В геологическом колледже СГУ с целью профессионального самоопределения педагог-психолог Е.В.Даниловская провела мероприятия (беседы, тренинги, анкетирование) «Мой выбор», «Жизненная позиция на рынке труда», «Я и моя профессия» среди обучающихся, направленные на создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения
Самоопределение – это личностный процесс, который зависит от внешних и внутренних факторов на разных этапах жизни.
При становлении профессионального самоопределения личность подростка проходит несколько определенных жизненных этапов:
Первый этап - старший дошкольный возраст формируется позитивное отношение к трудовой жизни;
Второй этап – пропедевтический (длится с 1-4 классов), формируется нравственное отношение к выбору профессии;
Третий поисковый этап (5-7 класс) процесс осознания своих личных интересов, ценностей и способностей, которые могут быть связаны с выбором будущей профессиональной деятельности;
Четвертый этап (8-10 классы) развитие профессионального самосознания, опыт общественной сферы выбора профессии со своими идеалами и интересами;
Пятый этап (10-11 классы) уточнение профессионального статуса. Начинает осуществляться профориентационная деятельность, которая связана с углубленным изучением учебных предметов, формирование профессионально важных качеств в избранной будущей профессии, коррекции и контролю профессиональных планов, достижений в избранном виде труда, а также самоподготовке к будущей профессии и саморазвитию. Это является самоопределением.
На заключительном этапе (обучающиеся СПО), получают навыки профессиональной деятельности.
Поэтому необходимо уделять особое внимание для становления и развития профессиональной деятельности именно с подрастающим поколением в возрасте (16-17 лет). Одной из важных функций профессионального самоопределения является помощь человеку в выборе будущей профессиональной деятельности, а также в поиске своего места в социуме. Общее образование, прежде всего, направлено именно на это, оно помогает определиться с выбором будущей специальности.