 27 марта 2019 г. / под ред. Е.Н. Ахтырской, Е.А. Казанковой [и др.]. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 265-269. 
https://elibrary.ru/download/elibrary_38526437_67845437.pdf
Фирсова Т.Г. Использование виртуального образовательного пространства в процессе формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы / отв. ред. Г. В. Березкина. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. Вып. 4. С. 56-61.
Фирсова Т.Г. Реализация поликультурного подхода в начальном литературном образовании // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов : ИЦ «Наука», 2017. Вып. 9. С. 48-54.
Фирсова Т.Г. Подготовка будущих педагогов к организации литературно-творческой деятельности младших школьников // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр.: материалы Всероссийской научной конференции. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского. 2016. С. 152-158.
Фирсова Т.Г. Использование культурного пространства города в процессе литературного развития младших школьников // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 335-339.
Фирсова Т.Г. Формирование готовности будущего педагога моделировать читательское развитие младших школьников // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016. № 3. С. 203-208.
Фирсова Т.Г. Из опыта использования компьютерных технологий в подготовке бакалавров и магистров по профилю "Начальное образование" // Информационные технологии в образовании Саратовский государственный университет. 2015. С. 338-341.
Firsova T.G. SHAPING COMPETENCY AS A READER AS A VECTOR OF CONTINUOUS EDUCATION // Lifelong learning Proceedings of 13 International Conference. 2015. С. 396-399.
Фирсова Т.Г. Технология «STORYSACK» в образовательном пространстве доу: опыт применения // Современные методы и технологии обучения: ДЕТСКИЙ САД - ШКОЛА - ВУЗ: сборник трудов Зимней сессии Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией доцента О. П. Чигишевой. 2015. С. 80-85.
Фирсова Т.Г. Урок литературного чтения: методический инструментарий // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 3. С. 46-55.
Фирсова Т.Г. Социализация младших школьников в содержании ФГОС НОО по предмету «Литературное чтение» // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 6

ПОСОБИЯ

Фирсова Т. Г. Введение в учебный процесс: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров в рамках укрупненной группы 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Перо, 2024. – 144 с.(в соавторстве с Колесниченко Ю. Ю.)https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2024/01/26/kolesnichenko_firsova_vvedenie_v_uchebnyy_process_izd_4_2024_1.pdf

Фирсова Т.Г. Внеурочная деятельность по предмету «Литературное чтение»: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). М.: Перо, 2020. 93 с. ISBN 978-5-00171-344-9 https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2020/09/11/vneurochnaya_deyatelnost_posobie.pdf 
Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). М.: Перо, 2018. 211 с. ISBN 978-5-00122-822-6https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2018/12/13/firsova_t.g._sovremennyy_urok_literaturnogo_chteniya_konstruktor.pdf
Фирсова Т.Г. Дневник профессионального роста: материалы для профессионального саморазвития студента. Учебно-методическое пособие / Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. М.: Издательство «Перо», 2019. 84 с. 
Фирсова Т.Г. Основы культуры чтения: учеб. пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Изд. 2-е, испр. и доп. Саратов: Изд-во «Амирит», 2017. 86 с.

Участие и организация конференций: 
VII Международная научная конференции, посвященная 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы» , Саратов, 2019 г.
III Международная конференция «Детская литература как событие» , Москва, 2019 г.
Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного и начального образования» , Балашов, 2019 г.
Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 2.0» , Москва, 2019 г.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, с 2020 по 2022 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения» , Саратов, с 2020 по 2022 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, с 2020 по 2022 г.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы» , Саратов, 2022 г.
XIII Международная российская конференция исследователей высшего образования, Москва, 2022 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2022: междисциплинарные проблемы педагогики и психологии образования» , Саратов, 2022 г.
III Международный культурно-образовательный форум «Детство: самоценность настоящего» , Санкт-Петербург, 2022 г.
Победы в грантах и научных проектах: 
  1. Грант Президента РФ МК-3118. 2005. 6 «Фольклоризм А.А. Фета в контексте русской литературы XIX века» (2005-2006)
  2. Грант Президента РФ МК-4559. 2007.6 «Народно-поэтические и летописные проблемы творчества А.А. Фета» (2007-2008)
Дополнительная информация: 
Сертифицированный эксперт Российской академии образования (2023)
 
Член Исполнительного комитета Консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании» (2022)
 
Координатор Центра развития психолого-педагогического образования на базе МАОУ "Лицей 37" Фрунзенского района г. Саратова.
Повышение квалификации: 
IPR SMART — цифровая экосистема: образовательный контент и сервисы для обучения и преподавания на единой платформе, Саратов, IPR MEDIA, 2023 г.
Эффективное медиапродвижение научно-образовательных организаций, АНО ОВО «Университет «Сириус», 2022 г.
Противодействие коррупции, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2022 г.
Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций, ГАОУ ВО МГПУ, 2022 г.
Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин, АНО ВО "Иннополис", Казань., 2021 г.
Внутренний аудит системы менеджмента качества, ИДПО ФГБОУ ВО "СГУ имени Н. Г. Чернышевского", 2021 г.
Содействие развитию добровольничества (волонтерства) и взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2020 г.
Деятельностная педагогика в профессиональном образовании, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2019 г.
Возможности личностно-ориентированного обучения при реализации требований ФГОС НОО (на примере системы "Перспективная начальная школа"), ИДПО ФГБОУ ВО "СГУ имени Н. Г. Чернышевского", 2018 г.
Инклюзивное профессиональное образование, ИДПО Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, 2016 г.
Совершенствование компетентностного подхода к построению образовательного процесса в национальном исследовательском университете, Санкт-Петербург, Высшая школа экономики, 2014 г.
Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций , ГАОУ ВО г. Москва «Московский городской педагогический университет», 2022 г.