Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
ОСНОВАН В 1909 ГОДУ
  • ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
наверх
Александрова Екатерина Александровна
Александрова
Екатерина
Александровна
Заведующий кафедрой: Кафедра методологии образования
Саратовский университет – это крупное экспертное сообщество. Любовь к науке и обучению, пытливый ум, стремление к диалогу, системность и трудолюбие – то, что выделяет университетских людей

Резюме

Академическая и экспертная деятельность

Участие в советах и профессиональных объединениях:

  • 2010 г. - по наст.вр.: Председатель диссертационного совета 24.2.392.05 https://www.sgu.ru/research/dissertation-council/24-2-392-05
  • 2023 г. - по настр. вр. : - Член диссертационного совета НИ ТГУ.5.8.02

Экспертная деятельность:

  • 2020 г. - по наст.вр. : - Член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО (протокол № 8 от 22.09.2020).
  • 2020 г. - по наст. вр.: - Член Координационного совета психологической службы в системе образования Саратовской области.
  • 2024 г. - : Член экспертной группы при Координационном органе Минобрнауки России

Квалификация

Сведения об образовании:

  • 1987: Учитель химии и биологии. Факультет естествознания Государственного педагогического института им. К.А. Федина (с присуждением квалификации «учитель химии и биологии»)..

Повышение квалификации:

  • 2024: Преподавание педагогики: подходы, содержание, технологии. Вятка, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». удостоверение о повышении квалификации № 4324208983483
  • 2023: "Ролевой репертуар современного педагога: коуч, ментор, тьютор, эдвайзер, фасилитатор". удостоверение № 180002877253 Саратов. .
  • 2022: "Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций" . удостоверение о повышении квалификации регистрационный номер 22627/04
  • 2020: «Инклюзивные практики в образовании», удостоверение о повышении квалификации № 180002872511
  • 2021: "Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин", удостоверение о повышении квалификации 160300005346, регистрационный номер 21У150-03646
  • 2020: «Деятельностная педагогика в профессиональном образовании» , удостоверение о повышении квалификации № 180001607962

Диссертации и учёные степени:

  • 1987: Кандидат педагогических наук. "Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре". 13.00.01.
  • 1997: Кандидат педагогических наук.
  • 2006: Доктор педагогических наук. "Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий". 13.00.01.
  • 2006: Доктор педагогических наук.

Учёное звание:

  • 2009: Профессор по кафедре общей педагогики.

Идентификаторы в системах наукометрии:

  • ORCID: 0000-0002-2101-7050
  • ResearcherID: D-4379-2013
  • Scopus Author ID: ID search [220207-004092]

Стаж работы

  • Общий стаж: 37 лет
  • Стаж работы по специальности: 37 лет

Опыт работы

  • Год начала работы в СГУ: 2003
  • Общий стаж: 37 лет
  • Стаж работы по специальности: 37 лет

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского:

  • 2003 - наст.вр.: заведующий кафедрой, кафедра методологии образования
  • 2014 - 2014: заведующий кафедрой, кафедра методологии образования

Основные научные публикации

  • 2024
      • Александрова Е.А. Стратегия и способы формирования детско-родительского сообщества в школе // Народное образованиe. 2024. № 1. С.111-119. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65310780
      • Александрова Е. А., Шустова Л. П., Данилов С. В. IV Всероссийская (c международным участием) научно-практическая конференция «Новое поколение профессионалов в образовании: воспитание на основе интеграции ценностей»: обзор проблемного поля //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2024. Вып 1. (49). С. 91-97. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_65310656_73930489.pdf
      • Зотова И.Н., Александрова Е.А. Субъектность концертмейстера в профессиональном воспитании студента творческого вуза: концертная деятельность // Вестник педагогических наук. 2024. № 1. С. 65 – 70. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-1-65-70 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_65641358_56471841.pdf
      • Александрова Е.А., Асадуллин Р.М., Бережнова Е.В., Богуславский М.В., Бобрышов С.В., Коршунова Н.Л., Рындак В.Г. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ (2-е переиздание) Москва, 2024. - 296 с.
      • Педагогика : учебное пособие по дисциплине для образовательных организаций высшего образования / Е. А. Александрова, Л. В. Байбородова, А. Г. Бермус, Н. В. Булдакова, С. С. Быкова, Р. Г. Габдрахманова, М. Ю. Гайкина, И. В. Гладкая, С. А. Городилова, Г. А. Гущина, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Ершова, Н. Ф. Ефремова, М. А. Захарищева, Е. Ю. Илалтдинова, О. В. Кор шунова, Ю. В. Красавина, М. А. Морозова, Т. З. Паштов, Н. В. Пыхина, М. И. Рожков, С. Д. Сажина, Е. Е. Сартакова, Г. И. Симонова, В. В. Утёмов, Е. В. Хмелькова, Н. Н. Шешукова, Т. Т. Щелина, В. Т. Юнгблюд. – Киров : ВятГУ, ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2024. – 316 с. – URL: http:// raduga-press.com/gallery/pedagogy.pdf. – Заглавие с экрана. ISBN 978-5-6052349-1-3
  • 2023
      • Александрова Е.А. Новые форматы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников и дошкольников //Сибирский педагогический журнал. 2023. № 6. С. 52-59. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56572847_77042367.pdf
      • Фирсова Т.Г., Шамионов Р.М., Александрова Е.А., Селиванова Ю.В. Научные школы факультета психолого-педагогического и специального образования СГУ имени Н.Г. Чернышевского: диахронический аспект //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. Т. 12. № 4 (48). С. 288-304. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56568413_86994607.pdf
      • Александрова Е.А., Алваш А.Ф. Реальность использования смешанного обучения в учебных программах обучения на среднем уровне //Поволжский педагогический поиск. 2023. № 1 (43). С. 33-39. ISSN: 2307-1052 https://elibrary.ru/download/elibrary_52691047_26860940.pdf
      • Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Фирсова Т.Г. Концептуальные идеи модернизации педагогического образования в контексте развития личностного потенциала будущего педагога // Социально-политические исследования. 2023. № 1(18). С. 148-166. ISSN: 2658-428X https://www.elibrary.ru/download/elibrary_53753763_41432931.pdf
      • Александрова Е.А., Дмитриев Д.В. Критерии, показатели и диагностические методики оценки уровня становления нравственного сознания курсантов войск национальной гвардии // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 3(24). С.123-132. eISSN: 2587-7402 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54667280_95772683.pdf
      • Александрова Е.А., Перминов А.М. Проблемы моделирования воспитательной деятельности куратора подразделения в военном вузе// Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2023. № 3(24). С.114-131. eISSN: 2587-7402
      • Александрова Е.А. Педагогическая поддержка как культурно-педагогическая практика: история понятия, тактики и стратегии [Электронный ресурс] / Е. А. Александрова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2023. - N 210. - С. 117-123.https://www.elibrary.ru/download/elibrary_56753638_79497811.pdf
  • 2022
      • Александрова Е.А., Дмитриева О.И., Кабанова М.И., Раева А. Самоопределение в культуре как результат эмоционального проживания ситуаций ценностного выбора на основе личностного потенциала// Сибирский педагогический журнал. 2022. № 6. C. 7-18. ISSN: 1813-4718 https://elibrary.ru/download/elibrary_50348044_72932107.pdf (К1) https://www.elibrary.ru/download/elibrary_50348044_99808785.pdf
      • Александрова Е.А. Размышления о процессе проектирования примерной программы воспитания РФ в общеобразовательных организациях//Народное образование. 2022. № 5. С. 153-160 (К2)
      • Александрова Е.А. Форматы педагогического сопровождения в цифровой образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С.30-44. https://elibrary.ru/download/elibrary_48408832_69078652.pdf
      • Александрова Е.А. Принципы и логика организации разновозрастного воспитательного события // Воспитание школьников. 2022. № 1. С. 34-43. https://elibrary.ru/item.asp?id=48656044 (К2)
      • Александрова Е.А. Векторы модернизации воспитывающей деятельности // Глобальный конфликт и контуры нового мирового порядка : XX Международные Лихачевские научные чтения, 9–10 июня 2022 г. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2022. – С. 469-472. https://www.lihachev.ru/images/2022/chten/xx-lihachevskie-chteniya-2022.pdf
      • Александрова Е.А., Вачков И.В. Многоголосье психологии и педагогики (рецензия на книгу Полякова С.Д. «Орбиты и пространства. Психология и педагогика: Идеи, люди, образы. Часть первая. Идеи и практики. Часть вторая. Люди и образы»)// Поволжский педагогический поиск. 2022. № 1 (39). С. 81-85.https://elibrary.ru/download/elibrary_48311400_76195046.pdf
  • 2021
      • Александрова Е.А., Евдокимова А.И., Евдокимов Н.А., Танчева И.В Особенности современного семейного воспитания в России: ожидания и перспективы //Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 76-84. https://elibrary.ru/download/elibrary_45795427_29669320.pdf (К2)
      • Александрова Е.А., Шакин Д.А. Система формирования информационно-правового мировоззрения курсантов военного вуза // Педагогический журнал Башкоркостана. 2021.№ 4. С.110-123. https://elibrary.ru/download/elibrary_46254838_22482888.pdf (К2)
      • Иванов М.В., Александрова Е.А. ВОЗМОЖНОСТИ ВЛИЯНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК МОЛОДЁЖНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ//В сборнике: Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области. Материалы X Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой и И.Э. Рахимбаевой. Саратов, 2021. С. 282-289. https://elibrary.ru/download/elibrary_47453279_63695351.pdf
  • 2020
      • Александрова Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6. С.13-21. ISSN 1813-145X https://elibrary.ru/download/elibrary_44652105_58372476.pdf (К1)
      • Александрова Е.А., Евдокимов Н.В., Евдокимова А.И., Таньчева И.В. К вопросу о современных возможностях инклюзивной образовательной среды // Философия образования. 2020. № 4. С. 125-140. ISSN 1811-0916 https://elibrary.ru/item.asp?id=44534049 (К2)
      • Alexandrova E.A., Sergeeva M.G., Lukashenko D.V., Mukhin M.I., Pyankov M.N. Students integrated competency as a result of clil technology application //Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-5. С. 133-142. https://elibrary.ru/item.asp?id=43817793
      • leksandrova E.A., Evdokimova A.I., Evdokimov N.A., Tancheva I.V., Fedyukov S.V. Педагогические аспекты формирования языковой составляющей социальной ответственности обучающихся // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. International Scientific Conference dedicated to the 80th anniversary of Turkayev Hassan Vakhitovich. Kh. I. Ibragimov Complex Research Institute. 2020. С. 3543-3554. DOI: 10.15405/epsbs(2357-1330).2020.10.5 https://elibrary.ru/item.asp?id=44214774
      • Sergeeva M.G., Alexandrova E.A., Mukhin M.I., Oreshkina A.K., Lukashenko D.V. Pedagogical com petency of teacher of professional educational institutions: challenges and assesment //Revista Inclusiones. 2020. Т. 7. № S3-2. С. 441-451. ISSN 0719-4706 https://elibrary.ru/item.asp?id=43817796
      • Александрова Е.А., Аттиа М.Р., Ахметов С.И. Преимущества и направленность электронного взаимодействия в web-обучении // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2020. № 4. С. 385-392.https://elibrary.ru/download/elibrary_44480446_22690255.pdf (К1)
      • Александрова Е.А., Черевичко Т.В. «Образовательное путешествие», как метод освоения туристского образовательного пространства // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т.11. № 2. С.91-97. https://elibrary.ru/download/elibrary_44261581_31631753.pdf (К2)
      • Александрова Е.А., Аттиа М.Р., Ахметов С.И. Классификация стратегий электронного взаимодействия в Web-обучении//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 3. С. 329-333. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44094938_46821725.pdf (К1)
      • Aleksandrova E.A., Kiryakova А.В., Chelpachenko Т.В. и др. Value Orientations: What Portrait of Modern Students is? //Revista San Gregorio, 2020, № 37. Enerc-marzo (1-9)/ ISSN 1390-7247, e.ISSN 2528-7907. https://elibrary.ru/url_article.asp
  • 2019
      • Aleksandrova E.A., Rudenko I.V., Kolesnikov M.A., Garipova V.V., Kuznezov S.V. SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT DEVELOPMENT // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Т. 7. № 4. С. 1137-1142. https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57528824100&origin=recordpage
      • Елина Е.Г., Александрова Е.А. Новые формы взаимодействия со студентами: научно-образовательный фестиваль "Неделя педагогического образования" в СГУ имени Н. Г. Чернышевского» //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 2 (30). С. 163-168. https://elibrary.ru/download/elibrary_39209015_81048257.pdf (К1)
      • Александрова Е.А., Григорьева М.В., Селиванова Ю.В., Плешкевич Е.А. Гуманизация образовательной среды. Саратов: ИЦ «Наука», 2019. – 160 с.
      • Александрова Е.А., Вачков И.В., Вачкова С.Н., Глебова З.В., Данилов С.В., Дуброва Т.И., Зарубина В.В., Кузнецова Н.И., Лукьянова М.И., Ляшевская Н.В., Мальцева А.П., Нагимова Н.И., Петренко Е.Л., Шакурова М.В., Поляков С.Д., Фахретдинова М.А., Шустова Л.П., Щербаков А.В. Теория и практика сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в условиях университетского комплекса. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 224 с.
  • 2012-2018 (статьи)
      • Александрова Е.А., Козлов О.А. Разработка модели совершенствования профессиональной подготовки курсантов росгвардии //Проблемы современного образования. 2018 . №5. Режим доступа: http://www.pmedu.ru/images/2018-5/19.pdf Александрова Е.А., Свердев Р.Г. Моделирование воспитательной деятельности куратора в военном вузе //Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 10. С. 58-62. ISSN 1026-955X https://elibrary.ru/item.asp?id=36282419 Александрова Е.А., Кузьминых Ю. Выявление и обоснование педагогических условий индивидуализации процесса формирования гражданского самосознания курсантов военного вуза // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. (в печати). ISSN 1813-4718 https://elibrary.ru/download/elibrary_36766060_29098031.pdf Александрова Е.А. Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017 // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 7 - 14. ИФ. 0,287. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32244343 Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т.6. № 4(21). С. 182-186. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_32239264_35505807.pdf Александрова Е.А., Максимова Е.А. Управление рисками в образовательных организациях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т.5. № 4(17). С. 21-25. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_28139492_45926339.pdf Александрова Е.А. Ретроспектива и перспектива методов воспитания в контексте их влияния на культурные практики детства //Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2 . С. 8-14. http://elibrary.ru/item.asp?id=26024481 Александрова Е.А., Баранаускине И. Стратегии формирования воспитывающей среды и методы воспитания подрастающего поколения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 3. С. 269-274. http://elibrary.ru/download/41833932.pdf Александрова Е.А. Методология сочетания процессов индивидуализации и социализации в практике образования// Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Москва, 2016 с 14-24 http://elibrary.ru/item.asp?id=26573998 Александрова Е.А., Неясова И.А. Педагогическое сопровождение ребенка младшего школьного возраста в процессе формирования социального опыта // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 3 (27). С. 7-12 http://elibrary.ru/item.asp?id=26690528 Александрова Е.А. Ретроспектива и перспектива методов воспитания в контексте их влияния на культурные практики детства // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2. С. 8-13. http://elibrary.ru/item.asp?id=26024481 Александрова Е.А., Логинов Д.А. Поколение "Y": методология взаиомдействия в образовательной среде//Российско-американский форум образования. 2016.№ 8 (1) режим доступа: http://www.rus-ameeduforum.com/content/ru/?task=art&article=1001170&iid=24 ААлександрова Е.А., Кривошеина Е.С. Структура формирования картины мира подростков // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 15-19. ISSN 1813-4718 http://elibrary.ru/download/elibrary_25127353_26234719.pdf Александрова ЕА., Бояринцева А.В. Тьютор в ситуации разновозрастного дошкольного образования // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 4(24). С. 7-11. ISSN 2079-3499 http://elibrary.ru/download/elibrary_25075430_53679940.pdf Александрова Е.А. Квалификация педагогов: как повысить? // Директор школы. 2015. № 4. С.39-44. ISSN 1562-1308. 5150 ‘экз. http://elibrary.ru/item.asp?id=23176387 Александрова Е.А. Путь ребенка к самому себе: индивидуальная траектория // Социальная педагогика. 2015. № 3. С. 32-39. ISSN 2220-6051 http://elibrary.ru/item.asp?id=25075430 Александрова Е.А. Самоорганизация детей и взрослых в образовательных учреждениях и по месту жительства: психолого-педагогическое сопровождение //Психология обучения. 2014. № 11. С. 4-15. http://www.edit.muh.ru/content/mag/jour3.php?link=po112014 Александрова Е.А Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. 2014. № 9. С. 180-187. http://elibrary.ru/item.asp?id=18889459 Александрова Е.А Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 35 (4). С. 52-59. http://pstgu.ru/scientific/periodicals/bulletin/IV/ Александрова Е.А Социокультурные условия и факторы вариативной педагогической деятельности в ситуации стандартизации образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 3. С. 282-286. http://akmepsy.sgu.ru Александрова Е.А Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 4 (8). С. 397-405. http://akmepsy.sgu.ru Александрова Е.А Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение //Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 2. С. 41-44. http://akmepsy.sgu.ru
  • 2005-наст.вр. (учебно-методические пособия)
      • Александрова Е.А., Старичков Н.Н, Шаукембаева Дж.,А., Учаева Л.А., Сидорова Д.В., Косоротова В.О. Становление музыканта: дневник саморазвития: учебно-методическое пособие. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2024. — 52 с. Летопись смены: Педагогический дневник вожатого: учебно-методическое пособие по летней вожатской практике для студентов. / Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Козлова О.А., Саяпина Н.Н. – Москва: Издательство «Перо», 2021. – 41 с. ISBN 978-5-00189-080-5 Александрова, Е.А., Бурмистрова М.Н. Организация профессиональных проб для учеников педагогических классов: учебно-методическое пособие / Е.А. Александрова, М.Н. Бурмистрова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 48 с. ISBN 978-5-9980-05-37-4. Александрова Е.А. Воспитательный процесс в высшей школе: учебное пособие для иностранных студентов (учебное пособие). Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2020. 50 с. ISBN 978-5-94841-440-9. Тираж 100 экз. Александрова Е. А., Бурмистрова М. Н. Организация образовательного процесса в вузе с использованием электронных и цифровых ресурсов. Методические рекомендации – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 60 с. ISBN 978-5-00171-709-6 Тираж 300 экз. Александрова Е.А., Кожакина С.О. Социально успешный подросток: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2019. – 68 c. Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н., Зиновьева М.П., Фирсова Т.Г. Дневник профессионального роста: материалы профессионального саморазвития студента. Учебно-методическое пособие. Москва: Перо, 2019. – 84 с. Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н. Организационно-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование» Саратов: изд-во СГУ, 2019. – 68 с. https://elibrary.ru/item.asp?id=42399973 Александрова Е.А., Бурмистрова М.Н. Методические рекомендации по проведению учебной практики. Психолого-педагогическая практика: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, квалификация (степень) – бакалавр / Е. А. Александрова, М. Н. Бурмистрова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. – 68 с.: ил. ISBN 978-5-292-04455-0 Александрова Е.А. Как подружиться с собственным ребенком. М.: Чистые пруды, 2008. - 32с. Александрова Е.А., Губанова Е.В. Методика сочетания продуктивного и задачного подходов к обучению школьников. М.: Экшэн, 2005. 80 с. (авторских 40 с.).

Диссертации: научное руководство и консультирование

  • 2023: Романова В.В. "Формирование толерантного отношения иностранных обучающихся к русской культуре в процессе эстетического воспитания".
  • 2022: Аттиа М. Р. А., «Формирование у студентов навыков решения учебных проблем посредством адаптивных тестов»
  • 2022: Шакин Д.А., «Педагогическое сопровождение формирования информационно- правового мировоззрения курсантов институтов войск национальной гвардии Российской Федерации»
  • 2022: Косарева Е.А., "Педагогическое сопровождение повышения уровня самоорганизации студентов"
  • 2021: Максимова Е.А., Концепция развития профессионального образования в России при смене научно-технологических укладов (докторская диссертация)
  • 2020: Никулина А.С., "Формирование коммуникативной компетентности обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории"
  • 2020: Русина А.С., "Формирование электоральной грамотности у обучающихся в образовательных организациях"
  • 2017: Козлов О.А., Совершенствование профессиональной подготовки курсантов войск национальной гвардии РФ при помощи современных информационных технологий
  • 2015: Герасимов П.Е., "Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности"
  • 2014: Кожакина С.О., "Формирование социальной успешности подростков"
  • 2014: Носов А.Г., Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся,
  • 2013: Баурова Ю.В., "Интенсификация учебного процесса в начальной школе на основе гендерного подхода (на примере преподавания иностранного языка)"
  • 2013: Богачева Е.А., "Педагогическое обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов"
  • 2013: Марчук Е.Г., "Формирование интеллектуальной компетентности старшеклассников в образовательном процессе"
  • 2013: Таньчева И.В., Педагогическое сопровождение становления субъектной позиции подростка
  • 2012: Андреева Е.А., Сравнительный анализ тьюторства (на примере Англии, Германии, ОАЭ и России)"
  • 2012: Кузнецова К.С., "Педагогическое сопровождение младших школьников в процессе формирования эмоционального интеллекта"
  • 2012: Фадеева Т.Ю., "Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования"
  • 2011: Писаренко А.Н., "Формирование профессиональной межкультурной компетентности студентов"
  • 2009: Кузьмина С.В., "Педагогическое сопровождение музыкально-творческой самореализации подростков"
  • 2009: Разумова Е.В., "Стандартизация образования в России и за рубежом (80-е гг. XX в. - начало XX в.): сравнительный анализ"
  • 2006: Гришина Н.Ю., "Формирование успешности в учебной деятельности"
  • 2006: Митрофанова Л.М., "Продуктивный подход к дополнительному образованию"
  • 2005: Максимова Е.А., "Организация групповой учебной деятельности в процессе профессиональной подготовки"
  • 2004: Губанова Е.В., "Продуктивный подход в обучении школьников решению нестандартных задач"
  • 2002: Никитина Е.А., "Самореализация школьника в учении"

Участие в конференциях

  • 2021: II Международная конференция «Всемирный день качества - 2021», г. Саратов, ФГБОУ ВО СГМИ имени В.И. Разумовского, 11 ноября 2021 г., Александрова Е.А. Тема доклада «Парадоксы применения идей качества в образовательном пространстве современного вуза».. пленарный доклад. Саратов.
  • 2011: Международная научно-практическая конференция " Гуманизация пространства детства: международный диалог".
  • 2021: II Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современно-го медицинского образования», г. Ижевск, «Ижевская государственная медицинская академия», 14 декабря 2021 г., Александрова Е.А. Тема доклада: «Мобильность и адап-тивность преподавателя высшей школы».. Пленарный доклад.
  • 2014: III Международная научная конференция «Современное общество: человек, власть, экономика».
  • 2021: Международная научная конференция «Страховские чтения – 2021: проблемы социальной психологии личности», г. Саратов, ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», 18-19 ноября 2021 г. Тема доклада «Педагогические основы моделирования воспитывающих за-нятий с детьми». Доклад на секции. Саратов.
  • 2015: Международная научно-практическая конференция «Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся».
  • 2021: II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Разви-тие воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном про-странстве». г. Пермь, ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 26-27 ноября 2021 г., Александрова Е.А., тема доклада «Семья и школа: проблемы и перспективы взаимодействия ситуации цифровизации обра-зования».. Пленарный доклад.
  • 2015: Международная конференция «Семейные ценности. Роль отца в современной семье».
  • 2021: V Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: исто-рия и современность», г. Пенза, «Пензенская духовная семинария Пензенской Епархии РПЦ», 28-29 октября 2021 г., Александрова Е.А. Тема доклада: «Образование и наука: линии сопряжения программ магистратуры и аспирантуры».. Модератор секции.
  • 2015: IV Международная научно-практическая конференция «Семейные ценности. Роль и место детей в семье и обществе».
  • 2021: II Всероссийская научно-практическая конференция "От Советской школы к Российской школе XXI века". докладчик, Председатель секции.
  • 2016: Международная научная конференция «Гуманизация образовательного пространства». Александрова Е.А. Стратегии формирования воспитывающей среды и методы воспитания подрастающего поколения (пленарный доклад) (очное участие).. Саратов.
  • 2021: III Международная научно-практическая конференция «Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы». докладчик.
  • 2016: V Международная научная конференция «Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение». Александрова Е.А. Методологические аспекты модернизации педагогического образования (очное участие).. Саратов.
  • 2021: VII Педагогический Конгресс «Общее образование как общее дело». докладчик.
  • 2016: Международная научно-практическая конференция «Социальное воспитание молодежи на основе традиционных ценностей русского народа». Александрова Е.А. Свобода и самоопределение личности как проблема социального воспитания юношества: традиции российского образования и реалии современного социума. (заочное участие).
  • 2021: IX Международная научная конференция «Историческая память в теории и социокуль-турной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления». докладчик, председатель секции.
  • 2016: Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализаци ФГОС». Александрова Е.А. Поколение Y: методология взаимодействия в образовательной среде. (пленарный доклад) (очное участие).
  • 2021: 8 Международная научно-практическая конференция "Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования",. докладчик.
  • 2016: Всероссийская научно-практическая конференция «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход». Александрова Е.А. Методология сочетания процессов индивидуализации и социализации в практике образования. (пленарный доклад) (очное участие). Саратов.
  • 2020: Стратегическая сессия «Педагогический ВУЗ – центр трансформации и развития региональной системы образования».
  • 2016: Всероссийский форум «За качественное образование». Александрова Е.А. Оптимизация образовательной среды вуза как фактор повышения качества жизни студентов. (пленарный доклад) (очное участие). Саратов.
  • 2020: Международный форум «Гуманизация образовательного пространства». докладчик.
  • 2016: Всероссийская научно-практическая интернет-конференция с международным участием «Современные социально-психолого-педагогические технологии в сфере образования и социальной защиты» Александрова Е.А. Технология тьюторского сопровождения: варианты, риски, перспективы. (заочное участие). Александрова Е.А. Технология тьюторского сопровождения: варианты, риски, перспективы. (заочное участие).
  • 2020: II Международная научно-практическая конференция «Педагогическое взаимодей-ствие: возможности и перспективы» в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.
  • 2016: Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностный подход: современные аспекты развития образования» (. Александрова Е.А. Социокультурные условия возникновения и развития тьюторства в образовательных системах за рубежом и в России. (пленарный доклад) (очное участие).
  • 2020: Республиканская научнопрактической конференция с международным участием «Формирование и развитие профессиональной компетентности педагогических работников в условиях обновления образовательного процесса», посвященной 95- летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора, академика МААН Н.В. Кухарева.
  • 2016: Ежегодная университетская научная конференция «Религиозное образование, воспитание, социализация в православной традиции». Александрова Е.А. Традиции формирования воспитывающих образовательных сред: риски и перспективы» (пленарный доклад) (очное участие).
  • 2022: XX Международные лихачевские научные чтения. докладчик, тема "Диагональ детского одеяла Д.С. Лихачева и векторы модернизации воспитывающей деятельности".
  • 2016: Научно-образовательный фестиваль IV Неделя педагогического образования «Качественное образование в условиях современной России». Александрова Е.А. Траектория личностного и профессионального развития студентов в образовательном пространстве университета. (пленарный доклад) (очное участие). Саратов.
  • 2022: Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы». Организатор.
  • 2017: Международная научно-практическая конференция «Социальная психология личности и акмеология». Саратов.
  • 2022: IV Международная научно-практическая конференция. «Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы». Пленарный доклад.
  • 2017: Всероссийская очно-заочная научно-методическая конференция «Этнокультурное образование в современном мире». Пленарный доклад. Саратов.
  • 2022: X Рождественские парламентские встречи в рамках XXX Международный Рождественский чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». г. Москва, Совет Федерации Федерального собрания. 17.05.2022. Александрова Е.А. Доклад «Организация духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях: новые вызовы и традиционные проблемы». Докладчик.
  • 2017: Всероссийская научная конференция «XXV Страховские чтения» в рамках Международного симпозиума «Столетие гуманитарного образования в саратовском государственном университете: Диалог времен: настоящее, прошедшее и будущее». Саратов.
  • 2022: Всероссийская научно-практическая конференция памяти академика РАО В.И. Загвязинского. ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» 27.04.2022. Александрова Е.А. Пленарный доклад «Человечность как методологический подход в педагогической деятельности В.И. Загвязинского».. Пленарный доклад.
  • 2017: ХV Межрегиональные образовательные Пименовские чтения. Пленарный доклад. Саратов.
  • 2022: Всероссийская научно-практическая конференция «Новые векторы развития образования». Александрова Е.А. «Векторы трансформации системы воспитательной работы» г. Вольск, Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова 24.05.2022.. Пленарный доклад.
  • 2017: Всероссийская научно-практическая конференция «Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности». Пленарный доклад.
  • 2018: Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства». организатор. Саратов.
  • 2018: VI Международная научная конференция «Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления». Председатель секции. Саратов.
  • 2018: II международная научно-практическая конференция «Христианская педагогика в современном мире».
  • 2018: Международная научно-практическая конференция «Системный подход в воспита-нии: развитие во времени и в пространстве» ФГБОУ ВО «Институт развития стратегий образования РАО».
  • 2018: Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные образовательные практики в контексте компетентностного подхода». Пленарный доклад.
  • 2018: XVII Всероссийская научно-практическая конференция педагогов и учащихся «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательных системах». Председатель секции.
  • 2018: Научно-педагогический Форум «Образование в провинции: традиции и новации». пленарный доклад.
  • 2018: VI межрегиональный детско-взрослый фестиваль «Синтез-школа», (Ульяновск, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова и окружной координационный центра Приволжского федерального округа «Всероссийская школа вожатых»,. Эксперт.
  • 2018: Региональный Форум актива школьников «Весте с РДШ» (Саратов, МАОУ «Соля-рис». Ведущий дискуссии. Саратов.
  • 2018: Региональные Покровские образовательные чтения. Пленарный доклад.
  • 2018: XVI Межрегиональные образовательные Пименовские чтения, педагогический Форум «Православная молодежь: свобода и ответственность». Председатель секции. Саратов.
  • 2019: Всероссийская конференция по реализации государственных приоритетов воспитания. эксперт программ воспитательной работы школ РФ.
  • 2019: Всероссийский форум «Современное развитие педагогического образования».
  • 2019: VI Республиканский проект с международным участием по повышению квалификации школьных психологов «Счастливая семья» в Институте семейного воспитания (, 18-30.11.2019 г.). ведущий специалист.
  • 2019: VII Международная научная конференция, посвященная 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образо-вания: сущность, концепции, перспективы» (Саратов, СГУ, 15 апреля 2019 г.). докладчик.
  • 2019: Международный форум «Гуманизация образовательного пространства». Организатор.
  • 2023: Всероссийская научно-практическая конференция «Научные основы реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей через систему воспитательной работы вуза, Москва, Российская академия образования, 18-19 ноября 2023. Александрова Е.А., Доклад «Создание в университете воспитывающей среды для формирования у молодежи ценностей «жизнь, гуманизм, милосердие». . доклад. Москва.
  • 2023: Шестой профессорский Форум «Наука и образование как основа развития России. Кадры для инновационной экономики»14-15 ноября 2023. М., РАО. Александрова Е.А. Доклад: «Воспитывающий потенциал новых форматов подготовки будущих педагогов в классическом университете». доклад. Москва.
  • 2023: Всероссийская конференция : история, теория и практика организации воспитательной работы с детьми и подростками. М., РАО, 16-17 ноября 2023. Александрова Е.А. Доклад: «Коллектив и личность в детской организации: индивидуально в хоре не поют?». доклад. Москва.
  • 2023: XVI-я Всероссийская научно-практическая конференция «Специфика педагогического образования в регионах России» Тюмень: ГАОУ ТО ДПО Тюменский областной государственный институт развития регионального образования. 19 октября 2023. Александрова Е.А. Пленарный доклад: «Проблемы подготовки будущих педагогов к взаимодействию с родителями школьников». доклад. Тюмень.
  • 2023: Всероссийская научно-практическая конференция «Наставничество в высшей школе: история и перспективы» Саратов, ФГБОУ ВО «СНУ имени Н.Г. Чернышевского». Александрова Е.А. Доклад: «Наставничество как культурно-профессиональная педагогическая практика». 24 октября 2023.. доклад.
  • 2023: Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы развития». Владивосток. Приморский краевой ИРО. 1-2 ноября 2023. Александрова Е.А. Доклад: ««Педагогические противоречия организации духовно-нравственного воспитания». доклад. Владивосток.
  • 2023: IV Всероссийская научно-практическая конференция «Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики». 22 ноября 2023. Мытищи. Государственный университет просвещения. Александрова Е.А. Доклад: «Педагогическая тактика и психологический такт в поддерживающей деятельности».
  • 2023: VII Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность» Пенза. ДОО ВО «Пензенская духовная семинария Пензенской Епархии РПЦ». 8-9 ноября 2023. Александрова Е.А. Доклад: «Педагогические противоречия организации духовно-нравственного воспитания». доклад. Пенза.
  • 2023: Межрегиональная научно-практическая конференция «Социализация и воспитания обучающихся: «традиции, ценности, образ будущего» Министерство образования Камчатского края. 12-14 декабря 2023 г. г. Петропавловск-Камчатский. Александрова Е.А. «Организация духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях: новые вызовы и традиционные проблемы» (очно, пленарный доклад); «Фоновое воспитание» как эффективный метод успешного развития и социализации ребенка» (очно, секционный доклад); «Форми. доклад, ведущий тренингов.

Преподаваемые дисциплины

  • Основы организации научно-исследовательской работы

Почетные звания, награды, поощрения

  • 2015: Почетная грамота Министерства образования и науки Саратовской области
  • 2017: Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации
  • 2019: Премия для преподавателей вузов Саратова «Высота».
  • 2018, 2024: Благодарственное письмо Министерства образования и науки Ульяновской области.
  • 2020: Благодарность от Научного совета РАО по проблемам воспитания

Биографический текст

Екатерина Александровна Александрова, 1965 г.рожд., в 1987 году с отличием закончила Саратовский государственный педагогический институт им. К.А. Федина.

Работала учителем химии в гимназии № 42,  куратором в гимназии № 1 г. Саратова, зам.директора по учебной работе в Саратовском педагогическом колледже, в  Педагогическом институте в должности ассистента (1995 г), доцента (1999 г.), в СГУ имени Н.Г. Чернышевского в должности профессора и заведующей кафедрой методологии образования.

По инициативе и непосредственном участии Екатерины Александровны при кафедре была создана Лаборатория продуктивного образования, в рамках деятельности которой возникли  такие глобальные для Саратовской области образовательные проекты как  ежегодная Международная конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» (2004-2015 гг., на базе Лицея-интерната естественных наук при СГАУ), ежегодный Областной конкурс студенческих проектов «Навстречу профессии» (на базе ГАПОУ СО «Вольский  педагогический колледж  им. Ф.И.Панферова»).

В 2013 г. Е.А. Александрова явилась инициатором организации и проведения в СГУ Недели педагогического образования, как ежегодного педагогического форума студентов, преподавателей, педагогов школ и учреждений дополнительного образования. Мероприятия Недели отличаются диалогичностью, предоставляют возможность познакомиться с различными подходами к образованию, пользуются все возрастающей популярностью  не только в СГУ, но и за его пределами.

Е.А. Александрова регулярно читает лекции, проводит семинары и мастер-классы в различных институтах РВ, а также в качестве ведущего Всероссийского марафона учебных предметов (2014 г.), Всероссийских Недель школьной психологии (2006 – 2016 гг.); Ведущего Всероссийских Педагогических мастерских (2008 – по 2016 гг.), проекта «Перекрестков педагогики и психологии» (2009 г. – по настоящее время), а также сотрудничая с институтами развития образования гг. Ульяновска, Челябинска,  Красноярска, Уральска, Институтом семейного воспитания г. Нур-султан (Казахстан), Университетом г.Барановичи (Белоруссия), Университетом г. Граде Кралове (Чешская республика).

Во многом благодаря научным трудам и лекциям  Е.А. Александровой в Саратовской области в практике образования распространились такие педагогические концепции, как концепция педагогической поддержки и, впоследствии, концепция тьюторской деятельности. 

Научная деятельность Е.А. Александровой не раз была поддержана  грантами РГНФ и РФФИ.  Под ее руководством Александровой Е.А. были защищены 25 кандидатских и 1 докторская диссертация, направленность которых позволяет судить о формировании определенной научной школы «Педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве».

Научные и научно-методические труды Е.А. Александровой (более 250 работ, посвященных вопросам становления воспитательных систем, работе классного руководителя, тьютора, индивидуальным образовательным траекториям) известны далеко за пределами Саратовской области. Книги и статьи Екатерины Александровны печатаются в таких известных центральных издательствах, как «Народное образование», «Первое сентября», «Сентябрь» и др.

Е.А. Александрова активно сотрудничает со СМИ, являясь заместителем главного редактора журналов «Известия СГУ. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития», а также членом редакционной коллегии журнала «Гуманитарные науки и образование», «Научный потенциал регионов на службу модернизации» и мн.др.

Научная работа Е.А. Александровой заключается и в том, что она является  председателем диссертационного совета 24.2.392.05 в ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» (специальности 5.8.1 и 5.8.7); членом диссертационного совета «НИ ТГУ.5.8.02» при НУ "Томский государственный университет".