Skip to main content Skip to search

Шамионов
Раиль
Мунирович

Заведующий
Образование: 
Ульяновский государственный педагогический институт, 1991 г., учитель математики и физики
Санкт-Петербургский государственный университет, 1992 г., Возрастная и профориентационная психология, практический психолог
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Доктор психологических наук (19.00.05 – Социальная психология), Внешние и внутренние детерминанты личности в процессе ее социализации, 2002 г.
Учёное звание: 
"Профессор по кафедре психологии образования", "Министерство образования и науки Российской Федерации", 2008 г.
"Профессор РАО", Российская академия образования, 2019 г.
Научные интересы: 
Проблемы социализации личности
Психология профессионализации учителя
Психология субъективного благополучия личности
Психология социальных представлений
Самоопределение личности и профессиональная социализация
Общий стаж: 
33 года
Стаж по специальности: 
27 лет
Работа в университете: 
Заведующий кафедрой, кафедра социальной психологии образования и развития, с 2007 по н.в.
Трудовая биография: 

1997-2004: ассистент, ст.преподаватель, доцент, профессор кафедры педагогической психологии;

2004-2013 профессор, зав.кафедрой психологии образования СГУ;

2013 профессор, зав. кафедрой социальной психологии образования и развития

Общественная работа:
1. Главный редактор журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития» (ВАК)
2. Член редколлегии журнала «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика» (ВАК)

Биографический текст: 

Образование:

  • 1986-1991: Ульяновский государственный педагогический институт им.И.Н. Ульянова, физико-математический факультет  с присуждением квалификации «Учитель математики и физики»;
  • 1991-1992: Санкт-Петербургский государственный университет, психологический факультет с присуждением квалификации «Психолог».

Учителя:

  • Головей Л.А., д.пс.н., проф., Санкт-Петербургский государственный университет
  • Новиков В.В., д.пс.н., проф.,  Ярославский государственный университет
  • Кузьмина З.В., к.пс.н., доцент, Ульяновский государственный педагогический университет

Читаемые курсы:

  • Социальная психология;
  • Психология социального поведения личности

Автор оригинальной концепции социализации личности. Разработал процессуальный подход к социально-психологическому анализу, определению условий «нормативной» социализации в условиях современной российской действительности, заключающийся в рассмотрении ее с позиций многоуровневой внешней и внутренней детерминации, сменности оснований и механизмов.

Предпринял системное изучение личностных детерминант субъективного благополучия, его структуры и динамики.

Основные научные публикации: 

Книги:

  1. Шамионов Р.М. Введение,  гл. 1. Теоретические проблемы исследования / Дискриминационные установки в современном обществе / Р.М. Шамионов, Е.Е. Бочарова,  М.В. Григорьева, [и др.]; под ред. Р.М. Шамионова – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2021. 172 с. С. 4-29. ISBN 978-5-292-04707-0
  2. Шамионов Р.М.  Гл. 1. Социальная активность личности и группы: некоторые теоретические выводы / Психология социальной активности молодежи – Москва: Издательство «Перо», 2020. – 200 с. – 1,9 Мб. [Электронное издание].  С. 11 – 36.
  3. Шамионов Р.М., Гарбер И.Е., Бочарова Е.Е., Голованова А.А., Вагапова А.Р., Фадеева Т.Ю., Арендачук И.В., Акименко А.К., Кленова М.А. Позитивная психология личности. Монография. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. 200 с. ISBN 978-5-292-04452-9
  4. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология субъективного благополучия и социальной адаптации личности. Саратов. Изд-во Саратовского ун-та, 2014. 196 с.
  5. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психология социальной активности молодежи: проблемы и риски. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012. – 384 с.: ил. ISSN 978-5-292-04160-3. Тираж 100 экз. 24 п.л.
  6. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. — 240 с.
  7. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. —  Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. — 180с.
  8. Шамионов Р.М. Личность и ее становление в процессе социализации. — Саратов: Изд-во Сар. Пед.ин-та, 2000. — 200 с.

Другие основные публикации:

  1. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Роль динамических свойств в социальной активности личности // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 69-79.  
  2. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Академическая адаптация студентов: разработка и валидизация новой методики // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 2. С. 53-68.
  3. Шамионов Р.М., Суздальцев Н.В. Соотношение приверженности молодежи к социальной активности в интернете и физическом пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19. № 1. С. 21-38.       
  4. Шамионов Р.М. Эмпирическая модель социальной активности молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22. № 2. С. 188-196.        
  5. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 1. С. 124-141.   
  6. Елина Е.Г., Шамионов Р.М. Дистанционное обучение: новые возможности замещения обучения в кампусе или попытка достижения акме в образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11. № 1 (41). С. 65-71.
  7. Shamionov, R.M.; Grigoryeva, M.V.; Sozonnik, A.V.; Grinina, E.S. The Role of Junior Adolescents’ School Well-Being/Ill-Being Characteristics in School Anxiety Variations. Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ. 2021, 11(3), 878–893. https://doi.org/10.3390/ ejihpe11030065
  8. Шамионов Р.М.  Социальная активность и склонность к риску студентов с автономным и зависимым типами субъектной регуляции  // Социальная психология и общество. 2021. Том 12. № 1. С. 94–112. doi:10.17759/sps.2021120107
  9. Григорьева М. В., Шамионов Р. М., Гринина Е. С., Созонник А. В., Краснова С. В. Компонентная структура академической адаптации в младшем школьном возрасте // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 247-262. doi: 10.32744/pse.2021.4.16
  10. Shamionov, R. M., & Grinina, E. S. (2021). Characteristics of students’ academic adaptation at different levels of education in Russia. Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education, 52 (4), 370-380. doi: 10.32744/pse.2021.4.24
  11. Grigorieva, M. V., Shamionov, R. M., Grinina, E. S., Sozonnik, A. V., & Krasnova, S. V. Academic Adaptation As Overcoming Uncertainty In Primary Schoolchildren With Disabilities  // EpSBS / Vol. 119 - International Conference «Humanity in the Era of Uncertainty» (ICHEU 2021) (2021). Doi: 10.15405/epsbs.2021.12.02.53
  12. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Гринина Е.С., Созонник А.В. Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями Клиническая и специальная психология 2021. Том 10. № 3. С. 181–207.
  13. Шамионов Р.М.  Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрированности молодежи // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. С. 176–195. DOI: 10.17223/17267080/77/9
  14. Шамионов Р. М., Сорокин А. И. Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 1 (33). С. 25–32. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-1-25-32
  15. Шамионов Р. М., Григорьева М. В. Методика измерения дискриминационных установок // Страховские Чтения: сборник научных трудов / редакционная коллегия: Р. М. Шамионов (главный редактор) [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, 2020. – Вып. 28. – 442 с. С.362 – 367.
  16. Шамионов Р. М. Дискриминационные установки личности как фактор, препятствующий устойчивому развитию общества // Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. сборник научных статей. /отв. ред. В.И. Панов. – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: Университетская книга, 2020. – 548 с. С. 85-89.
  17. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: изменчивость и детерминация // Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Отв. редактор А.В. Карпов. 2020. С. 579-583.
  18. Шамионов Р. М. Бескова Т.В. Экономико-психологические детерминанты зависти // Психол.журн.  2020. Т. 41. № 5. С. 38-48.
  19. Шамионов Р. М., Невский Е. В. Специфика глазодвигательных реакций и ценностей как предикторов социальной активности студентов // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 294-307. doi: 10.32744/pse.2020.3.22
  20. Шамионов Р. М., Григорьева М. В., Созонник А. В., Гринина Е. С., Протасов П. А., Силютина Н. Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 258-272. doi: 10.32744/pse.2020.5.18
  21. Shamionov R. M. The role of civic identity in the preferences of civil and political forms of social activity in Russian youth // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 459–472. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2020-17-3-459-472
  22. Шамионов Р.М.  Роль индивидуальных ценностей, авторитарных установок и социальной идентичности в общей дискриминационной направленности личности в России // Социальная психология и общество. 2020. Т.11. № 2. С. 54–73. doi:10.17759/sps.2020110204
  23. Шамионов Р.М. Формирование дискриминационных установок личности в процессе ее социализации // Известия Сарат.ун-та. Се-рия Акмеология образова-ния. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 2 (26). С. 129 – 135. doi: 10.18500/2304-9790-2018-7-2-129-132.
  24. Шамионов Р.М. Зависть как эффект социализации личности в условиях недостаточного владения социальными навыками // Известия Сарат.ун-та. Се-рия Философия. Психоло-гия. Педагогика. Т. 18, Вып.2, 2018. C.324-333.
  25. Шамионов Р.М., Султаниязова Н.Ж. Ценности и отношение к этнической культуре и традициям  как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Российский психологический журнал, 2018. Т.15. №1. С.157-186. doi: 10.21702/rpj.2018.1.8
  26. Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Новая методика определения уровня субъективного благополучия личности // Психологические исследования [Эл.ж-л]. 2018. Том.11, №60. С.8.URL: http://psystudy.ru
  27. Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 5.C. 23—30. doi: 10.17759/pse.2017220503
  28. Шамионов Р.М. Еремина Е.А. Предикторы социально-психологической адаптации безработных // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017 Vol. 14 No. 4. С. 383—399. doi 10.22363/2313-1683-2017-14-4-383-399
  29. Шамионов Р.М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2.- С. 90-104.
  30. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Психодинамические свойства как предикторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2017. Т.38, №1. С.41-51.
  31. Taormina, R. J., Shamionov R.M. A New Measure of Traditional Values across Cultures: China and Russia Compared // Psychological Thought. 2016. Vol. 9, No 2 (October 2016), 197-220.doi: 10.5964/psyct.v9i2.202
  32. Shamionov R.M., Grigoryeva M.V. Social Needs and Convictions as Predictors of Emotional and Psychological Well-being of College and University Students // Mediterranean Journal of Social Sciences. November 2015. Vol. 6. No 6. Supplement. 1. P. 528-536.
  33. Shamionov R.M. Risk Society and Humanity // Chaos, Complexity and Leadership 2014 (Springer Proceedings in Complexity) / von Sefika Sule Erçetin (Herausgeber). Springer; Auflage, 2015. (7. Juli 2015)/ -519р. Р.209-225.
  34. Shamionov R.M.  Envy and Monetary Attitudes of Personality // Advances in Public, Environmental and Occupational Health, 2014, Vol.4., 43-48.
  35. Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности к изменениям // Известия РУДН. Серия Психология и педагогика. 2016. Вып.3. С.28-39.
  36. Шамионов Р.М. Теоретические подходы к этнопсихологическим и кросскультурным исследованиям субъективного благополучия личности // Вестник РУДН, 2016, №1. С.7-20.
  37. Шамионов Р.М., Созонник А.В. Динамика и личностные предикторы предпочитаемых стратегий преодоления курсантов военного вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Т.5. Вып.2, 2016. С.128-136.
  38. Шамионов Р.М. Уверенность в себе и базовые убеждения как предикторы субъективного благополучия русских и казахов // Психологические исследования, 2016, 9(45), 5. http://psystudy.ru
  39. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. Т.15. №4, 2015. С. 106-113.
  40. Шамионов Р.М. Базовые убеждения и культурные установки как предикторы эмоционального и психологического благополучия горожан и сельчан // Социальная психология и общество. №4, 2015. С.109-122.
  41. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминированность // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. Т.4. Вып.3, 2015. С.213-219.
  42. Шамионов Р.М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности // Психологический журнал. 2014. Т.35. №4. С.68-81.
  43. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. — Москва, СГА (Современная гуманитарная академия). — 2012. — № 11. — С. 116-123. ISSN 1561-2457. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/jour3.php?link=po112012
  44. Шамионов Р.М. Взаимосвязь стратегий поведения и субъективного благополучия представителей контактирующих этносов // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. — 2012. — Т. 12, вып. 1. — С. 79-83. ISSN 1814-733X; ISSN 1819-7671. URL: http://www.sgu.ru/massmedia/izvestia_ppp/node/80455 
  45. Шамионов Р.М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. — 2012. — № 3. — С. 145-154. ISSN 2073-8528. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=8861 
  46. Шамионов Р.М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2012. — Т. 5, № 2. — С. 72-81. ISSN 2073-0861. URL:  http://elibrary.ru/title_about.asp?id=29020
  47. Шамионов Р.М. Социализация личности в контексте со-бытия с Другими // Социальная психология и общество. Москва: Московский городской психолого-педагогический университет. 2012. № 4. С. 5-14. ISSN 2221-1527 URL:http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9131
  48. Шамионов Р.М., Анисимов В.О. Профессиональная социализация и проблема категоризации Другого // Социология образования. — 2012. — № 10. — С. 75-86. ISSN 1561-2465. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9131 
  49. Шамионов Р.М. Социализация личности в контексте со-бытия с Другими // Социальная психология и общество. 2012. №4. – C. 5-14.
  50. Шамионов Р.М. Принцип диахронии в исследовании социализации личности// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика. Т. 13, 2013. Вып. 1. – С. 79-85. ISSN 1814-733X ISSN 1819-7671.
  51. Шамионов Р.М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов// Психология обучения. —  2013. —  № 9. — С. 20-30. ISSN 1561-2457. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/jour3.php?link=po112013
  52. Шамионов Р.М. Социализация личности: системно-диахронический подход // Психологические исследования. —  2013.— 6(27), — С. 8. 0,7 п.л. URL:  http://psystudy.ru 2075-7999.
  53. Shamionov R. Dynamics and the relationship between job satisfaction and the emotional focus of comprehensive school teachers // Conference on Psychology and Social Harmony, May 24 - 26, 2013,  Beijing, China // Scientific Research Publishihg, USA. p.128-132. ISBN 978-1-61896-028-3
Участие и организация конференций: 
Международная научная конференция «Страховские чтения – 2021: проблемы современной социальной психологии личности» , Саратов, Россия, 2021 г., статус участия - Организатор.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства», Саратов, Россия, 2020 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная инте-грация-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекцион-ной педагогики и психологии», Саратов, Россия, 2020 г.
Всероссийская научная конференция «Ярославская психологическая школа: история, современность, пер-спективы» , Ярославль, Россия, 2020 г.
Победы в грантах и научных проектах: 
  1. Грант фонда Сороса (2000-2002)
  2. Грант программы Университеты России (Минобразование РФ) (2004-2005)
  3. Грант Президента РФ (2005-2006)
  4. Грант РФФИ (2006-2007)
  5. Грант РГНФ (2006-2013)
  6. Грант РФФИ (2018-2020)
  7. Грант РНФ (2018-2022)
Повышение квалификации: 
Современные образовательные технологии в рофессиональном образовании, ФГБОУ ВО "СГУ имени Н.Г. Чернышевского", 2021 г.
AMOS: Моделирование структурными уравнениями, Санкт-Петербургский государственный университет, 2018 г.
Социокультурные вопросы подготовки научно-педагогических работников: риски реализации ФГОС, Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2016 г.
«Использование электронной информационно-образовательной среды СГУ в образовательном процессе», ФГБОУ ВО "СГУ имени Н.Г. Чернышевского", 2016 г.