Skip to main content Skip to search

Aleksandrova
Ekaterina
Aleksandrovna

Заведующий кафедрой
Education: 
Saratov State Pedagogical Institute
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Thesis and academic degrees: 
PhD in Education , Pedagogical support of high school student’s self-identification in culture
Terminal degree in Education (13.00.01), Pedagogical support of high school students when developing and realizing their individual educational paths
Academic title: 
Профессор по кафедре общей педагогики
Research Interests: 
School and university educational environment
Individual educational paths
Pedagogical support
Child’s self-identification in culture
Family and school cooperation
Общий стаж: 
37 лет
Стаж по специальности: 
25 лет
Work experience: 
Заведующий кафедрой, кафедра методологии образования, с 2014 по н.в.
Регалии:
Благодарность от Научного совета РАО по проблемам воспитания, 2020 г.
Other Administrative Positions: 

Leading research fellow at the Institute of childhood psychological and educational problems, Russian Academy of Education, Moscow

Honors and Awards: 
Почетная грамота Министерства образования и науки Саратовской области, 2015 г.
Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2017 г.
благодарственное письмо от общероссийской общественной организации "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей" за организацию и проведение всероссийского мониторинга общественного мнения студентов значении семьи и семейных ценностей, проведенного в 2018 году., 2018 г.
Biography: 

Education

  • 1982-1987:  Faculty of Natural Science, Saratov State Pedagogical Institute
  • 1993-1996: Graduate studies (part-time) at the Institute of Pedagogical Innovations, Russian Academy of Education, Moscow

Professional training

  • 2009: “Methodological and professional aspects of a psychologist’s professional self-identification in Russian education system”, Pedagogical university “1 September”
  • 2009: “Modern educational technologies”, SSU Institute of Continuing Professional Education
  • 2010: “Professional psychological and education competency of teachers and psychologists as a way of new educational standards realization”, Pedagogical university “1 September”

Editorial work
2001 – currently: Deputy Editor-in-chief of “New Educational Values” Journal
2002 – currently: Member of the editor board of “School Principle” Journal
2009-2010: Member of the editor board of “Classroom Supervision and Education” Journal
2009-2011: Deputy Editor-in-chief of “Pedagogical Institute Scientific Papers” Journal

Taught courses:

  • Pedagogy
  • Special needs education

Pedagogical projects:

  • 2002 – currently:  Founder and Head of Productive education laboratory, Department of General Pedagogy, SSU Pedagogical Institute
  • 2006 – currently:  Host of All-Russia Weeks of School Psychology (project of M.R. Bitianova)
  • 2008 – currenly:  Host of All-Russia Pedagogical Workshops (project of M.R. Bitianova)

 Dissertation committees:

  • Chair of the dissertation committee D212.243.12
  • Member of the dissertation committee D212.243.14
  • Member of the dissertation committee D008.021.01 at the Institute of childhood psychological and educational problems, Russian Academy of Education

 Consulting for educational institutions development

  •  “Educational means in youth policy – youth social actions space” in Children’s activity center “Sozvezdie” (Moscow)
  • School № 639 (Moscow)
  • Kindergarten and school complex “Grain way” (Moscow)
  • Russian Culture Gymnasium (Tyumen)
  • School № 56 (Saratov)
  • Medicine and Biology Lyceum (Saratov)
Преподаваемые дисциплины: 
Педагогика; Управление воспитательной системой; Профессиональная психодидактика; Экспертиза и проектирование образовательной среды; Основы организации научно-исследовательской работы; Методология научного педагогического исследования;
Main Publications: 

(2024)

Александрова Е. А., Шустова Л. П., Данилов С. В. IV Всероссийская (c международным участием) научно-практическая конференция «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей»: обзор проблемного поля //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Вып 1.  (49). С. 91-97.

Зотова И.Н., Александрова Е.А. Субъектность концертмейстера в профессиональном воспитании студента творческого вуза: концертная деятельность // Вестник педагогических наук. 2024. № 1. С. 65 – 70. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-1-65-70 режим доступа: https://vpn-journal.ru/archives/category/publications 
 
Александрова Е.А. Стратегия и способы формирования детско-родительского сообщества в школе // Народное образованиe. 2024. № 1. С.111-119.

(2019-2023): 

Фирсова Т.Г., Шамионов Р.М., Александрова Е.А., Селиванова Ю.В. Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского: диахронический аспект //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. № 4 (48). С. 288-304.

Александрова Е.А. Новые форматы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников и дошкольников //Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 52-59. ISSN 1813-4718

  1. Александрова Е.А., Алваш А.Ф. Реальность использования смешанного обучения в учебных программах обучения на среднем уровне //Поволжский педагогический поиск. 2023. № 1 (43). С. 33-39. ISSN: 2307-1052 https://elibrary.ru/download/elibrary_52691047_26860940.pdf
  2. Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Фирсова Т.Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1(18). С. 148-166. ISSN: 2658-428X
  3. Александрова Е.А., Дмитриев Д.В. Критерии, показатели и диагностические методики оценки уровня становления нравственного сознания курсантов войск национальной гвардии // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 3(24). С.123-132. eISSN: 2587-7402
  4. Александрова Е.А., Перминов А.М. Проблемы моделирования воспитательной деятельности куратора подразделения в военном вузе// Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 3(24). С.114-131. eISSN: 2587-7402
  5. Александрова Е.А. Новые форматы подготовки будущего и молодого педагога к профессиональной деятельности // В сборнике: Мировые тенденции и перспективы становления теории и практики развития педагога и наставничества. сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. 2023. С. 16.
  6. Александрова Е.А., Дмитриева О.И., Кабанова М.И., Раева А. Самоопределение в культуре как результат эмоционального проживания ситуаций ценностного выбора на основе личностного потенциала// Сибирский педагогический журнал. 2022. № 6. C. 7-18. ISSN: 1813-4718  https://elibrary.ru/download/elibrary_50348044_72932107.pdf  (К1)
  7. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактики и стратегии [Электронный ресурс] / Е. А. Александрова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2023. - N 210. - С. 117-123.

Александрова Е.А. Размышления о процессе проектирования примерной программы воспитания РФ в общеобразовательных организациях//Народное образование. 2022. № 5. С. 153-160 (К2)

Александрова Е.А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде  // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С.30-44. https://elibrary.ru/download/elibrary_48408832_69078652.pdf (К1)

Александрова Е.А. Принципы и логика организации разновозрастного воспитательного события // Воспитание школьников. 2022. № 1. С. 34-43. https://elibrary.ru/item.asp?id=48656044 (К2)

Александрова Е.А. Векторы модернизации воспитывающей деятельности // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка : XX Международные Лихачевские научные чтения, 9–10 июня 2022 г. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2022. – С. 469-472. https://www.lihachev.ru/images/2022/chten/xx-lihachevskie-chteniya-2022.pdf

Александрова Е.А., Вачков И.В. Многоголосье психологии и педагогики (рецензия на книгу Полякова С.Д.  «Орбиты и пространства. Психология и педагогика: Идеи, люди, образы. Часть первая. Идеи и практики. Часть вторая. Люди и образы»)// Поволжский педагогический поиск. 2022. № 1 (39). С. 81-85.https://elibrary.ru/download/elibrary_48311400_76195046.pdf

Александрова Е.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Таньчева И.В Особенности современного семейного воспитания в России: ожидания и перспективы  //Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 76-84.  https://elibrary.ru/download/elibrary_45795427_29669320.pdf  (К2)

Александрова Е.А., Шакин Д.А. Система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов военного вуза // Педагогический журнал Башкоркостана. 2021.№ 4. С.110-123. https://elibrary.ru/download/elibrary_46254838_22482888.pdf  (К2)
 
Иванов М.В., Александрова Е.А. ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК МОЛОДЁЖНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ//В сборнике: Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области. Материалы X Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. Саратов, 2021. С. 282-289. https://elibrary.ru/download/elibrary_47453279_63695351.pdf
 
Александрова Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6. С.13-21. ISSN 1813-145X https://elibrary.ru/download/elibrary_44652105_58372476.pdf
(К1)
 
Александрова Е.А., Евдокимов Н.В., Евдокимова А.И., Таньчева И.В. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды // Философия образования. 2020.  № 4.  С. 125-140.  ISSN 1811-0916 https://elibrary.ru/item.asp?id=44534049 (К2)
 
Alexandrova E.A., Sergeeva M.G., Lukashenko D.V., Mukhin M.I., Pyankov M.N. Students integrated competency as a result of clil technology application //Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-5. С. 133-142.  https://elibrary.ru/item.asp?id=43817793
 
Aleksandrova E.A., Evdokimova A.I., Evdokimov N.A., Tancheva I.V., Fedyukov S.V.
Педагогические аспекты формирования языковой составляющей социальной ответственности обучающихся  // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. 2020. С. 3543-3554. DOI: 10.15405/epsbs(2357-1330).2020.10.5 https://elibrary.ru/item.asp?id=44214774
 
Sergeeva M.G., Alexandrova E.A., Mukhin M.I., Oreshkina A.K., Lukashenko D.V. Pedagogical com
 
Александрова Е.А., Аттиа М.Р., Ахметов С.И. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в web-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития.  2020. № 4. С.  385-392.https://elibrary.ru/download/elibrary_44480446_22690255.pdf (К1)
 
Александрова Е.А., Черевичко Т.В. «Образовательное путешествие», как метод освоения  туристского образовательного пространства // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т.11. № 2. С.91-97. https://elibrary.ru/download/elibrary_44261581_31631753.pdf (К2)
 
 
Aleksandrova E.A., Kiryakova А.В., Chelpachenko Т.В. и др. Value Orientations: What Portrait of Modern Students is? //Revista San Gregorio, 2020, № 37. Enerc-marzo (1-9)/ ISSN 1390-7247, e.ISSN 2528-7907. https://elibrary.ru/url_article.asp
 
Aleksandrova E.A., Rudenko I.V., Kolesnikov M.A., Garipova V.V., Kuznezov S.V.  SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Т. 7. № 4. С. 1137-1142. https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57528824100&origin=recordpage
 
 
 
(2012-2018): 
Александрова Е.А., Козлов О.А. Разработка модели совершенствования профессиональной подготовки курсантов росгвардии //Проблемы современного образования. 2018 . №5. Режим доступа: http://www.pmedu.ru/images/2018-5/19.pdf
 
 
Александрова Е.А., Кузьминых Ю. Выявление и обоснование педагогических условий индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. (в печати).  ISSN 1813-4718  https://elibrary.ru/download/elibrary_36766060_29098031.pdf
 
Александрова Е.А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017 // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 7 - 14. ИФ. 0,287. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32244343
Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т.6. № 4(21). С. 182-186. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_32239264_35505807.pdf
Александрова Е.А., Максимова Е.А. Управление рисками в образовательных организациях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5. № 4(17). С. 21-25.  Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_28139492_45926339.pdf
Александрова Е.А. Ретроспектива и перспектива методов воспитания в контексте их влияния на культурные практики детства //Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2 . С. 8-14. http://elibrary.ru/item.asp?id=26024481
Александрова Е.А., Баранаускине И. Стратегии формирования воспитывающей среды и методы воспитания подрастающего поколения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 3. С. 269-274. http://elibrary.ru/download/41833932.pdf
Александрова Е.А., Логинов Д.А. Поколение "Y": методология взаиомдействия в образовательной среде//Российско-американский форум образования. 2016.№ 8 (1) режим доступа: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001170&iid=24
ААлександрова Е.А., Кривошеина Е.С. Структура формирования картины мира подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6.  С. 15-19. ISSN 1813-4718 http://elibrary.ru/download/elibrary_25127353_26234719.pdf
Александрова ЕА., Бояринцева А.В. Тьютор в ситуации разновозрастного дошкольного образования // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4(24). С. 7-11. ISSN 2079-3499 http://elibrary.ru/download/elibrary_25075430_53679940.pdf
Александрова Е.А. Квалификация педагогов: как повысить? // Директор школы. 2015. № 4. С.39-44. ISSN 1562-1308. 5150 ‘экз. http://elibrary.ru/item.asp?id=23176387
Александрова Е.А. Путь ребенка к самому себе: индивидуальная траектория // Социальная педагогика. 2015. № 3. С. 32-39. ISSN 2220-6051 http://elibrary.ru/item.asp?id=25075430
 
Монографии:
  1. Александрова Е.А., Григорьева М.В., Селиванова Ю.В., Плешкевич Е.А. Гуманизация образовательной среды.  Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 160  с.
  2. Александрова Е.А., Вачков И.В., Вачкова С.Н., Глебова З.В., Данилов С.В., Дуброва Т.И., Зарубина В.В., Кузнецова Н.И., Лукьянова М.И., Ляшевская Н.В., Мальцева А.П., Нагимова Н.И., Петренко Е.Л., Шакурова М.В., Поляков С.Д., Фахретдинова М.А., Шустова Л.П., Щербаков А.В. Теория и практика сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях университетского комплекса.  Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 224 с.
  3. Александрова Е.А., Корчагин В.Н. Культурные практики детства ка условие развития образовательного пространства. Саратов: ИЦ "Наука", 2018 - 178 с.
  4. Александрова Е.А., Кузнецова К.С.  Как формировать эмоциональный интеллект? М.: Сентябрь, 2018. 160 с.  ISBN 978-5-88753-186-1   http://shop.direktor.ru/product.htm?id=1273
  5. Александрова Е.А. Методологические основы организации активного усвоения профессионально значимых знаний будущими педагогами в процессе их воспитания и обучения // Методология педагогики : монография / Е.А. Александрова, Р.М. Асадуллин, Е.В. Бережнова [ и др.] ; под общ. ред. В.Г. Рындак. М.: ИНФРА-М, 2018. С. 248-269. ISBN 978-5-16-0129471  режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29942061
  6. Александрова Е.А., Богачева Е.А. Классный руководитель: повышение качества жизни ребенка в школе.  – М.: Сентябрь, 2015. – 208 с.
  7. Александрова Е.А., Кожакина С.О. Становление социальной успешности подростка в воспитательной деятельности школы.  М.: Сентябрь, 2015. – 176 с.
  8. Александрова Е.А., Носов А.Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни детей в школе. М.: Сентябрь, 2015. – 176 с.
  9. Методология культурных практик самостоятельной работы / Александрова Е.А., Могилевич Б.Г., Базылева Р.М. и др.Организация самостоятельной работы студентов. Коллективная монография. - Саратов: Изд-во "Техно-Декор", 2015. - 200 с.http://elibrary.ru/item.asp?id=25401156
  10. Скрипай А.А., Александрова Е.А., Варламов Д.И., Шаш Н.Н. и др. Развитие образовательного пространства художественного вуза: монография / Под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова.
  11. – Москва: Экшэн, 2008. –174 с.
  12. Александрова Е.А., Андреева Е.А. Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока. Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2013. – 160 с. Тираж 500 экз.
  13. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. – 336 с.
  14. Александрова Е.А.  Содержание и формы деятельности классного воспитателя. М.: Сентябрь, 2009. – 160 с.
  15. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов: Изд-во СГУ, 2003. 200 с.http://elibrary.ru/item.asp?id=19883332
  16. Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 450 с. (авторских 220 с.). http://elibrary.ru/item.asp?id=19879896
  17. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как деятельность / Педагогическая поддержка детей в образовании. Учебное пособие. Под ред. Н.Б.Крыловой. М.: Академия, 2006. 340 с. (авторских 40 с.) http://elibrary.ru/item.asp?id=19977684
  18. Александрова Е.А., Крылова Н.Б. Как организовать индивидуальное образование в школе? (теория и практика) М.: Сентябрь, 2005. 206 с. (авторских 103 с.).
  19. Александрова Е.А. Свобода как условие эффективности  педагогического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий / Самсонов В.Б., Колисник И.И., Лысенко Е.М. и др. Эмпиризм и рационализм креативного образования: коллективная монография / под. ред. В.Б. Самсонова, И.И. Колисник. – Саратов: изд. центр «Наука», 2006. – 217 с. – С. 102-125.

Основные учебно-методические публикации:

  1. Летопись смены: Педагогический дневник вожатого: учебно-методическое пособие по летней вожатской практике для студентов. / Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Козлова О.А., Саяпина Н.Н. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 41 с. ISBN 978-5-00189-080-5
  2. Александрова, Е.А., Бурмистрова М.Н. Организация профессиональных проб для учеников педагогических классов: учебно-методическое пособие / Е.А. Александрова, М.Н. Бурмистрова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 48 с. ISBN 978-5-9980-05-37-4.
  3. Александрова Е.А. Воспитательный процесс в высшей школе: учебное пособие для иностранных студентов (учебное пособие). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 50 с.  ISBN 978-5-94841-440-9. Тираж 100 экз.
  4. Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н. Организация образовательного процесса в вузе с использованием электронных и цифровых ресурсов. Методические рекомендации – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 60 с. ISBN 978-5-00171-709-6 Тираж 300 экз.
  5. Александрова Е.А., Кожакина С.О. Социально успешный подросток: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 68 c.
  6. Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. Дневник профессионального роста: материалы профессионального саморазвития студента. Учебно-методическое пособие. Москва: Перо, 2019. – 84 с.
  7. Александрова Е.А.,  Бурмистрова М.Н. Организационно-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование» Саратов: изд-во СГУ, 2019. – 68 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=42399973
  8. Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н. Методические рекомендации по проведению учебной практики. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, квалификация (степень) – бакалавр / Е. А. Александрова, М. Н. Бурмистрова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. – 68 с.: ил. ISBN 978-5-292-04455-0
  9. Александрова Е.А. Как подружиться с собственным ребенком. М.: Чистые пруды, 2008. - 32с.
  10. Александрова Е.А., Губанова Е.В. Методика сочетания продуктивного и задачного подходов к обучению школьников. М.: Экшэн, 2005. 80 с. (авторских 40 с.).
Grants anf scientific projects: 
  1. грант РГНФ 2013-2015 гг. "Социокультурные условия развития образовательных систем" номер проекта 13-06-00704
  2. грант РФФИ 2009-2011 гг. "Фундаментальные проблемы формирования картины мира ребенка: системно-факторный анализ" номер проекта 09-06-00305
  3. грант РГНФ 2007-2008 гг."Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза" номер проекта 07-06-000732а
Post-graduate Students: 
Аттиа М. Р. А., 2022 г.
Шакин Д.А., 2022 г.
Косарева Е.А., 2022 г.
Максимова Е.А., 2021 г.
Никулина А.С., 2020 г.
Русина А.С., 2020 г.
Козлов О.А., 2017 г.
Герасимов П.Е., 2015 г.
Кожакина С.О., 2014 г.
Носов А.Г., 2014 г.
Баурова Ю.В., 2013 г.
Богачева Е.А., 2013 г.
Марчук Е.Г., 2013 г.
Таньчева И.В., 2013 г.
Андреева Е.А., 2012 г.
Кузнецова К.С., 2012 г.
Фадеева Т.Ю., 2012 г.
Писаренко А.Н., 2011 г.
Кузьмина С.В., 2009 г.
Разумова Е.В., 2009 г.
Гришина Н.Ю., 2006 г.
Митрофанова Л.М., 2006 г.
Максимова Е.А., 2005 г.
Губанова Е.В., 2004 г.
Никитина Е.А., 2002 г.